Методические рекомендации

  к практическому занятию № 9

Специальность: 5В130100 «Общая медицина»

1. Тема: Нарушения углеводного обмена

2. Цель занятия:

- закрепить знания по типовым формам нарушений углеводного обмена.

3. Задачи обучения:

 - научить студентов проводить патофизиологический анализ нарушений углеводного обмена;

 - дать знание принципов терапии гипогликемий и гипергликемий.

4. Основные вопросы темы:

1. Нарушение всасывания углеводов пищи, процессов синтеза, депонирования и расщепления гликогена, транспорта углеводов в клетки и усвоения углеводов.

2. Нарушение межуточного обмена углеводов.

3. Гипогликемия, виды, причины и механизмы развития. Гипогликемическая кома.

4. Гипергликемия, виды, причины и механизмы развития.

5. Панкреатическая и внепанкреатическая инсулиновая недостаточность.

6. Принципы терапии гипогликемий и гипергликемий.

5. Методы обучения и преподавания:

Дискуссия, решение задач

Задачи.

Задача № 1. Дать патофизиологический анализ нарушений углеводного обмена.

       При проведении стандартной пробы на толерантность к глюкозе (СПТГ) уровень глюкозы в крови натощак <5,5 ммоль/ л, 60 мин - 8,9 ммоль/л, через 120 мин - > 7,2 ммоль/л.

 

Задача № 2. Дать патофизиологический анализ нарушений углеводного обмена.

       При проведении стандартной пробы на толерантность к глюкозе (СПТГ) уровень глюкозы в крови натощак 7,26 ммоль/л, через 60 мин - 14,4 ммоль/л, через 120 мин - 12,2 ммоль/л.

 

Примечание:

Стандартная проба на толерантость к глюкозе (СПТГ). Проводится после ночного голодания. Кровь для определения глюкозы берется натощак и через 30, 60, 90 и 120 мин после приема глюкозы внутрь в дозе 1,75 г/кг массы тела.

       Нарушение толерантости к глюкозе у мужчин и небеременных женщин диагностируется, если уровень глюкозы натощак меньше 7,8 ммоль/л, через 120 мин между 7,8 ммоль/л и 11,1 ммоль/л и в одной из других проб (через 30,60 или 90 мин) больше, или равен 11,1 ммоль/л.

       Нарушение толерантности к глюкозе у детей диагностируется, если уровень глюкозы натощак менее 7,8 ммоль/л, а через 120 мин. более 7,8 ммоль/л.

 

Задача № 3. Составить таблицу влияния гормонов на углеводный обмен. При этом стимулирующее действие отметить (+), унетающее (-), отсутствие эффекта (0).

 

Гормоны Гликогенолиз Гликогенез Гликонеогенез Гликемия Дополнит. влияния
Инсулин          
Глюкагон          
Адреналин          
Глюкокортикоиды          
АКТГ          
СТГ          
Тироксин          

 

6. Литература:

Основная

1. “Патофизиология” под ред. А.Д.Адо и В.В.Новицкого - Томск, 1994. -С. 200 - 207

2. П.Ф.Литвицкий “Патофизиология” Москва “ГЭОТАР - Медиа”, 2008. -С. 111 - 127.

Дополнительная

1. Вельтищев Ю.Е. и др. Обмен веществ у детей. М.Медицина 1993г.

2. Современные достижения и методы диагностики, контроля и терапии сахарного   

диабета.// Проблемы эндокринологии - 1990 т. 36 № 5

3. И.И.Дедов, Г.А. Мельниченко., В.В.Фадеев Эндокринология. Москва, 2000

7. Контроль знаний. Собеседование по вопросам темы занятия.

 

Методические рекомендации

   к практическому занятию № 10

Специальность: 5В130100 «Общая медицина»

1. Тема: Нарушения белкового и липидного обменов. Голодание

2. Цель занятия:

- закрепить знания по типовым формам нарушений белкового и липидного обменов.

3. Задачи обучения:

 - дать знание этиологии и патогенеза нарушений белкового обмена;

- дать знание этиологии и патогенеза нарушений липидного обмена;

- научить студентов вычислять должную массу тела, определять степень ожирения.

4. Основные вопросы темы:

1. Нарушение процессов всасывания, синтеза и распада белков: причины, патогенез,      

последствия. Положительный и отрицательный азотистый баланс.

2. Нарушения обмена аминокислот. Нарушение аминокислотного состава крови:     

гипераминоацидемия.

3. Нарушение конечных этапов белкового обмена, синтеза мочевины.

4. Подагра: экзо- и эндогенные факторы, патогенетические механизмы. Особенности    

нарушений обмена пуриновых оснований у детей.

5. Нарушение белкового состава плазмы крови: гипер-, гипо- и диспротеинемия;     

парапротеинемия.

6. Недостаточное и избыточное поступление жира в организм. Нарушения всасывания и    

транспорта жира, перехода его в ткани.

7. Общее ожирение: виды, причины и механизмы развития.

8. Истощение и кахексии; экзо- и эндогенные причины, патогенез.

9. Гиперхолестеринемия. Гиперлипопротеинемии, дислипопротеинемии. Атеросклеороз.

10. Особенности нарушения липидного обмена у детей.

11. Экзогенные и эндогенные причины голодания. Абсолютное, полное, неполное,   

  частичное голодание; белковое голодание.

12. Периоды голодания. Условия, влияющие на резистентность организма к голоданию.

13. Особенности голодания у детей раннего возраста.

14. Понятие о лечебном голодании.

 

5. Методы обучения и преподавания:

Дискуссия, выполнение задания по расчету степени ожирения.

Задание

Определение степени ожирения.

Цель: Измерить массу тела, рассчитать должную массу тела и оценить их соответствие.

Для расчета должной массы тела на практике чаще всего используют показатель Брока или индекс Кетле, так же могут быть использованы таблицы должной массы тела.

Показатель Брока используется как ориентировочное значение должной массы тела и рассчитывается путем вычитания цифры 100 из показателя роста в сантиметрах, плюс-минус 10%. Плюс для гиперстеников и людей пожилого возраста, минус для астеников и лиц молодого возраста.

Индекс Кетле - рассчитывается как отношение массы тела в кг к росту в метрах, возведенному в квадрат. В норме он не должен превышать 25; от 25 до 30 - соответствует I - II и выше 30 - III - IV степеням ожирения.

Степень ожирения рассчитывается в процентах превышения должной массы тела.

I- 15 - 29 %

 

II- 30 - 49 %

 

III- 50 - 99 %

 

IV- 100 % и выше

 

Задача 1. Масса тела 60 кг рост 165 см.

 

Задача 2. Масса тела 107 кг рост 180 см.

 

Задача 3. Масса тела 122 кг рост 171 см.

 

6. Литература:

Основная

1.  П.Ф.Литвицкий “Патофизиология” Москва “ГЭОТАР - Медиа”, 2008. - С. 128-146.

2. “Патофизиология” под ред. А.Д.Адо и В.В.Новицкого - Томск, 1994. -С 208-216

   Дополнительная

1. Чаяло П.П. нарушения обмена липопротеидов. Киев. - Здоровья 1990

2.  Вельтищев Ю.Е. и др. Обмен веществ у детей. М.Медицина 1993г.

3. И.И.Дедов, Г.А. Мельниченко., В.В.Фадеев Эндокринология. Москва, 2000

 

Контроль знаний.

Собеседование по основным вопросам темы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: