Введение
Аудиторных занятий | 50 часов |
Аудиторные сочинения | 6 часов |
Внеклассное чтение | 6 часов |
Обобщение изученного | 2 часа |
Резерв | 5 часов |
Всего | 70 часов |
По полугодиям (частям учебника)
1 полугодие | 2 полугодие | |
Аудиторных занятий | 21 час | 28 часов |
сочинений | 4 часа (2 сочинения) | 2 часа (1 сочинение) |
Внеклассное чтение | 3 часа | 3 часа |
Обобщение изученного | 1 час | 1 час |
Всего учебных часов | 29 часов | 34 часа |
Резерв | 5 часов |
Учебно-методический комплект для 5 класса средней школы состоит из учебника в 2 частях, рабочей тетради, методического пособия для учителя, а также хрестоматии по внеклассному чтению и дополнительных наглядных материалов на CD-ROM.
Методический основа учебника предполагает сочетание компетентностного и деятельностного подходов при адаптации, расположении и интерпретации учебного материала. Под компетентностным подходом мы понимаем ориентирование на формирование у учащихся системы знаний, определенных федеральным компонентом государственного стандарта образования. Деятельностный аспект направлен на формирование речевых навыков и умений, соответствующих возрастным возможностям учащихся и характеру учебного материала, и развития личности учащегося, способности самостоятельно мыслить и высказывать суждения.
|
|
Компетентностный подход предполагает последовательное формирование опыта социально-профессиональной жизнедеятельности человека, основыванного на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленного. Перечислим основные компетенции, которые учитываются и развиваются в ходе реализации данной программы по литературе:
- понимание целей своей деятельности;
- - умение контролировать свою деятельность;
- - вовлечение эмоций в процесс деятельности;
- - готовность и способность обучаться самостоятельно;
- - поиск и использование обратной связи;
- - самостоятельность мышления, оригинальность;
- - критическое мышление;
- - готовность решать сложные вопросы;
- - готовность работать над чем-либо спорным;
- - готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели;
- - отношение к правилам как указателям желательных способов поведения;
- - способность принимать решения;
- - способность к совместной работе ради достижения цели;
- - способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели;
- - способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
- - способность разрешать конфликты и смягчать разногласия и др.
Настоящий учебник написан в соответствии с требованиями Стандартом (не только название, но дата). Авторы ставят перед собой следующие цели и задачи: (переформулировать и упростить положения программы в целям и задачам).
|
|
Ведущей историко-литературной и методической идеей учебника 5 класса является осознание природы художественного образа, специфики литературног вымысла.
Одной из принципиальных методических установок данного учебника является то, что все включенные в него учебные и художественные тексты подлежат обязательному самостоятельному прочтению учениками дома. Помочь справиться с данной задачей призвана система предтекстовых и послетекстовых заданий, которые, по усмотрению учителя, могут выполняться дома или в классе, частично или полностью.
Методический аппарат учебника:
Задания А – создают мотивацию для чтения учебного текста или художественного произведения, обучают разному типу чтения (изучающее, поисковое, выразительное).
Задания Б – проверяют усвоение содержания прочитанного
Задания В – позволяют развивать речевые умения на основе прочитанного текста.
Задания Г – проблемные вопросы и задания, позволяющие развивать речевые умения.
Задания Д – задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями.
Задания Е – задание к теоретическим текстам, в котором собраны ключевые слова и понятия. Вспомогательное задание, помогающее выполнить задания Б, В, Г.
Задания Ж – факультативные задания повышенной сложности, направленные на развитие навыков самомтоятельной работы. Учитель на свое усмотрение может выбрать устную или письменную форму выполнения.
Кроме того, в конце каждой из частей учебника приводятся два приложения-памятки, призванные помочь школьнику выполнять задания учебника.
В курсе литературы основной школы есть несколько ключевых литературных фигур, чье творчество последовательно изучается из класса в класс. Это, прежде всего, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь. Поэтому их биография не дается полностью и единовременно, но постепенно «аккумулируется», переходя из года в год и служа дополнительным способом связать между собой этапы обучения.
Часть 1
Литература как искусство слова – 1 час
Теория:
Вводное занятие, цель которого – определить специфику предмета литературы, показать отличие нового предмета от изучавшегося в начальной школе (литературное чтение). Вымысел как неотъемлемая составляющая оитературы. Соотношение вымышленной ральности в литературном произвдени и реальной жизни.
Реальность и вымысел
Фольклор
Задача данного раздела – развить представление учащихся о фольклоре, полученное в начальной школе, сформировать представление о художественном вымысле.
Малые жанры фольклор – 1 час
Теория:
Фольклор как выражение народного миропонимания. Время возникновения фольклора. Понятие о малых жанрах фольклора. Фольклористика – наука, изучающая фольклор, возникла в XIX в. Известные отечественные фольклористы, заложившие основу науки – Федор Иванович Буслаев, Александр Николаевич Афанасьев (сборник «Народные русские сказки»).
Пословицы, поговорки и загадки как основные малые жанры фольклора.
Определение пословицы. Отражение в пословицах событий, обычаев и верований русского народа.Темы пословиц: исторические, бытовые (оценка жизненным явлениям), поучительные и т.д.
Определение поговорки. Конструктивное и функциональное отличие поговорки от пословицы: пословица как логическое построение обычное двучленна, а поговорка одночленна; пословица вытупает как самостоятельное высказывание, а поговорка лишь дополняет сказанное.
Определение загадки. Иносказание как основа загадки. Загадка развивает в человеке сообразительность, догадливость. Загадка – один из древнейших жанров фольклора, появившийся еще в первобытное время. Прибегая к иносказанию древний человек желал скрыть свои намерения от окружающего мира и тем самым обеспечить себе удачное завершение задуманного. Позднее крестьянский быт предписывал загадывать загадки в определенное время и при определенных обсточтельствах. Например, вплоть до XIX в. загадки были обязательной частью свадебного обряда.
|
|
Роль фольклора в национальной культуре и литературе, современном языке и речи.
Русские народные сказки – 3 часа
Теория:
Определение: сказка – один из основных жанров фольклора, как правило прозаическое произведение с установкой на вымысел. Устное бытование сказок.
Основные типы сказок: волшебные, о животных, бытовые. Художественные особенности каждого типа сказок.
Волшебная сказка: «Хрустальная гора». Добродетель и добро как нравственная основа волшебной сказки. Устойчивая структура волшебной сказки: зачин, прием троекратного повторения, присказка, концовка. Волшебные, сказочные герои, волшебные помощники, волшебные предметы и средства.
Сказка о животных: «Лиса и тетерев». Иносказательность как основа сказок о животных. Поучительность как обязательная черта сказок о животных.
Бытовая сказка: «Как старик домовничал». Отражение в бытовых сказках народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки.
Внеклассное чтение. 1 час
Волшебная сказка « Пойди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что».
Авторская (литературная) сказка
Задачи данного раздела – во-первых, сформировать представление об отличии фольклорной сказки от литературной сказки, имеющей автора; во-вторых, развить представление о литературном вымысле (произведения внутри раздела расположены в порядке последовательного «убывания» явного вымысла); в-третьих, дать самое общее представление о формах литературных произведений (поэтическая, драматургическая, прозаическая).