Природа в произведениях И.А.Бунина

Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Помню – долгий зимний вечер» (исп. В.Герасимов).

Каким представляется вам автор этого стихотворения?

О чем думает герой, о чем грезит?

Какие сказочные мотивы услышали в стихотворении?

Кто из известных вам поэтов писал стихи уже в детстве?

3. Работа со статьей учебника на с.56:

Какое чувство стало главным в жизни И.А.Бунина?

Почему автор характеризует отношения человека и природы как единение и противостояние?

Встречались ли вам произведения, в которых звучала та же проблема?

4. Беседа по тексту:

Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги» (исп. В.Герасимов).

На сколько частей можно разделить стихотворение? Почему?

Одинаково ли настроение каждой из частей? Каково оно в 1-ой части?

Как автору удается передать красоту зимнего леса?

Нарушает ли покой олень? Какие слова передают покой и царственность этого животного? Что делает в зимнем лесу олень?

Почему автор дважды повторяет: «Вот след»?

Какое предложение можно назвать переломным? Как оно определяет настроение следующей части стихотворения? (контрастное настроение: покой и тревога)

Какие приметы помогают понять, что жизни оленя угрожает опасность? Что такое «гон»?

Перечитаем последнюю строфу. Почему в ней используются восклицательные предложения? Как они передают настроение автора? Что чувствует он, наблюдая за гонкой? Найдите эпитеты, которые передают противоречивые чувства поэта. Почему строфа заканчивается многоточием?

Объясните последнюю фразу: «Он красоту от смерти уносил». Почему предполагаемая гибель оленя воспринимается как мировая трагедия? Что символизирует олень в этом стихотворении?

Каким предстает образ природы в стихотворении Бунина? Кто ответствен за нарушение гармонии в мире природы?

О чем размышляет Бунин в стихотворении «Густой зеленый ельник у дороги»? Сформулируйте ответ на это вопрос в нескольких предложениях.

5. Работа с иллюстрацией учебника на с.57.

6. Подведение итогов урока.

Вспомните, что такое лирическое стихотворение (см. статью учебника с.20).

Какими чертами лирического стихотворения обладает данное произведение? (эмоциональное отношение к событиям, исток этих переживаний – природа, ее бездумное уничтожение, ритм и рифма).

Докажите, что в данном произведении есть рифма и ритм. Начертите ритмическую схему.

Домашнее задание.

По выбору:

чтецам – выучить стихотворение наизусть,

поэтам – сочинить стихотворение о природе,

художникам – нарисовать иллюстрацию к поэтическому произведению.

 

Галкина Валентина Александровна,

учитель русского языка и литературы

Белосельская сош Пошехонский район

Тема урока: «И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»

Ход урока

1. Проверка домашнего задания: чтение наизусть отрывка из стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

Слово учителя.

- Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством поэта необычной судьбы. Иван Алексеевич Бунин. Посмотрите на его портрет и обратите внимание на годы его жизни. Ему довелось жить в переломную эпоху, так называют годы великих перемен и потрясений. Последствия переломной эпохи Иван Алексеевич Бунин испытал на себе. Он был вынужден покинуть Родину (как оказалось, навсегда) и жить в разлуке с ней, но все лучшие произведения написаны о родине и с большой любовью к ней.

- Прочтите статью об авторе и скажите, каким вы представляете себе этого человека? (Ответы учащихся).

- А теперь послушайте его стихотворение.

3. Чтение учителем стихотворения «Густой зелёный ельник у дороги…».

Беседа.

- Какой пейзажной зарисовкой открывается стихотворение?

- Какие эпитеты обращают на себя внимание?

- Почему автор так подробно описывает все следы пребывания оленя в лесу?

- Найдите строку, которая разделяет стихотворение и ритмически, и по настроению?

- Как вы объясните такое разнообразие знаков препинания в третьей строфе? Что они передают?

- Как автор передаёт своё отношение к благополучному завершению трагического противостояния всесильного человека и беззащитной природы?

- Какие чувства испытывали вы, слушая стихотворение?

- Как вы считаете, может ли природа сама защитить себя? Готовы ли вы встать на её защиту? Что вы считаете возможным сделать для защиты природы?

5. Работа с иллюстративным материалом. Рассмотрите репродукцию картины М.П.Федотова «Олень». Опишите её. Можно ли считать её иллюстрацией к прочитанному стихотворению? Почему?

- Приготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

7. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть; ответить на вопрос (устно): «Приходилось ли тебе помогать животным?»

 

Щегловская Тамара Николаевна,

учитель гимназии №1 г.Углич

Пейзажная лирика И.А.Бунина

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Два – три ученика читают наизусть подготовленные ими стихотворения И.А.Бунина. Решаем, можно ли отнести эти стихотворения к жанру пейзажной лирики. Просим назвать основные цвета из поэтической палитры Бунина (золотой, серебряный, зеленый, синий, малиновый, алый, голубой и т.д.).

Слово учителя.

Да, все многоцветье русской природой: синеву небес, алые зорьки, серебряные ручьи – можно увидеть в поэзии Бунина. Литература, поэзия созданы, чтобы радовать читателя, показать ему ту красоту каждого дня, которую мы иногда не замечаем. Проникновенное изображение русской природы, ее красок и оттенков во все времена года удивительно хороши и в стихах Ивана Алексеевича Бунина. Прочитаем его стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги».

Выразительное чтение стихотворения и комментарий.

*…и много хвойных крестиков, остнок… - ость, тонкие, острые длинные щетинки, здесь: иглы.

*Собачий гон – стая охотничьих собак, преследующая зверя.

Беседа.

Какую пейзажную зарисовку видим мы в стихотворении И.А.Бунина?

(Зимний лес, дорога, глубокий снег.)

Видит ли автор в этой картине оленя? А что он видит?

(Нет, оленя уже нет у дороги. Остались только его следы на снегу.)

Что еще заинтересовало поэта? На чем сосредоточен его взор?

(Те метки, которые оставил олень на елках: осыпавшиеся иглы, прогрызенная кора, след собак, от которых олень убежал.)

Прочитайте, как Бунин описывает оленя. Какие чувства испытывает, представляя его?

(«Могучий», «тонконогий», с «тяжелыми рогами», сильный и красивый. Поэт восхищается им и рад, что олень ушел от охотников.)

Одинаково ли настроение поэта во всех строфах? Как оно меняется?

(Первая и вторая строфа спокойные. В третьей – поэт взволнован. Четвертая передает торжество и радость автора.)

Почему поэт взволнован, с чем связано нарастание напряженности, драматизма?

(Следы на снегу рассказали ему, что красавец-олень в опасности.)

Олень в стихотворении И.А.Бунина – символ красоты. Автор не хочет, чтобы красота погибла. Олень – часть природы, так же, как «густой зеленый ельник», «пушистые снега». Авторское отношение к природе, к красоте эмоционально выражено в последних строчках стихов: «Он красоту от смерти уносил!»

Прочитаем еще одно стихотворение Бунина – «Детство» - и подумаем, какие еще образы связаны в пейзажной лирике поэта с понятием «прекрасное».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: