Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Помню – долгий зимний вечер» (исп. В.Герасимов).
Каким представляется вам автор этого стихотворения?
О чем думает герой, о чем грезит?
Какие сказочные мотивы услышали в стихотворении?
Кто из известных вам поэтов писал стихи уже в детстве?
3. Работа со статьей учебника на с.56:
Какое чувство стало главным в жизни И.А.Бунина?
Почему автор характеризует отношения человека и природы как единение и противостояние?
Встречались ли вам произведения, в которых звучала та же проблема?
4. Беседа по тексту:
Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги» (исп. В.Герасимов).
На сколько частей можно разделить стихотворение? Почему?
Одинаково ли настроение каждой из частей? Каково оно в 1-ой части?
Как автору удается передать красоту зимнего леса?
Нарушает ли покой олень? Какие слова передают покой и царственность этого животного? Что делает в зимнем лесу олень?
Почему автор дважды повторяет: «Вот след»?
Какое предложение можно назвать переломным? Как оно определяет настроение следующей части стихотворения? (контрастное настроение: покой и тревога)
|
|
Какие приметы помогают понять, что жизни оленя угрожает опасность? Что такое «гон»?
Перечитаем последнюю строфу. Почему в ней используются восклицательные предложения? Как они передают настроение автора? Что чувствует он, наблюдая за гонкой? Найдите эпитеты, которые передают противоречивые чувства поэта. Почему строфа заканчивается многоточием?
Объясните последнюю фразу: «Он красоту от смерти уносил». Почему предполагаемая гибель оленя воспринимается как мировая трагедия? Что символизирует олень в этом стихотворении?
Каким предстает образ природы в стихотворении Бунина? Кто ответствен за нарушение гармонии в мире природы?
О чем размышляет Бунин в стихотворении «Густой зеленый ельник у дороги»? Сформулируйте ответ на это вопрос в нескольких предложениях.
5. Работа с иллюстрацией учебника на с.57.
6. Подведение итогов урока.
Вспомните, что такое лирическое стихотворение (см. статью учебника с.20).
Какими чертами лирического стихотворения обладает данное произведение? (эмоциональное отношение к событиям, исток этих переживаний – природа, ее бездумное уничтожение, ритм и рифма).
Докажите, что в данном произведении есть рифма и ритм. Начертите ритмическую схему.
Домашнее задание.
По выбору:
чтецам – выучить стихотворение наизусть,
поэтам – сочинить стихотворение о природе,
художникам – нарисовать иллюстрацию к поэтическому произведению.
Галкина Валентина Александровна,
учитель русского языка и литературы
|
|
Белосельская сош Пошехонский район
Тема урока: «И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»
Ход урока
1. Проверка домашнего задания: чтение наизусть отрывка из стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».
Слово учителя.
- Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством поэта необычной судьбы. Иван Алексеевич Бунин. Посмотрите на его портрет и обратите внимание на годы его жизни. Ему довелось жить в переломную эпоху, так называют годы великих перемен и потрясений. Последствия переломной эпохи Иван Алексеевич Бунин испытал на себе. Он был вынужден покинуть Родину (как оказалось, навсегда) и жить в разлуке с ней, но все лучшие произведения написаны о родине и с большой любовью к ней.
- Прочтите статью об авторе и скажите, каким вы представляете себе этого человека? (Ответы учащихся).
- А теперь послушайте его стихотворение.
3. Чтение учителем стихотворения «Густой зелёный ельник у дороги…».
Беседа.
- Какой пейзажной зарисовкой открывается стихотворение?
- Какие эпитеты обращают на себя внимание?
- Почему автор так подробно описывает все следы пребывания оленя в лесу?
- Найдите строку, которая разделяет стихотворение и ритмически, и по настроению?
- Как вы объясните такое разнообразие знаков препинания в третьей строфе? Что они передают?
- Как автор передаёт своё отношение к благополучному завершению трагического противостояния всесильного человека и беззащитной природы?
- Какие чувства испытывали вы, слушая стихотворение?
- Как вы считаете, может ли природа сама защитить себя? Готовы ли вы встать на её защиту? Что вы считаете возможным сделать для защиты природы?
5. Работа с иллюстративным материалом. Рассмотрите репродукцию картины М.П.Федотова «Олень». Опишите её. Можно ли считать её иллюстрацией к прочитанному стихотворению? Почему?
- Приготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
7. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть; ответить на вопрос (устно): «Приходилось ли тебе помогать животным?»
Щегловская Тамара Николаевна,
учитель гимназии №1 г.Углич
Пейзажная лирика И.А.Бунина
Ход урока
Проверка домашнего задания.
Два – три ученика читают наизусть подготовленные ими стихотворения И.А.Бунина. Решаем, можно ли отнести эти стихотворения к жанру пейзажной лирики. Просим назвать основные цвета из поэтической палитры Бунина (золотой, серебряный, зеленый, синий, малиновый, алый, голубой и т.д.).
Слово учителя.
Да, все многоцветье русской природой: синеву небес, алые зорьки, серебряные ручьи – можно увидеть в поэзии Бунина. Литература, поэзия созданы, чтобы радовать читателя, показать ему ту красоту каждого дня, которую мы иногда не замечаем. Проникновенное изображение русской природы, ее красок и оттенков во все времена года удивительно хороши и в стихах Ивана Алексеевича Бунина. Прочитаем его стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги».
Выразительное чтение стихотворения и комментарий.
*…и много хвойных крестиков, остнок… - ость, тонкие, острые длинные щетинки, здесь: иглы.
*Собачий гон – стая охотничьих собак, преследующая зверя.
Беседа.
Какую пейзажную зарисовку видим мы в стихотворении И.А.Бунина?
(Зимний лес, дорога, глубокий снег.)
Видит ли автор в этой картине оленя? А что он видит?
(Нет, оленя уже нет у дороги. Остались только его следы на снегу.)
Что еще заинтересовало поэта? На чем сосредоточен его взор?
(Те метки, которые оставил олень на елках: осыпавшиеся иглы, прогрызенная кора, след собак, от которых олень убежал.)
Прочитайте, как Бунин описывает оленя. Какие чувства испытывает, представляя его?
|
|
(«Могучий», «тонконогий», с «тяжелыми рогами», сильный и красивый. Поэт восхищается им и рад, что олень ушел от охотников.)
Одинаково ли настроение поэта во всех строфах? Как оно меняется?
(Первая и вторая строфа спокойные. В третьей – поэт взволнован. Четвертая передает торжество и радость автора.)
Почему поэт взволнован, с чем связано нарастание напряженности, драматизма?
(Следы на снегу рассказали ему, что красавец-олень в опасности.)
Олень в стихотворении И.А.Бунина – символ красоты. Автор не хочет, чтобы красота погибла. Олень – часть природы, так же, как «густой зеленый ельник», «пушистые снега». Авторское отношение к природе, к красоте эмоционально выражено в последних строчках стихов: «Он красоту от смерти уносил!»
Прочитаем еще одно стихотворение Бунина – «Детство» - и подумаем, какие еще образы связаны в пейзажной лирике поэта с понятием «прекрасное».