Доставка руды самоходным оборудованием

Самоходным оборудованием называется оборудование, имеющее собственный привод и смонтированное на безрельсовом пневмошинном или гусеничном ходу.

Самоходное оборудование оснащается приводом: электрическим; пневматическим; дизельным. При дизельном приводе машины оборудуются системой газоочистки. Количество свежего воздуха, поступающего в забой, где работают машины с дизельным приводом, должно быть не менее 5 м3/мин на 1 лошадиную силу мощности двигателя (по ЕПБ).

Самоходное оборудование разделяется на:

1. погрузочное (экскаваторы, погрузчики);

2. транспортные (самоходные вагоны, автосамосвала);

3. погрузочно-доставочное (ПДМ);

4. вспомогательное (бульдозеры, машины для перевозки грузов, людей, заправщики и т.д.).

Самоходное доставочное оборудование применяют:

1) в открытом очистном пространстве (при применении камерно-столбовой или сплошной систем разработки; горизонтальными слоями с закладкой);

2) в подготовительно-нарезных выработках на этажном горизонте или подэтажах (при применении камерных систем разработки; этажного и подэтажного обрушения).

Выделяют следующие способы доставки рудной массы с применением самоходного оборудования:

- с использованием комплекса оборудования: погрузочная машина + доставочная машина;

- с помощью погрузочно-доставочных машин.

 

Погрузочные машины.

Из самоходных погрузочных средств на очистных работах наибольшее распространение получили машины с нагребающими лапами (рис. 3.34), подземные экскаваторы, ковшовые колесные погрузчики.

Погрузочные машины с нагребающими лапами (ПНБ) разделяются на 4 класса:

1. легкие (5 т) – ПНБ-1;

2. средние (18-22 т) - ПНБ-2;

3. тяжелые (27-30 т) – ПНБ-3;

4. сверхтяжелые (36 т) – ПНБ-4.

Первые два класса предназначены для погрузки легких сыпучих материалов на проходческих работах при кондиционном куске 200-400 мм.

Машины III и IV классов могут приняться на ПНР и очистных работах при размерах кусков руды до 600÷700 мм.

Производительность машин типа ПНБ от 1,5 м3/мин до 5,3 м3/мин.

При разработке пологих залежей системами с открытым очистным пространством могут применяться подземные экскаваторы.

Например, отечественные подземные экскаваторы типа ЭП-1 с ковшом емкостью 1 м3применялись при разработке Жезказганского месторождения, при высоте очистного пространства > 4,5 м (в открытых камерах при камерно-столбовых системах разработки).

Производительность подземных экскаваторов достигала 700 т/смену.

В качестве ковшовых погрузчиков на подземных работах используют ПДМ.

Для погрузочных машин определяется лишь техническая производительность, от которой зависит продолжительность загрузки доставочной машины.

 

Производительность погрузочных машин.

1. Эксплуатационная производительность ПНБ:

На практике производительность ПНБ составляет 250÷300 т/смену.

 

На практике производительность экскаваторов составляет 200÷400 т/смену.

При использовании других видов погрузочного оборудования (например, вибропитателей) производительность принимается из технической характеристики оборудования.

Доставочные (транспортные) машины.

Применяют автосамосвалы и самоходные вагоны на пневмоходу. Работает это оборудование в комплексе с вышерассмотренным погрузочным оборудованием.

Автосамосвалы используют для перевозки рудной массы на значительные расстояния (от 300 до 1000 м), вплоть до ствола. На ряде рудников самосвалы используют для выдачи руды непосредственно на поверхность.

Автосамосвалы имеют подземное исполнение в части уменьшенных габаритов, маневренности, не требовательны к качеству дороги, оборудованы системой газоочистки.

На отечественных рудниках, как правило, применяют автосамосвалы с опрокидным кузовом типа МоАЗ – 7405, 7529 (рис. 3.35, 3.36) грузоподъемность 22 т (12 м3).

Технические характеристики автосамосвалов МоАЗ приведены в таблице 3.3.

На некоторых рудниках используют самосвалы обычного типа КрАЗы, Камазы, МАЗы, оснащенные системами газоочистки.

Из зарубежных наибольшее применение находят автосамосвалы фирм «Атлас Копко Вагнер» (Швеция), «Сандвик-Тамрок» (Финляндия), грузоподъемностью от 3-5 до 40-80 т, с различными способами разгрузки.

Большинство моделей зарубежных и отечественных автосамосвалов оборудовано дизельными двигателями с воздушным охлаждением фирм «Катерпиллер» (США) и «Дойц» (Германия), которые обеспечивают более полное сгорание топлива и высокую мощность.

Шведской фирмой «Кируна Тракт» выпускаются, так называемые, троллейвозы (автосамосвалы с электрическим приводом, подключенные к троллейной линии), их применение позволяет сократить расходы на ГСМ, вентиляцию.

Автосамосвалы эффективно применяются в комплексе с машинами типа ПНБ, ПДМ, вибропитателями, экскаваторами. Обычно на одно погрузочное средство выделяется 2-3 автосамосвала.

Самоходные челночные вагонетки имеют удлиненный кузов емкостью 2,5÷10 м3 (рис. 3.37).

Длина доставки при электрическом приводе до 400 м, при дизельном до 1000 м. Наибольшее распространение самоходные вагоны получили на рудниках горно-химического сырья (соли, серные руды, апатиты).

Отечественной промышленностью выпускают самоходные вагоны под маркой ВС. В зависимости от грузоподъемности используют ВС четырех типов:

1) ВС-5П – грузоподъемностью 5 т, пневмопривод, разгрузка с помощью пневмоцилиндров, применяют на проходческих работах;

2) ВС-10 – 10 т – электрический (кабельный) или пневмопривод, применяется при проходке выработок, на очистных работах, при системах подэтажного обрушения, оборудован данным скребковым конвейером;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: