Экологический мониторинг

ЛЕКЦИЯ 2 (заочное)

1. Оценка качества природной среды

В настоящее время используются разные нормативы каче­ства окружающей природной среды, и функции их различны. Одни дают оценку среды обитания человека, другие – лими­тируют вредные воздействия на природу. Однако их объединя­ет общность целей, так как они определяют качество не соци­альной, а природной среды.

Под качеством природной среды понимают такое состоя­ние ее экологических систем, при котором постоянно обеспечи­ваются обменные процессы энергии и веществ между природой и человеком на уровне, обеспечивающем воспроизводство жиз­ни на Земле. Качество среды до активного вмешательства чело­века поддерживалось самой природой путем саморегуляции, самоочищения от загрязнений нетехногенного происхождения.

В основе такого самоочищения и саморегуляции лежит принцип безотходности процессов, происходящих в природных циклах. Это значит, что конечный продукт одного служит сы­рьем для следующего природного цикла.

Например, анаэробные процессы в почве, способствующие гниению органических остатков, минерализация твердых ве­ществ или растворение минералов являются условием обеспе­чения ее плодородия. В следующем цикле при наличии влаги, определенного газового состояния атмосферы создаются усло­вия для интенсивного роста растений, которые поедают в даль­нейшем животные. Остатки растений и животных, попадая в почву, снова перегнивают и являются источником накопления углерода и органических соединений в почве, также способству­ющих повышению ее плодородия. При этом идет воспроизвод­ство всего живого на Земле, начиная от бактерий и грибков и кончая растительным и животным миром. Причем уровень вос­производства не остается постоянным, а саморегулируется кли­матическими и другими природными условиями.

Человеческое производство (сельскохозяйственное, про­мышленное, техногенное), в отличие от природного, построено на отходной технологии. Конечный продукт, получаемый чело­веком в результате технологического процесса, используется им нерационально. Из 100 % основного продукта около 90 %, а иног­да и более выбрасывается человеком в отходы, которые не мо­гут затем быть сырьем для природных процессов (циклов). Это приводит к накоплению на поверхности Земли инертных (неус­вояемых) или вредных материалов.

Воздействие человека на природную среду и негативные последствия его деятельности создали в цивилизованном обще­стве проблему регулирования качества среды, в которой живет и проявляет себя человек.

Нормирование качества окружающей природной среды – это процесс разработки и придания юридической нормы науч­но обоснованным нормативам в виде показателей предельно допустимого воздействия человека на природу или среду оби­тания.

Норма – это мера воздействия. Предельно допустимой нормой является законодательно устанавливаемые допустимые размеры воздействия человека на окружающую среду.

Под воздействием следует понимать антропогенную дея­тельность, т. е. ту, которая связана с реализацией экономичес­ких, культурных, рекреационных интересов человека. В резуль­тате этой деятельности человек вносит биологические, химичес­кие и физические изменения в природную среду. Эти изменения чаще всего являются вредными для всего живого на Земле. Наиболее распространенное отрицательное воздействие на при­родную среду – ее загрязнение.

В соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей сре­ды" под загрязнением понимается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на ок­ружающую среду.

Нормативы качества – предельно допустимые нормы воз­действия на окружающую природную среду антропогенной де­ятельности человека (хозяйственной, рекреационной и т. п.).

В соответствии с Законом к содержанию нормативов предъявляют следующие требования:

• экологическая безопасность населения;

• сохранение генетического фонда;

•обеспечение рационального использования и воспроизвод­ства природных условий, устойчивого развития хозяйственной деятельности.

Цель этих требований – обеспечить научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов как осно­вы общественного прогресса.

Предельно допустимые нормы – это своего рода вынуж­денный компромисс, который позволит, и развивать хозяйство, и охранять жизнь и благополучие человека.

Нормативы качества оценивают по трем показателям: ме­дицинским, технологическим и научно-техническим.

Медицинские показатели устанавливают пороговый уро­вень угрозы здоровью человека, его генетической программе; технологические показатели оценивают уровень установлен­ных пределов техногенного воздействия на человека и среду обитания; научно-технические показатели оценивают возмож­ность научных и технических средств контролировать соблю­дение пределов воздействия по всем его характеристикам.

Вопрос о пороговой величине нормативов качества, т. е. пре­дельно допустимого загрязнения или иного воздействия на ок­ружающую природную среду, является дискуссионным.

Одни считают, что нормативы должны быть ориентирова­ны на возможности промышленности и сельского хозяйства и не должны создавать препятствий для широкой экономической деятельности в условиях перехода к рынку. Другие настаивают на ужесточении экологических показателей на международном уровне. В Законе отражена средняя позиция. Нельзя идти на поводу у экономики, приспосабливаться под ее нынешние воз­можности, так как это может усугубить экологический кризис и привести к дальнейшей деградации природной среды. Однако экономика России еще не готова для ускоренного введения нор­мативов, существующих в экологически развитых странах. Сле­довательно, остается придерживаться компромиссных решений, которые смогут создавать экономические и административно-правовые стимулы у хозяйствующих субъектов в обеспечении экологической безопасности и улучшении охраны окружающей среды.

Эти стимулы призваны обеспечивать экономический ме­ханизм охраны природной среды и нормативы качества окру­жающей природной среды.

Нормативы качества не относятся к числу правовых норм. Это нормы технического или технико-экономического характе­ра, и сами по себе они не обладают юридической силой. Такие нормы в виде научных рекомендаций, методических разрабо­ток есть в министерствах, ведомствах, научных и проектных уч­реждениях. Они помогают в решении тех или иных вопросов, но не являются обязательными для соблюдения.

Норматив становится обязательным и имеет юридическую силу с момента утверждения его компетентным органом. Для нормативов качества окружающей природной среды такими органами являются Министерство здравоохранения и Мини­стерство природных ресурсов Российской Федерации.

Закон юридически закрепляет основные требования к нор­мативам качества, виды нормативов качества, органы, их ут­верждающие, обязанности их выполнения и соблюдения, по­следствия за их невыполнение. Что касается самих нормативов как технических норм, то они не входят в содержание закона, а публикуются в специальных нормативных справочниках и из­даниях.

Все нормативы качества окружающей природной среды делятся на три вида (группы): санитарно-гигиенические, про­изводственно-хозяйственные, комплексные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: