Современную налоговую систему России критикуют и в СМИ, и в Госдуме, и в регионах, и налогоплательщики, и, зачастую, правомерно.
Основными недостатками налоговой системы являются:
а) фискальный крен в налогообложении, на первый план выдвигается только пополнение доходной части бюджетов, регулирующей функции не придается должного значения, хотя именно она дает толчок экономическому развитию;
б) высокий уровень налогообложения предприятий и организаций и особенно налога на прибыль и НДС;
в) нестабильность налогового законодательства и особенно по прибыли, НДС, акцизам;
г) современная налоговая система слишком сложна для понимания налогоплательщиком и эффективного управления со стороны налоговых органов. Это ведет к лишним административным издержкам и порождает изощренные способы ухода от уплаты налогов;
д) существующее налогообложение заставляет предприятия пересматривать баланс не по экономическим причинам, а по налоговым;
е) ориентация на легкособираемые налоги, у которых налогооблагаемой базой является выручка от реализации продукции, что ведет к явной депрессии экономики производственной сферы.
|
|
Какова же должна быть налоговая система, чтобы она дала возможность развиваться производству, предпринимательству и, главное, увеличивала доходы населения?
В оценке эффективности любой налоговой системы существует три критерия:
а) соотношения выгоды налогоплательщика предоставляемым государством услуг;
б) административные издержки;
в) затраты налогоплательщика на соблюдение налогового законодательства.
Чтобы судить об эффективности современной налоговой системы России необходимо выяснить составляющие этой систем.
При анализе этого вопроса пришлось столкнуться с существующей сегодня проблемой: нет единой трактовки понятий налоговая система и ее элементов, а также понятий система налогообложения и ее элементы.
Так, по методу установления налоги у Черника Д. Г подразумеваются прямые и косвенные, а у Русановой И. Г. по тому же методу на личные и реальные. У одних авторов виды налогов входят в систему налогов, у других - виды налогов входят в систему налогообложения. То есть имеется определенная теоретическая путаница. [5,8]
В этой работе предлагается налоговая система, разработанная исходя из федеральных законов и из правоохранительной практики.
Рассмотрим элементы четырех понятий: налоговой системы, структуры налогов, видов налогов, системы налогообложения.
Налоговая система - государственная система мер политического, экономического, административного, правового характера, направленная на исполнение доходной части бюджета, а также стимулирования роста внутреннего валового продукта (ВВП).
|
|
Налоговая система включает налоговые органы, налоговое законодательство, налоговую полицию, налоги, пошлины, сборы, другие платежи, распределение налогов по уровню бюджета, налоговые суды (проект).
Структура налогов. Все налоги рассматривают по источникам поступления: налоги юридических лиц и налоги на физических лиц. А также по уровню зачисления в бюджет: федеральные, республиканские (субъектов РФ), местные.
Виды налогов. Всего на сегодня существуют и действуют около 300 налогов, сборов, платежей и пошлин. Налоги делятся по виду на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с доходов. Косвенные налоги - с расходов с потребления. Прямые налоги - подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, ресурсные платежи и д. р. Косвенные налоги - налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог с продаж, налог на операции с ценными бумагами и др.
Система налогообложения. Элементами системы являются:
а) объект (предмет);
б) субъект (налогоплательщик);
в) налогооблагаемая база;
г) ставка (твердая, процентная);
д) порядок исчисления;
е) срок уплаты;
ж) штрафы, пеня;
з) контроль.
В настоящее время согласно Федеральному закону «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в ст. 19, 20, 21 действует до принятия Госдумой II части Налогового кодекса прежний список налогов по уровню. Общее количество их 45, в частности: федеральных налогов и сборов -15, республиканских (субъектов РФ) - 7, местных налогов и сборов - 23. Предполагается, что с принятием II ч. НК количество налогов увеличится, но ставки будут снижены. [12]
Структура налоговой системы любого государства определяется следующими факторами:
а) уровнем экономического развития;
б) общественно-экономическим устройством общества;
в) господствующей в обществе экономической доктриной;
г) государственным устройством общества (унитарное или федеративное);
д) историческим развитием налоговой системы.
Решающей качественной характеристикой любой системы налогообложения является его тяжесть, то есть мера давления совокупности налогов на экономическую и социальную жизнь общества. Однако общепринятая методология ее исчисления в настоящее время отсутствует.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-августе 2010 г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 4995,8 млрд. рублей, что на 23,3% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В августе 2010г. поступления в консолидированный бюджет составили 571,7 млрд. рублей и сократились по сравнению с предыдущим месяцем на 20,1%. Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам представлена в приложении А. [15]
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-августе 2010г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 24,2%, налога на доходы физических лиц - 22,1%, налога на добычу полезных ископаемых - 18,2%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 16,8%.[15]
В январе-августе 2010г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 4391,0 млрд. рублей (87,9% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 368,8 млрд.рублей (7,4%), местных - 85,9 млрд.рублей (1,7%), налогов со специальным налоговым режимом - 147,9 млрд.рублей (3,0%).[15]
Таким образом, налоговая система РФ представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением и по своей структуре она является трехзвенной: присутствуют федеральные, региональные и местные налоги и сборы.