Статистические методы обработки

Цели экспериментального исследования

Здесь вы просто пишете цели (или цель, если она одна) вашей работы. Например: изучение особенностей зрительного восприятия у детей с синдромом Дауна 4-5 лет жизни. Помните о том, что, так как планирование эксперимента – это лишь первый этап работы, никто не укорит вас за то, что в итоге к защите формулировка ваших целей может немного измениться. Однако цели формулируются в начале научной работы, поэтому вы должны ясно представлять и объяснить это читателям – что вы собираетесь изучать. Если в основе вашей работы будет лежать формирующий эксперимент (например, проведение тренинга на повышение самооценки на определенной группе), то вы также пишете в своих целях, что будете изучать формирование адекватной самооценки на определенной возрастной группе. Если ваш эксперимент содержит в себе наблюдение за развитием одного ребенка, двух детей, группы детей, вы пишете, с какой целью вы за ним наблюдаете (наблюдаете изменения в общении, во взаимодействии с родителями и проч.)

Предмет и объект исследования в заявке писать не нужно!

Проблема (гипотеза/гипотезы) экспериментального исследования

Здесь вы пишите то, что вы ожидаете получить в результате своей работы. Здесь возможны следующие ошибки:

1. Гипотеза не связана с целью исследования. Допустим, в целях написано, что вы изучаете восприятие у детей с синдромом Дауна, а в гипотезе пишете предположение, что у детей с этим синдромом отсутствует Я-концепция.

2. Гипотеза слишком общая, из нее невозможно понять, что именно вы будете делать. Например, восприятие у детей с синдромом Дауна нарушено. Лучше написать, как вы предполагаете, как именно оно нарушено.

Если у вас формирующий эксперимент, вы пишете, что проблемой исследования является формирование самооценки на таком-то возрасте, у такой-то возрастной группы. Если вы проводите исследование-наблюдение, то также пишите, что ожидаете увидеть в результате своего наблюдения. Например, появление новых форм взаимодействия у такого-то ребенка в результате того-то и того.

 

Предполагаемая Выборка (величина, наличие контрольной группы, возраст)

В этом пункте вы пишите, сколько детей планируете обследовать в ходе эксперимента и какого возраста. Помните, что исследовать особенности чего бы то ни было у любой группы (нормальные мальчики, глухие дети, дети-сироты, дети с девиантным поведением и проч.) можно лишь в сравнении с нормой (в случае нормальных мальчиков – в сравнении с нормальными девочками). Поэтому практически любой эксперимент требует наличия контрольной выборки. В формирующем эксперименте (когда вы воздействуете на какую-то группу детей с определенной целью) контрольная группа (дети, на которых это воздействие не оказывалось) поможет показать, что именно ваше воздействие, а не другие причины дало положительный результат.

Если вы планируете исследовать детей и их родителей, то следует это указать.

Поиск детей для эксперимента – дело трудное. У вас может не получиться обследовать столько детей, сколько вы хотите. Поэтому рекомендуем написать в этом пункте минимальное количество детей, которое вам необходимо.

 

Методы исследования

В этом пункте вы пишете, что именно вы собираетесь проводить на детях. Укажите все методики, которые собираетесь проводить.  Необходимо помнить, что:

1. Не описывать вы можете только широко известные методики. Допустим, тест Векслера, MMPI, шкалу тревожности Спилбергера и проч. Только эти методы можно просто перечислить. 

2. Если вы используете малоизвестный опросник (допустим, какого-то иностранного автора), необходимо кратко его описать. Например, опросник содержит 150 утверждений, направленных на выяснение стремления человека к риску. Испытуемый на шкале (да - скорее да - не знаю - скорее нет - нет) должен согласиться или не согласиться с этими утверждениями. Лучше всего привести один-два примера этих утверждений.

3. Если вы используете собственную новую методику, то ее следует описать более подробно, так как она неизвестна читателям. Например, вы изучаете особенности распознавания эмоций у определенной группы детей и применяете свою методику. Это должно выглядеть примерно так: 16 карточек с лицами, выражающими эмоции гнева, страха, радости, удивления (и далее все перечисляется). Карточки предъявляются по одной, у испытуемого спрашивают: что чувствует этот человек?

4. Если у вас формирующий эксперимент, то написание методики также обязательно. Не надо писать, как именно вы будете что-то формировать. Описание того, как вы будете что-то формировать – не нужно. Ваш тренинг, вашу программу обучения вы расскажете в вашей работе. В заявке вы пишете методики, которыми вы будете контролировать состояние своих испытуемых до и после воздействия.

5. Если вы используете метод наблюдения, укажите параметры, которые будете наблюдать. Например, число обращений к матери, число улыбок матери, число улыбок экспериментатору. Если в процессе наблюдения вы оцениваете несколько явлений, то опишите, как оцениваете каждое. Например, эффективность общения с матерью – число улыбок матери, число обращений к матери за помощью и т.д.; эффективность общения со сверстниками – число обращений к сверстникам, число ответов на обращение сверстников и проч.

6. Если вы используете мало формализованные методы (рисуночные тесты (включая Рисунок семьи, Автопортрет), самоотчет) в методике вы должны написать, как вы планируете обрабатывать свои данные. Просто «анализ рисунка семьи» – недостаточная информация, так как анализировать можно по-разному. Напишите, что вы будете считать и каким образом. Например, анализ рисунка семьи – подсчет деталей, демонстрирующих отстраненность в семье; подсчет деталей, демонстрирующих сплоченность в семье и проч.

 

Статистические методы обработки

В этом пункте вы просто перечисляете, какие статистические методы будете использовать. Желательно, написать, что для чего вы будете использовать. Например, поиск связи между тревожностью и уровнем интеллектуального развития – корреляционный анализ, поиск различий в предметном восприятии – дисперсионный анализ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: