Далее приведены советы и рекомендации по написанию дипломной работы, справедливые также для и курсовых работ


Рекомендации и требования, предъявляемые к дипломной работе

 

Помните, что дипломная работа – это проверка Вашей квалификации, т.е. способности на основании имеющихся данных литературы внятно сформулировать проблему, грамотно спланировать собственное исследование, осуществить его, ясно и доказательно представить результаты, а затем обсудить эти результаты в контексте имеющихся данных других исследователей, и, наконец, сформулировать выводы. Именно поэтому Вам так важно показать, что Вы свободно, на приемлемом профессиональном уровне ориентируетесь в каждом из этих этапов исследования. Новизна и значимость результатов исследования, несомненно, станут лучшим украшением Вашей дипломной работы, и ГЭК высоко оценит такой итог Ваших усилий. Однако, критерии новизны и значимости не входят в число обязательных требований к дипломному исследованию.

 

Структура дипломной работы содержит рубрики

 

Введение

Обзор литературы

Методика

Результаты исследования

Обсуждение результатов

Заключение (возможно)

Выводы

Список литературы

 

Оформление работы (правила цитирования и подготовки списка литературы, оформления рисунков, таблиц, текста) должно полностью соответствовать требованиям, содержащимся в инструкциях по оформлению дипломных работ ().

 

Введение Во введении содержится конспект всей работы, формулируется проблема исследования, его цели, задачи, гипотезы, характеризуются методы и подходы, кратко перечисляются основные результаты и выводы работы, их новизна и значимость.


Обзор литературы Содержит анализ имеющихся работ по конкретной проблеме и должен завершаться формулировкой цели и задач собственного исследования. Назначение обзора – дать читателю наиболее полное представление о современном состоянии знаний в конкретной области и выявить нерешенные вопросы, которые Вы собираетесь выяснить в собственной работе. Если проблема сформулирована внятно, то Вам поневоле придется рассматривать конкретные экспериментальные статьи, посвященные интересующему Вас вопросу. Для этого необходимо иметь навыки поиска информации в базах данных литературы, не ограничиваясь небольшим набором отечественных работ, находящихся на расстоянии вытянутой руки. Работа, которая для Вас жизненно необходима, может быть опубликована в журнале Annals of Psychonomic Society за 2001 год. Ищите и обрящете, тем более что современные информационные средства предоставляют поистине грандиозные возможности. Незнание английского языка не может служить оправданием куцего обзора литературы. В современном мире английский язык – язык международного общения ученых, и человек, не владеющий им, не соответствует квалификационным требованиям и т.д. (см. выше для чего нужен диплом). Старайтесь избегать стиля бухгалтерской ведомости – простого перечисления интересных и нужных исследований.

Недопустимы

Ø Обзор-коллаж, составленный методом РЕКЛЕ (режу-клею) из текстов маститых авторов монографий. Помните, что стилистические особенности таких обзоров сразу бросаются в глаза, и Вам вряд ли удастся выдать такой текст за плоды собственных глубоких раздумий.

Ø Обзор – монография, целиком взятый из чужого диссертационного исследования или монографии.

Ø Обзор в стиле минимализма, включающий 15-20 работ отечественных авторов, в том числе англо-русский словарь и словарь иностранных слов.

Ø Обзор «не про это», посвященный не конкретному вопросу, а глобальным проблемам (эмоции, личность, когнитивное развитие, тревога etc)

 

Методика  Содержит подробное описание методов, использованных в исследовании. Выбор методов должен быть обоснован, определяться целью работы, а не диктоваться суровыми условиями жизни (что имели, то и использовали, другие взять неоткуда). Описание стандартных, широко известных методик может быть кратким и сопровождаться ссылками на соответствующие издания с более подробным их описанием. Новые метод или собственные модификации известных методов должны быть обоснованы и описаны с той степенью подробности, которая позволит повторить Ваше исследование другому автору. Широко распространенной ошибкой является отсутствие четких параметров оценки результатов тестирования, которые составляют основу результатов Вашего исследования.

Завершать методику должна схема организации исследования с описанием статистических методов оценивания.

Недопустимо

Ø Методы собственного изобретения, описанные неряшливо и маловразумительно

Ø Неоправданное умножение методов, оценивающих одну и ту же характеристику или черту. Как правило, этот прием преследует лишь одну цель – бери больше, кидай дальше, что-нибудь потом получится.

Ø Отсутствие статистических методов оценивания и/или неадекватное их применение. Распространенной ошибкой является, например, множественные попарные сравнения оцениваемых параметров без внесения соответствующих поправок и применения методов многопараметрического анализа.

 

Результаты исследования  - это главная часть работы, включающая описание полученных Вами данных. При изложении собственных данных Вы должны руководствоваться принципами объективности и доказательности. Результат – это доказанный факт, а не то, что Вам привиделось в результате измерений, наблюдений и т.д. Исходите из презумпции недоверия к собственным данным, и Вы избегнете множества ошибок в их описании. Вы должны показать, что Вы действительно овладели основами планирования и проведения психологического эксперимента, о которых Вам рассказывали в теоретических курсах – тестовые и контрольные экспериментальные условия, необходимость получения опорных данных на собственной нормативной выборке, наличие контрольной группы, применение статистических методов оценивания и, наконец, качественный анализ надежных фактов.

Недопустимо

Ø Неграмотное планирование исследование (например, отсутствие контрольной группы или контрольных экспериментальных условий в случаях, когда они необходимы для решения задач работы)

Ø Изложение результатов в стиле художественного импрессионизма – «я это так вижу» при отсутствии подтверждений объективности Вашего видения

Ø Отсутствие статистических методов оценивания и/или неадекватное их применение. Помните, что употребление слов меньше - больше, хуже – лучше подразумевает, количественные сравнения и требует оценки статистической надежности этих сравнений. Нелепым в квалификационной работе выглядит сравнение средних значений (например, процентов испытуемых в двух выборках), выполненное «вприглядку».

 

Обсуждение результатов   включает два необходимых этапа – верификацию полученных результатов (т.е. их сопоставление с уже имеющимися в литературе данными) и их интерпретацию в контексте имеющихся представлений. В обоих случаях вы должны продемонстрировать навыки логичного и убедительного анализа собственных данных. Насколько полученные Вами факты соответствуют данным других авторов, каковы причины имеющихся расхождений, какие выводы вытекают из проведенного анализа – задачи этапа верификации. На этапе интерпретации Вы должны осуществить аналитическую работу, рассматривая различные варианты объяснений полученных фактов, взвесить аргументы pro et contra, осмыслить результаты своего исследования. Для этого Вам придется сменить угол зрения, максимально увеличив зону ясного виденья, ведь для убедительной аргументации Вашей позиции иногда приходиться прибегать к данным из смежных областей психологии, а порой социологии или биологии и медицины.

Недопустимо

Ø Обсуждение без обсуждения, т.е. пересказ полученных результатов другими словами

Ø Обсуждение в стиле солипсизма-марксизма-ленинизма – при полном отсутствии внутреннего диалога, не привлекая к обсуждению данные других исследователей, автор излагает единственно «верную» интерпретацию, которая только и пришла ему в голову.

Ø Обсуждение, результатом которого становятся откровенно нелепые выводы, противоречащие здравому смыслу.

 

Выводы Должны полностью соответствовать результатам работы и иметь отношение к заявленным цели, задачам и гипотезе.

 

Список литературы оформляется в соответствии с правилами к составлению библиографии, принятыми в нашей стране. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: