1.Решение игр с платежной матрицей 2× n
Решить игру с платежной матрицей A=
Алгоритм:
1) Через концы горизонтального отрезка [0;1] провести два перпендикуляра к нему: левый и правый. Каждой точке отрезка [0;1] будем ставить некоторую смешанную стратегию (x;1− x).
2) На левом перпендикуляре от точки 0 отложить элементы . На правом перпендикуляре от точки 1 отложить элементы .
Замечание. Масштабы на левом и правом перпендикулярах должны быть
одинаковы, не обязательно совпадающие с масштабом горизонтального отрезка [0;1].
3) Соединить отрезками элементы.
4) Выделить нижнюю огибающую всех построенных отрезков, и найти максимальную точку (точки). Пусть точка является пересечением отрезков и . Тогда оптимальную стратегию можно найти при помощи матрицы .
Решить игру с платежной матрицей A= графически.
Решение:
1. Через концы горизонтального отрезка [0;1] проведем 2 перпендикуляра к нему. Каждой точке отрезка [0;1] будем ставить смешанную стратегию (x; 1− x).
2. На левом перпендикуляре от точки 0 отложить элементы 2, 3, 11. На правом перпендикуляре от точки 1 отложить элементы 7, 5, 2.
|
|
3. Соединить отрезками элементы 2 и 7, 3 и 5, 11 и 2.
4. Выделим нижнюю огибающую всех построенных отрезков, и найдем
максимальную точку. Точка является пересечением отрезков [3;5] и [11;2]. Тогда оптимальную стратегию можно найти при помощи матрицы .
Решим игру с платежной матрицей .
Оптимальные стратегии игроков и цену игры можно найти, решив системы:
Ответ: оптимальные стратегии игроков оптимальные стратегии игроков , цена игры
2.Решение игр с платежной матрицей m ×2
Решить игру с платежной матрицей A= .
Алгоритм:
1) Через концы горизонтального отрезка [0;1] провести два перпендикуляра к нему: левый и правый. Каждой точке отрезка [0;1] будем ставить некоторую смешанную стратегию (y;1− y).
2) На левом перпендикуляре от точки 0 отложить элементы . На правом перпендикуляре от точки 1 отложить элементы .
3) Соединить отрезками элементы.
4) Выделить верхнюю огибающую всех построенных отрезков, и найти минимальную точку (точки). Пусть точка является пересечением отрезков Тогда оптимальную стратегию можно найти при помощи матрицы .
Пример. Решить игру с платежной матрицей A= .
Решение:
Решим графическим методом.
1. Через концы горизонтального отрезка [0;1] проведем 2 перпендикуляра к нему. Каждой точке отрезка [0;1] будем ставить смешанную стратегию (y; 1− y).
2. На левом перпендикуляре от точки 0 отложить элементы 6, 4, 2, 1. На правом перпендикуляре от точки 1 отложить элементы 5, 6, 7, 8.
|
|
3. Соединить отрезками элементы 6 и 5, 4 и 6, 2 и 7, 1 и 8.
4. Выделим верхнюю огибающую всех построенных отрезков, и найдем минимальную точку. Точка является пересечением отрезков [6;5] и [1;8]. Тогда оптимальную стратегию можно найти при помощи матрицы .
Решим игру с платежной матрицей
Ответ: оптимальные стратегии игроков оптимальные стратегии игроков , цена игры
Практическая Часть
1. Решить Систему
1.1 По формулам Крамера
Решение.
1)Составим определитель из коэффициентов стоящих при неизвестных в системе.
2)Тогда по теореме Крамера:
3)Проверка:
Ответ:
1.2 Методом Гаусса
Решение.
1)Составим расширенную матрицу системы:
2)Преобразим расширенную матрицу к ступенчатому виду:
3)Расширенная приведена к расширенному виду. Получили следующую систему уравнений:
Ответ:
4. Решить транспортную задачу, заданную таблицей. Спланировать перевозки так, чтобы общая их стоимость была минимальной.
Пункт отправления | В1 | В2 | В3 | B4 | В5 | Запасы, аi (тонн) |
А1 | 14 | 8 | 17 | 5 | 3 | 120 |
А2 | 21 | 10 | 7 | 11 | 6 | 180 |
А3 | 3 | 5 | 8 | 4 | 9 | 230 |
Потребности, bj (тонн) | 70 | 120 | 105 | 125 | 110 | 530 |
|
|
| ||||||
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |
| ||||||||
| ||||||||
|
|
5. Распределить а=100 единиц средств по четырём предприятиям с целью получения максимальной суммарной прибыли.
x | g1 | g2 | g3 | g4 |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
20 | 18 | 59 | 81 | 72 |
40 | 94 | 39 | 66 | 64 |
60 | 52 | 115 | 98 | 81 |
80 | 143 | 67 | 139 | 140 |
100 | 111 | 116 | 126 | 133 |
Решение.
1)Условная оптимизация.
1.1)Пусть k=4, тогда
0 | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 | |||
0 | 0 | 0 | 0 | |||||
20 | 72 | 72 | 20 | |||||
40 | 64 | 64 | 40 | |||||
60 | 81 | 81 | 60 | |||||
80 | 140 | 140 | 80 | |||||
100 | 133 | 133 | 100 |
1.2) Пусть k=3
0 | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 | |||
0 | 0+0 | 0 | 0 | |||||
20 | 0+72 | 81+0 | 81 | 20 | ||||
40 | 0+64 | 81+72 | 66+0 | 153 | 20 | |||
60 | 0+81 | 81+64 | 66+72 | 98+0 | 145 | 20 | ||
80 | 0+140 | 81+81 | 66+64 | 98+72 | 139+0 | 170 | 60 | |
100 | 0+133 | 81+140 | 66+81 | 98+64 | 139+72 | 126+0 | 221 | 20 |
1.3) Пусть k=2
0 | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 | |||
0 | 0+0 | 0 | 0 | |||||
20 | 0+81 | 59+0 | 81 | 0 | ||||
40 | 0+153 | 59+81 | 39+0 | 153 | 0 | |||
60 | 0+145 | 59+153 | 39+81 | 115+0 | 212 | 20 | ||
80 | 0+170 | 59+145 | 39+153 | 115+81 | 67+0 | 204 | 20 | |
100 | 0+221 | 59+170 | 39+145 | 115+153 | 67+81 | 116+0 | 268 | 60 |
1.4) Пусть k=1
0 | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 | |||
0 | 0+0 | 0 | 0 | |||||
20 | 0+81 | 18+0 | 81 | 0 | ||||
40 | 0+153 | 18+81 | 94+0 | 153 | 0 | |||
60 | 0+212 | 18+153 | 94+81 | 52+0 | 212 | 0 | ||
80 | 0+204 | 18+212 | 94+153 | 52+81 | 143+0 | 247 | 40 | |
100 | 0+268 | 18+204 | 94+212 | 52+153 | 143+81 | 111+0 | 306 | 40 |
2) Безусловная оптимизация
2.1)
Прибыль: 306
Так как
2.2)
2.3)
2.4)
Ответ:
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
· Теория игр является очень сложной областью знания. При обращении к ней надо соблюдать осторожность и четко знать границы применения.
· Теория игр пытается предсказать результат на основе интерактивных моделей, в которых решения каждой стороны влияют на решения других сторон.
· Смысл «игры» здесь является следующим: действие со стороны одного игрока приводит к действиям со стороны других.
· Теория игр полезна, когда требуется определить наиболее важные и требующие учета факторы в ситуации принятия решений в условиях конкурентной борьбы.
Графический метод является одним из основных методов решения задач теории игр. Главной особенностью этого метода является графической изображение задачи. Именно эта особенность и делает этот метод наиболее простым для восприятия человеком задачи, которую ему нужно решить.
|
|
Литература
1.Просветов Г. И. Математические методы в экономике: Учебно-методическое
пособие. – М.: Изд-во РДЛ, 2004.
2. Бережная Е. В., Бережной В. И. Математические методы моделирования
экономических систем: Учеб пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.
3. Экономико-математическое моделирование. / Под ред. И. Н. Дрогобыцкого. –
М.: Изд-во «Экзамен», 2004.
4. Гончарова Г. А., Молчалин А. А. Элементы дискретной математики: Учебное
пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004.
5. Высшая математика для экономистов: Учебник / Под ред Н. Ш. Кремера –
М.: ЮНИТИ, 2002.