Создание рыночных отношений немыслимо без проведения принципиально новой финансовой политики. Проведение такой политики требует в первую очередь основополагающих теоретических разработок, анализа и учета действующей практики при проведении реформ с целью определенного внесения соответствующих коррективов.
В связи с переходом к рыночным отношениям, приватизацией государственной собственности в нашей стране изменился финансовый механизм.
Это нашло выражение прежде всего в переводе взаимоотношений между государством и приватизированными предприятиями на налоговую основу.
Изменились межбюджетные отношения. Территориальные бюджеты (региональные, местные) получили большую самостоятельность, в первую очередь в сфере расходования средств. Территориальные органы власти стали самостоятельно определять направления использования бюджетных ресурсов.
Внесены изменения в формирование территориальных бюджетов. В вышестоящих бюджетах (федеральном, региональных) созданы фонды финансовой помощи, из которых в нижестоящие бюджеты поступают трансферты, размер которых определяется по единой методике, учитывающей налоговый потенциал и численность населения территорий.
|
|
С организацией фондового рынка изменился порядок перераспределения средств субъектами хозяйствования. Это стало возможным на основе эмиссии корпоративных ценных бумаг и их потенциал, и численность населения территорий.
С созданием частных страховых компаний в стране стал функционировать страховой рынок и частные страховые фонды.
Из государственного бюджета выведены средства социального страхования и созданы государственные социальные внебюджетные фонды (пенсионный, занятости, медицинского страхования, социального страхования).
Процесс преобразования в нашей стране продолжается. В среднесрочной перспективе должны быть созданы условия для роста благосостояния граждан, сокращение масштабов бедности, поддержания устойчиво высоких темпов экономического роста на базе повышения качества человеческого капитала, развития конкуренции и повышение эффективности государственного управления.
Основные социально-экономические реформы направлены на повышение:
· качества жизни граждан через проведение реформ образования, здравоохранения, а также обеспечение населения доступным жильем;
· конкурентоспособность российских компаний, в том числе путем создания среды для добросовестной конкуренции, технического регулирования и развития финансовых рынков;
· эффективности государственного управления через проведение административной реформы, совершенствования управления государственным имуществом, бюджетной реформы.
|
|
Одним из приоритетных направлений деятельности по повышению уровня жизни населения является обеспечение доступа широких слоев населения к качественному жилью, для чего создается эффективно действующий рынок жилья на основе ипотечного кредитования и других форм финансирования жилищного строительства, обеспечить комплексность застройки, включая инженерно-коммунальную и социальную инфраструктуру.
В целях модернизации российской системы образования введены новые государственные образовательные стандарты, профильного обучения в старшей школе, переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования. Федеральный закон «О переходе на двухуровневую систему высшего образования» вступил в силу 27 октября 2007 года. Введение двухуровневой системы позволит повысит эффективность использования бюджетных средств, привлечь работодателей к финансированию подготовки кадров.[9] Также формируется система мониторинга и система прогнозирования потребностей рынка в специалистах. Важной задачей является развитие систем непрерывного и дополнительного профессионального образования, обучения и переобучения военнослужащих, в том числе на базе гражданских вузов.
Для обеспечения доступности и повышения качества медицинской помощи населению, укрепления финансовой базы здравоохранения и усиления государственного контроля за целевым и рациональным использованием средств предстоит разработать и внедрить систему стандартов медицинских услуг, а также единую методику формирования тарифов на медицинские, в том числе профилактические, услуги.
В сфере развития финансовых рынков необходимо совершенствование законодательства Российской Федерации, обеспечивающего защиту прав инвесторов, дальнейшее развитие системы внутреннего корпоративного управления, использования межбюджетных стандартов финансовой отчетности. Приоритетными задачами в данной сфере являются повышение уровня доверия вкладчиков, усиления защиты их интересов.
Важными направлениями в сфере развития малого предпринимательства станут реструктуризация действующей системы государственной поддержки малого предпринимательства, совершенствование налогового законодательства Российской Федерации в части налогообложения субъектов малого предпринимательства.
Основным направлением в области поддержки территориального развития будет являться развитие и укрепление института местного самоуправления, реализация принципов бюджетного федерализма. Эта задача будет реализовываться через четкое распределение средств федерального бюджета, выделяемых в целях стимулирования социально-экономических реформ на территориальном уровне в общем объеме финансовой поддержкой территорий, развитие механизмов мониторинга территориального развития.
Административная реформа направлена на сокращение административных барьеров и вмешательства государства в экономику, разграничение функций и полномочий исполнительной власти, повышение прозрачности системы государственного управления. В рамках проведения административной реформы будет принят типовой регламент, устанавливающий порядок взаимодействия между федеральными министерствами и находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами, а также административные регламенты федеральных органов исполнительной власти, определяющие порядок осуществления ими своих полномочий.
Совершенствование системы управления государственным имуществом предполагает поэтапное сокращение его избыточной части, не обеспечивающей выполнения государственных функций. В федеральной собственности в основном останется имущество, запрещенное к приватизации, а также стратегические предприятия и акционерные общества, обеспечивающие выпуск продукции стратегического назначения для обеспечения национальной безопасности.
|
|
Условием решения этих задач является экономический рост.
Ускорение темпов экономического роста будет происходить на основе взвешенной макроэкономической политики, базирующейся на следующих принципах:
- последовательное снижение уровня инфляции;
- проведение сбалансированной денежно - кредитной политики, обеспечивающей переход к полной конвертируемости рубля без его чрезмерного укрепления;
- содействие повышению конкурентоспособности российских компаний, укрепление их позиций на внутреннем и внешнем рынках;
- поддержание сбалансированного федерального бюджета при дальнейшем снижении налоговой нагрузки на экономику и существенном повышении эффективности его расходов.