МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
Одесский национальный политехнический университет
«Кафедра социологии и психологии»
Программа социологического исследования на тему:
«Система ценностей современного студента»
Выполнили:
студенты. гр. АЕ-015
Цицилюк А.В.
Захарченко Н.П.
Зеленков В.В.
Проверила:
Северенюк Т.А.
2003
Методологический раздел.
Проблема исследования.
Проблема - это сложный вопрос, требующий изучения, исследования и решения. Проблема данного социологического исследования заключается в изучении системы ценностей современного студента, а так же различия в мировоззрении студентов разного пола и возраста.
Объект исследования.
Объектом исследования являются студенты ОНПУ (Одесский национальный политехнический Университет), ОНУ (Одесский национальный Университет им. Мечникова), ОФЭК (Одесский финансово-экономический колледж) и Общежития № 4 возрастом 17 и 19 лет. По 7 представителей каждого пола и возраста.
|
|
1.3. Предмет исследования.
Предметом исследования является система ценностей современного студента.
Цель исследования.
Цель исследования – выявить состояние этой проблемы на данный момент времени, спрогнозировать процесс развития системы ценностей.
Задача исследования.
Собрать как можно больше информации по данной проблеме с помощью социологического опроса.
Гипотезы
Гипотеза в социальном исследовании – это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.
В результате исследования гипотезы либо опровергаются, либо подтверждаются и становятся положениями теории, истинность которой уже доказана.
1.6.1 Основная гипотеза
По моему мнению, современные представления о системе ценностей студента содержат ошибки и неточности.
1.6.2 Рабочие гипотезы
а) Более половины студентов поступают в ВУЗ для получения знаний.
б) Каждый третий студент злоупотребляет табакокурением
в) Большая часть студентов не считают свою жизнь полной и насыщенной
г) Каждый четвёртый студент гордиться своей страной и её историей
д) Большая часть студентов смотрят на будущее без особых надежд
Интерпретация понятий.
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни".
|
|
Опрос – самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или вообще не поддаются прямому наблюдению.
Анкетирование – форма проведения опроса, когда опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей.
Репрезентативность — это свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности.
Генеральная совокупность — это совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологического исследования.
Вторичная совокупность (выборка) — это часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности в целом.
Процедурный раздел.
Принципиальный план исследования
2.1.1. Характер исследования разведывательно–аналитический.
2.1.2. Тип исследования - описательный.
2.1.3. Используемые приемы - статистический сбор данных и анализ
Процедура, намечаемая в ходе исследования.
1) Определение духовных и материальных ценностей выбранных студентов.
2) Определение взаимосвязи изменения системы ценностей в зависимости от возраста и пола.
Методы сбора информации.
а) Основной метод – Опрос в форме анкетирования
б) Вспомогательный метод - интервьюирование.
Построение выборки исследования
2.4.1. Генеральная совокупность - 100.
2.4.2. Вторичная совокупность -28.
2.4.3. Единица наблюдения - студент.
2.4.4. Единица отбора – студент.
2.4.5. Исследование выборочное, трёхступенчатое (Выборка проходит по возрасту, полу и социальному положению).
2.4.6. Тип выборки – избирательная.
2.5. Методы анализа информации:
2.5.1. Ручной метод
2.5.2. Корреляционный анализ каждого из компонентов полученной информации всего блока факторов.
Рабочий план исследования. Таб. 1
№ этапа | Содержание |
1 этап Подготовительный. | Разработка программы исследования. Определение объекта, предмета, задач исследования, рабочих гипотез. |
2 этап Анкетирование. | Проведение исследования. Опрос студентов методом анкетирования |
3 этап Обработка материала. | Подготовка и обработка полученных в ходе исследования данных. Кодировка закрытых вопросов. Обработка вручную. |
4 этап Анализ материала. | Изучение и описание полученной информации. Интерпретация полученных результатов. Теоретический анализ. Выводы |
АНКЕТА «Система ценностей современного студента»
Мы, студенты III-курса ИКС, убедительно просим уделить немного внимания данной анкете и ответить на вопросы, чтобы помочь нашему исследованию. Просим отвечать искренне и не спеша. Все вопросы подразумевают однозначный ответ, поэтому отвечать на один вопрос двумя ответами не стоит.
Заранее благодарим!
Почему вы решили поступить в ВУЗ?
а) Для получения знаний
б) Для получения диплома
в) Для общения со сверстниками
г) Необходимость (армия, родители, после школы делать было нечего…)
|
|
Как вы относитесь к самому процессу учёбы?
а) Впитываю знания как губка
б) Хорошо учу только то, что может мне пригодиться
в) Учусь нормально, но мог бы и лучше, если было бы желание
г) Теорема З.З.З.З. (Заучил, здал, забухал, забыл)