Глава МО и выборные должностные лица в местном самоуправлении

Глава муниципального образования - высшее должностное лицо муниципального образования, представляет его, возглавляет на принципе единоначалия местную администрацию.

На основе уставов муниципальных образований можно выделить следующие подходы к главам муниципальных образований[5]:

1. глава муниципального образования является председателем представительного органа местного самоуправления, не являясь при этом депутатом и главой местной администрации;

2. глава муниципального образования является избранным депутатом и одновременно председателем представительного органа местного самоуправления и возглавляет местную администрацию;

3. глава муниципального образования, являясь главой местной администрации и представляя муниципальное образование, может председательствовать на заседаниях представительного органа в отдельных случаях.

В большинстве случаев в уставах муниципальных образований закреплена необходимость подписания нормативно-правовых актов, принятых представительным органом, главой данного муниципального образования. Право отлагательного вето главой муниципального образования в уставах одних муниципальных образований предусматривается, а в других не предусматривается.

Функции и полномочия главы муниципального образования состоят в следующем:

1. организует разработку и исполнение местного бюджета, осуществляет распределение кредитов при исполнении местного бюджета;

2. организует подготовку плана развития территории муниципального образования;

3. принимает меры по обеспечению правопорядка на территории муниципального образования;

4. осуществляет мероприятия по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

5. представляет населению и представительному органу местного самоуправления отчет о деятельности администрации;

6. назначает и освобождает других руководителей администрации;

7. назначает и освобождает других руководителей администрации и муниципальных предприятий;

8. определяет структуру, штаты администрации и вносит их на утверждение представительному органу местного самоуправления;

9. заключает договоры и соглашения с различными структурами;

10. издает постановления и распоряжения по вопросам своего ведения;

11. осуществляет иные исполнительно-распорядительные функции в рамках своей компетенции.

Вместе с тем большинство уставов муниципальных образований вводят определенные ограничения для своего главы. Так, к примеру, глава муниципального образования не имеет права:

1. состоять в руководящих органах политических партий, движений;

2. состоять в правлениях или других органах управления предприятий, учреждений, организаций;

3. получать любые доходы от предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности либо действующих на соответствующей территории или связанных с местным бюджетом получением из него средств для своей деятельности, налоговыми или иными финансовыми льготами, кроме авторского гонорара, вознаграждение за научно-педагогическую и иную творческую деятельность;

4. участвовать в предпринимательской деятельности;

5. занимать оплачиваемые должности в других государственных органах, общественных объединениях, а также на предприятиях, учреждениях, организациях.

Полномочия главы муниципального образования могут прекращаться и досрочно в случаях:

1. на основании его личного заявления о сложении полномочий;

2. выезда на постоянное место жительства за пределы муниципального образования;

3. его отзыва избирателями;

4. утраты им гражданства РФ или приобретения двойного гражданства, подданства;

5. его смерти.

Кроме выборного главы муниципального образования могут создаваться другие исполнительные органы администрации муниципального образования, ее структурные подразделения. Эти органы создаются по усмотрению местных сообществ, выраженному в уставе муниципального образования.

Местная администрация является юридическим лицом, поэтому ее признаками как юридического лица является:

1. она имеет обособленное имущество, собственные средства финансирования из местного бюджета;

2. может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности;

3. может выступать истцом и ответчиком в суде;

4. имеет гербовую печать, штампы, бланки, расчетные и иные счета в банковских учреждениях.

Статус выборных должностных лиц местного самоуправления — гарантии и ограничения, связанные с исполнением выборными лицами местного самоуправления своих полномочий.

Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.

Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек — 1 депутат. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы.

Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:

-смерти;

-отставки по собственному желанию;

-признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

-признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

-выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

-прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

отзыва избирателями;

-досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

-в иных случаях, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».


 


Заключение

История общинного и городского самоуправления в России, как и в зарубежных странах, уходит своими корнями в глубину веков. Его особенности зависели от социально-экономической и классовой структуры общества, конкретных исторических условий. Однако сохранялась и определенная преемственность традиций и форм самоуправления.

В системе современных общедемократических преобразовании государственности и общественного устройства России одним из важнейших звеньев является местное самоуправление. Оно, находясь в непосредственной диалектической взаимосвязи с такими общедемократическими принципами, как приоритет прав и свобод человека по отношению к другим институтам общества и государства, теории естественного права, верховенства права, гражданского общества и правового государства, составляет одну из основ современной теории демократического правового государства и концепции народовластия. В основу местного самоуправления также положены современные представления и идеи построения открытого процветающего гражданского общества на принципах локальной демократии, децентрализации и деконцентрации государственной власти.

Нормы муниципального права, закрепляя принцип самостоятельности местного самоуправления, выделяют следующие основные черты, характеризующие его содержание: самостоятельное решение населением вопросов местного значения осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, обеспечение финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления, самостоятельность муниципальных образований в пределах их полномочий и т.д.

Население может участвовать в управлении делами общества в разных формах. Выделяются такие виды участия, как рекомендательное участие, совещательное участие, решающее участие. В зависимости от преобладания той или иной формы существует классификация демократии, в рамках которой называют: консультативную (митинговую) демократию, представительную демократию и прямую демократию.

В Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2005 г.) местный референдум определяется как референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.

Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.



Список литературы

1. Федеральный Закон Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 6 октября 2003 г.1995 года №131-ФЗ. – М., 2009.

2. Административное право: учебник / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2002. – 260 с.

3. Анимица Е.Г. Основы местного самоуправления. М., 2000 – 568 с.

4. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М., 2004 – 360 с.

5. Выдрин И.В. Муниципальное право. М., 2007 – 300 с.

6. Игнатюк Н. А. Замотаев А. А., Павлушкин А. В. Муниципальное право. М., 2005 – 546 с.

7. Кудилинский М.Н. Муниципальное право. М., 2004 – 388 с.

8. Кутафин О.Е.Муниципальное право Российской Федерации. - М.: Юрист, 2004. – 450 с..

9. Наумов С.Ю.Основы организации муниципального управления: учебное пособие / С. Ю наумов. – М.: Форум", 2009.

10. Подсумкова А.А. Местное самоуправление в России: некоторые вопросы становления и развития.- Саратов: Изд-во ПАГС, 2008. - С. 8.

11. Прудников А.С. Муниципальное право России: учебник для вузов. М., 2004 – 442 с.

12. Пылин В.В. Муниципальное право Российской Федерации. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2005 – 765 с.

13. Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: правовая теория и социальная практика. М., 2004 – 366 с.

14. Чеботарев Г.Н. Муниципальное право России: учебник. М.: Юрист, 2005 – 422 с.

15. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2007 – 655 с.


[1] Подсумкова А.А. Местное самоуправление в России: некоторые вопросы становления и развития.-  Саратов: Изд-во ПАГС, 2008. -  С. 8.

 

[2] Кутафин О.Е.Муниципальное право Российской Федерации. - М.: Юрист, 2004. – С. 123.

 

[3] Административное право: учебник / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2002. – С. 128.

 

[4] Федеральный Закон Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 6 октября 2003 г.1995 года №131-ФЗ. – М., 2009.

[5] Федеральный Закон Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 6 октября 2003 г.1995 года №131-ФЗ. – М., 2009.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: