Рыболовные катера (fishing boats)

Лодки для спортивной рыбалки составляют огромный по разнообразию типов и размеров входящих в него катеров класс — от 8-футовых окуневых лодочек до 80-футовых океанских рыболовных яхт. По конструктивным признакам можно выделить следующие основные типы рыболовных лодок.

Bass boat

Лодка для ловли американского окуня (bass). Bass fishing — американский феномен, пример того, как из увлечения можно сделать национальный спорт и отрасль экономики с годовым оборотом около $40 млрд. Как правило, бассбоут имеет низкий борт, просторную площадку спереди (иногда сзади), пару рыболовных кресел, один или два троллинговых электромотора. Клевые места не всегда рядом, поэтому на бассбоутах устанавливают мощные маршевые двигатели. Кстати, увлечение скоростью коснулось и этого типа, породив своеобразный гибрид басс- и спортбоута.

Centre consol

Существует множество видов рыбы, для ловли которой нужно выходить в менее спокойные воды и использовать иную снасть. Для работы с удилищем желательна лодка с минимальными надстройками. Идеал — платформа, и лодка с центральной консолью приближается к такому идеалу. Как разновидность этого типа упомянем dual consol - лодку с двумя консолями вдоль бортов. По компоновке такие лодки напоминают боурайдеры. Кроме этих, в Европе получил распостранение тип универсальных лодок меньшего размера с одной бортовой консолью. Объединяющими признаками всех этих типов, помимо рулевой консоли, является отсутствие каюты. Последнее многими потенциальными покупателями рассматривалось как недостаток, что породило своеобразный (и весьма удачный) компромисс — walkaround.

Walkaround

Термин буквально означает «обойти вокруг» и определяет архитектурный тип. Каюта располагается в передней половине (от форштевня до миделя), большей частью под палубой, возвышаясь над ней невысоким островом. Такая компоновка весьма удобна тем, что оставляет довольно широкие, обычно огороженные релингами проходы на нос.

Вершиной рыбалки с борта катера можно назвать охоту на крупных морских рыб — тунца, марлина, парусника, акул и т.п., получившее название «Big Game». Для «большой игры» нужны большие лодки — рыболовные моторные яхты. Предназначенные для выходов в океан на несколько дней, они оборудованы «тунцовыми вышками», аутригерами, «боевыми» рыболовными креслами; вместе с тем они предлагают комфорт, часто на уровне фешенебельных моторных яхт.

3.3.2.Круизеры (cruisers)

Круизером принято называть катера, длина которых составляет от 22 до 33 футов (6,7–10 м), имеющие одну или полторы (не удивляйтесь!) каюты, выгороженный туалет и камбузный блок. Иногда такие лодки именуют «семейными крейсерами». В зависимости от архитектурно-планировочных решений круизеры можно разделить на типы.

Sedan

Большая часть круизеров строится в традиционной компоновке с рубкой, имеющей круговое остекление. Используя автомобильную терминологию, их называют sedan.

Седаны, в зависимости от конструкции крыши рубки, также делятся на:

· coupe — в крыше надстройки могут быть (как у автомобилей) сдвижные световые люки. Некоторые производители используют это место под солярий;

· flybridge — когда позволяют размеры, на крыше рубки седана может быть расположен открытый ходовой мостик, дающий отличный обзор и делающий удобным управление судном. Flybridge является сокращением от flying bridge — «летучий мостик»; синоним — command bridge.

Sport cruiser

Спортивный круизер - популярный тип лодок созданный для тех, кому скоростные качества более важны, нежели вместимость. Это катер, имеющий однообъемный (без надстроек) корпус, в котором расположены салон, камбуз и туалет. Палуба кокпита приподнята, под ней в средней части находится полукаюта с полноразмерной двухместной койкой.

Express cruiser

Занимает промежуточное положение между седаном и спорткруизером. Express cruiser — катер с надстройкой, выраженной менее явно, чем у седана, но не «утопленной в палубу», как у спорткруизера (исторически этот тип предшествовал последнему).

Touring boat

Преимущественно европейский тип круизера. Туринг-боут, или тур-боут предназначен для дальних путешествий в водоизмещающем режиме и обеспечивает более или менее комфортные условия на борту. Идеологически тур-боуты являются близкими родственниками более крупных яхт-траулеров.

3.3.3. Моторные яхты (motor yachts)

Как известно, яхта — это не обязательно лодка с парусом: так именуют любое судно для отдыха, которое не используется в коммерческих целях (правда, не ясно, как быть с прогулочными подводными лодками). Четкой границы между круизерами и моторными яхтами нет, однако моторной яхтой принято называть судно длиной свыше 33 футов (10 м). По функциональному назначению и архитектурно-конструктивным решениям моторные яхты во многом подобны круизерам.

Sport yacht

Скоростные (30–40 уз.), вооруженные мощными двигателями суда, созданные, как правило, для непродолжительных выходов. Они имеют относительно небольшую емкость топливных цистерн. Даже при сравнительно невысокой массе и завидной скорости, высокий удельный расход топлива ограничивает дальность плавания, и спортивные яхты путешествуют от марины к марине. Корпус обычно однообъемный, с легкой полурубкой или просто жесткой крышей над кокпитом. Этот тип моторных яхт является развитием спортивных круизеров в сторону увеличения размеров и иногда близок high performance boats; в отличие от последних, спортивные яхты более приспособлены для длительного пребывания на борту.

Pilot house

Самую многочисленную группу среди моторных яхт составляют катера традиционной архитектуры с развитыми надстройками (этот тип обычно тоже называют седаном). Поскольку размеры позволяют, у большинства этих лодок на крыше надстройки устроен флайбридж. Слова «pilot house», встречающиеся у некоторых моделей, обозначают ходовую рубку; иногда так называют отделенное от салона помещение поста управления яхтой (ходовой мостик). Отдельная ходовая рубка — принадлежность довольно большого судна, потому этот термин, используемый в названии моделей, придает определенный вес.

Trawler

Яхты типа «траулер» изначально перестраивались из рыболовных судов, поэтому за ними закрепилось такое название. Отличительными признаками типа являются корпус, рассчитанный на плавание в водоизмещающем режиме со скоростью до 10–12 уз., повышенная мореходность и автономность. Внутренние помещения: каюты, салон и камбуз - устроены для меньшего числа людей, но для продолжительного путешествия.

Mega (Super) Yacht

Уже из названия следует, что имеется в виду нечто эксклюзивное, выходящее за рамки обыденности. Размеры таких яхт начинаются от 60 футов; их оборудование, убранство и возможности требуют отдельного описания. Есть верфи, строящие такие яхты малыми сериями, исполняя заказ своих весьма состоятельных клиентов (сustom). Как объект оценки, мегаяхты заслуживают отдельного исследования.

4. Заключение

Как уже отмечалось, помещенный выше материал далеко не исчерпывает всего многообразия специфических вопросов, относящихся к оценке и классификации судов – сложному и интереснейшему объекту оценочной деятельности. Остались вне внимания и описания такие темы, как описание элементов, узлов, основных систем судна, особенностей их функционирования и взаимодействия. Ожидают описания и более глубокого рассмотрения вопросы функционирования рынка судов, перевозок, фрахтового рынка. Отдельного изучения требует судно как объект доходного бизнеса, как предприятие – со своей системой сложных, но в значительной мере определенных и упорядоченных взаимоотношений с заказчиками, поставщиками, партнерами. Очень тесно переплетаются вопросы оценочной деятельности и морского страхования, и прочие, относящиеся к компетенции аварийных комиссаров.

5. Список источников

1. Законы Украины: «Об аренде государственного и коммунального имущества», «О собственности», «О хозяйственных обществах», «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине».

2. Национальный стандарт №1 «Общие принципы оценки имущества и имущественных прав», утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 10.09.2003 г. №1440.

3. Методология и практика оценки имущества при приватизации. Сборник нормативно-методических материалов, подг. международным центром приватизации, инвестиций и менеджмента. – Киев, 1995.

4. Материалы международной конференции «Применение стандартов оценки рыночной стоимости в условиях экономики Украины. Трансформация мирового опыта». – Киев, 21-22.09.1995.

5. Оценка стоимости имущества с точки зрения дохода. - KPMG, Баренцева группа. Меморандум №33, 1995.

6. Материалы журнала УОО «Вестник оценки» за 1999-2007 гг.

7. Материалы журнала «Судоходство» за 2007 г.

8. Материалы журнала «Порты Украины» за 2007 г.

9. Инструктивные и директивные материалы Министерства транспорта Украины. 

10. База данных «С-net».

11. John Alico «Appraising Machinery and Equipment».

12. Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации. М.,1986.

13. Положение о технической эксплуатации морского флота. РД 31.50.03.-89.

14. Руководство по эксплуатации металлических корпусов, систем, устройств. РЭКУС –НК-84.

15. Нормы профессиональной деятельности оценщика. Утв. Советом УОО 11.04.1995 г., прот. №7.

16.  «Методика оценки стоимости имущества», утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины от 10.12.2003 г. №1891.

17. Гленн М. Десмонд, Ричард Э. Келли. Руководство по оценке бизнеса. – М.,1996.

18. Сухомлин В., Шалаев В. Оборудование как объект оценки: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. И доп. - К.: «АртЭк», 2008. - 680 с.

19. И.Л. Артеменков, Г.И. Микерин, Н.В. Павлов Международные стандарты оценки. Седьмое издание - М.: Российское общество оценщиков, 2005. - 413 с. - перевод с International Valuation Committee International Valuation Standards.Seventh Edition, 2005.

20. Забелин В.Г. Фрахтовые операции по внешней торговле: Учебное пособие. - М.: РосКонсульт, 2000. - 256 с., ил.

21. Архiпов В.В. Судово-товарознавча експертиза тoвapiв народного споживання та послуг. Teopiя та практика: Навчально-практичний посібник. - К.: Центр учбової літератури, 2008. - 306 с.

22. Кивалов С.В., Додин Е.В. в ред. Кузнецова С.А. Научно-производственный журнал „Торговое мореплавание" №1'2000 - О.: ТЭС, 2000. - 91 с.

23. Кодекс торговельного мореплавства України. - Вид. неофіц.: Друк. 3 вид.„Ведомости Верховного Совета Украины, 1995. - № 47-52, ст. 349 - Одесса: МП Фенікс. -128 с.

24. Оценка машин, оборудования и транспортных средств: Учебное пособие/Под общей редакцией В.П. Антонова. - М.: Институт оценки природных ресурсов, 2001.-392 с.

25. Шатров В.И. Устройство и управление маломерным судном: Учеб. Пособие. - М.: Транслит, 2006, 128 с, ил.

26. Рябченко В. К., Кучер Ю. П. Устройство судна:Учебное пособие/Одесская национальная морская академия. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Одесса: Феникс, 2006. - 118 с.

27. Алмазов Г.К., Степанов В.В., Гуськов М.Г. Элементы общесудовых систем: Справ. Л.: Судостроение, 1982 с.

28. Антонов А.А., Недра Р.Ф. Устройство морского судна. М.: Транспорт, 1974. 230 с.

29. Бронников А.В. Морские транспортные суда. Л.: Судостроение, 1984. 46 с.

30. Бугаенко Б.А., Магула В.Э. Специальные судовые устройства. Л.: Судостроение, 1983. 392 с.

31. Морской энциклопедический справочник: в 2 т./Под ред. Исанина Н.Н. I: Судостроение, 1986. Т. 1-2.

32. Украинская советская энциклопедия. Т. 5. с. 110.

33. Симоненко А.С. Судовые устройства. Л.: Судостроение, 1986. 175 с.

34. Фрид Е.Г. Устройство судна. Л.: Судостроение, 1989. 340 с.

35. Яковенко И.И. Особенности оценки пассажирских судов. Журнал УОО «Вестник оценки» за 2003 г. с. 84-89.

36. Грабовая Т.Г., Абрамов О.Н., Пошолок В.Н. Грабовая Т.В. Практические аспекты оценки рыночной стоимости судов. Журнал УОО «Вестник оценки» №1, 2003.

37.  Правила классификации и постройки морских судов/Российский морской Регистр судоходства, Санкт-Петербург,1999.

38. Шабад Я.А, Гринберг А.С., Маршак Л.Е., Шеметов А.Н., Кузьменко Г.В. Руководящие методические материалы по классификации АСУП, ЦНИИТУ, Минск, 1970,47 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: