Основные функции и формы проявления внимания

 

Возьмем такой пример: я нахожусь на каком-нибудь празднестве и поглощена интересной беседой. Внезапно я слышу свое имя, негромко произнесенное кем-то в другой группе гостей. Я быстро переключаю внимание на разговор, происходящий между этими людьми, и слышу мнение о себе. Но в то же время я упускаю нить прежнего разговора. Я настроилась на вторую группу и отключилась от первой. Это пример воздействия особо актуальной информации, известный под названием “феномен вечеринки”. Именно высокая значимость сигнала (а не его интенсивность), желание узнать, что обо мне думают другие, определили изменение направления моего внимания.

Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. Сравнительно легко направить внимание на тот или иной предмет или действие, Значительно труднее сохранить его в течение необходимого времени.

Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание.

В то же время сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, но неотчетливо. Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету, он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, оказывается на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще одну функцию - контроль и регуляцию деятельности.

Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко отличить от не внимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). В некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.

 

Теории внимания

Интересные и противоречивые свойства внимания привлекали к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность внимания.

Отечественный учёный Н.Н. Ланге выдвинул “концепцию волевого внимания”.

Он определил внимание как “целесообразную реакцию организма, моментально улучшающую условия восприятия”. Н.Н. Ланге разбивает протекание акта внимания на три фазы: первичное восприятие, реакцию, улучшающую восприятие, и улучшенное восприятие. Ланге задаётся вопросом об основном механизме волевого внимания и приходит к выводу, что улучшение восприятия достигается за счёт усиления интенсивности представления. Рассмотрим пример: допустим, вы назначили встречу с приятелем, вы ждёте его уже долгое время, а он всё не появляется. Вы всматриваетесь в толпу, представляете себе, что ваш друг вот-вот подойдёт. И, в конце концов, чётко различаете его силуэт среди людского потока. Но несколько минут спустя, выясняется, что вы обознались. Почему так произошло? Ланге полагал, что слабое ощущение, соединяясь с ярким образом памяти, приобретает интенсивность, достаточную для того, чтобы произошло восприятие. Именно поэтому мы часто видим или слышим то, что хотим, а не то, что происходит на самом деле.[2,221]

Учёный Т. Рибо определяет внимание как умственный моноидеизм. Внимание, по Рибо, представляет собой определённое психофизиологическое сочетание, в котором и двигательные, и субъективные составляющие являются необходимыми элементами. “Антагонизм между вниманием и нормальной психической жизнью заключается в том, что внимание стремиться к единству сознания, в то время как нормальное состояние - это множественность состояний”, - пишет он.[2,222]

Оригинальную трактовку внимания дал в своих работах автор планомерного (поэтапного) формирования умственных действий П.Я.Гальперин. Суть его концепции заключается в том, что: всякое действие (в том числе и умственное), состоит из ориентировочной (психической) и исполнительной частей. Если в результате планомерного формирования умственного контроля мы получим эффект, феноменально не отличимый от явления внимания, представление о внимании как о контроле может считаться обоснованным. Именно такие данные были получены в 1974 г. в работе С.Л. Кабыльницкой по формированию контроля ошибок на письме у школьников. “Не всякий контроль есть внимание (оно должно быть интериоризированно, обобщено и сжато), но всякое внимание есть контроль”, - суммирует свою теоретическую позицию П.Я.Гальперин.[2,237]

Все эти теории опираются на реальные факты, но абсолютизируя выделенные феномены, они игнорируют все остальные проявления. Правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупности всех его свойств.

Итак, внимание - направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: