Глава III. Социальные программы борьбы с безработицей в РФ

Функции государственного управления рынком труда заключаются в обеспечении государством нормальной работы его институтов, инфраструктуры, а также современной корректировки действий внутренних рыночных механизмов и внешних факторов с учетом складывающейся ситуации.

В связи с этим государство осуществляет на рынке труда следующие основные функции:

- гарантии занятости населения;

- активное противодействие безработице;

- социальная защита безработных.

Регулируемый рынок труда предполагает проведение гибкой государственной политики занятости, которая должна быть направлена на создание новой модели занятости.

Основными стратегическими направлениями деятельности государства по созданию новой модели занятости должны стать:

- содействие становлению многосекторного хозяйства, расширяющего масштабы занятости и возможности выбора работниками соответствующих видов занятости, отвечающих способностям и интересам каждого;

- целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест;

- реальная и повсеместная поддержка малого и среднего предпринимательства;

- становление и развитие муниципальной собственности;

- совершенствование законодательства в сфере занятости;

- разработка комплексной и региональных программ создания и сохранения рабочих мест, подготовка организационных и нормативно-правовых основ для их реализации;

- введение обязательной социальной экспертизы всех разрабатываемых программ для оценки их влияния на условия занятости и смягчения социальных проблем регионов;

- совершенствование отношений социального партнерства за счет включения в договоры всех уровней мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест, содействие адаптации персонала к изменению их структуры и качества, расширение практики общественных работ.[16]

Мировой опыт свидетельствует о наличии двух форм воздействия государства на рынок труда: активной и пассивной.

Активная политика на рынке труда - совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых с целью снижения уровня безработицы.

Такая политика включает:

- мероприятия, связанные с предотвращением увольнений работников;

- обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу;

- активный поиск и подбор рабочих мест;

- субсидирование создания новых рабочих мест (как на существующих предприятиях, так и путем развития самозанятости);

- организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.

В конечном счете, активная государственная политика должна быть направлена не столько на существующую безработицу, сколько на создание экономических условий для формирования более совершенной модели занятости.

Новая модель занятости заключается в переходе от избыточной занятости с низкой производительностью труда к сочетанию низкого уровня безработицы с высокопроизводительной занятостью. Поэтому при разработке стратегии активной политики занятости необходимо обратить внимание на повышение качества рабочей силы.

Исходя из этого, приоритетные направления активной политики занятости предполагают следующие меры:

- уделять особое внимание повышению качества рабочей силы на рынке труда, совершенствовать систему начального, среднего, высшего и дополнительного образования, ее ориентацию на потребности работодателей и изменения спроса и предложения на рынке труда;

- снижать риск безработицы среди выпускников учебных заведений, корректировать объемы и профили подготовки кадров в образовательных учреждениях;

- обеспечить выделение работодателями необходимых средств на подготовку кадров, а также опережающую переподготовку высвобожденных работников для новых сфер приложения труда;

- обеспечить развитие и совершенствование гибкой, ориентированной на трудоустройство, системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, адекватную потребностям рыночной экономики;

- развивать систему непрерывного образования, включая обучение на рабочем месте, развитие возможностей самообучения;

- развивать систему профориентации и психологической поддержки населения;

- уделять особое внимание сохранению эффективно используемых и созданию новых рабочих мест, включая льготные налогообложение и кредитование, поддержку конкурентоспособных производств, поддержку малого бизнеса, стимулирование предпринимательской деятельности населения;

- в соответствии с программой структурной перестройки экономики предусмотреть меры по переподготовке и трудоустройству высвобожденных работников;

- содействовать трудоустройству слабозащищенных слоев населения (инвалиды, женщины, молодежь, беженцы, вынужденные переселенцы и др.), развивать общественные работы, разрабатывать и реализовывать целевые программы для молодежи, стимулировать работодателей, принимающих на работу выпускников школ и профессиональных учебных заведений.[17]

Наиболее эффективной и перспективной представляется система экономических льгот предприятиям, которые сами создают у себя дополнительные рабочие места и трудоустраивают своих высвобожденных работников, переобучают их.

Пассивная политика на рынке труда - совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как правило, включает выплату:

- гарантированного государством пособия по безработице;

- доплат на иждивенцев.

Альтернативой сложившейся системе выплат пособий по безработице могла бы стать модель, основанная на страховых принципах - страхование от безработицы, с иными принципами аккумулирования средств, критериями и условиями выплаты пособия по безработице.

На занятость населения, проживающего в сельской местности, существенное влияние оказывает ряд специфических моментов:

- ограниченность сферы приложения труда;

- территориальная разбросанность сельских поселений;

- отсутствие нормального транспортного сообщения, снижающего возможность поиска работы и трудоустройства в других населенных пунктах;

- сезонные колебания в спросе на рабочую силу в агропромышленном комплексе.

Содействию занятости населения, проживающего в сельской местности, будет способствовать принятие и реализация следующих мер:

- создание благоприятных условий для развития частных и кооперативных форм деятельности в сфере социально-бытового обслуживания;

- расширение системы имеющихся социально-деловых центров, бизнес-инкубаторов, центров развития бизнеса для выполнения функций менеджмента в целях развития сельского предпринимательства;

- организация специального обучения сельских жителей, изъявивших желание заняться предпринимательской деятельностью и самозанятостью;

- распространение всех форм и методов государственной поддержки малого бизнеса на развитие ремесленных производств и народных промыслов;

- осуществление подготовки кадров по интегрированным профессиям для аграрного комплекса, социальной сферы с ориентацией на их профессиональную мобильность;

- внедрение в сельской местности дистанционных форм обучения безработных граждан и незанятого населения.[18]

Таковы основные положения программы содействия занятости населения.

Сегодня программа по борьбе с безработицей обрела количественный показатель.

Для борьбы с безработицей государство более чем вдвое увеличило  финансирование программ переподготовки кадров и стимулирует предпринимательство в моногородах и селах.

Теперь почти 100 000 человек, желающих найти работу в других регионах, смогут воспользоваться поддержкой государства. Им будут выделяться подъемные в размере до 56 000 руб.: компенсироваться транспортные расходы (до 5000 руб.), аренда жилья (до 550 руб. в день сроком до трех месяцев) и суточные, размер которых будет определяться в зависимости от региона.

Эти меры призваны предотвратить рост безработицы в стране. В прошлом году Роструд официально признал безработными в общей сложности 3 млн. россиян. В 2009 г. было официально зарегистрировано 1,522 млн. безработных, около 2% экономически активного населения, что немного ниже цифры, ранее предполагаемой Минздравсоцразвития (1,6 млн.). Общее число безработных (по методологии МОТ) достигло 5 млн. человек, или 6,6%.

В связи с прогнозом роста зарегистрированной безработицы до 2,2 млн. сейчас пересматривается объем финансирования основных направлений поддержки безработных, на которые государство предполагает выделить еще около 30 млрд. руб. (независимо от 43,7 млрд. руб., утвержденных правительством 31 декабря по программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда).

В 2010  году повысить квалификацию или найти временную работу благодаря региональным программам занятости смогут более 2,5 млн. человек, а прогноз по росту регистрируемой безработицы может быть пересмотрен, поскольку появились дополнительные стимулы для регистрации в госслужбах занятости. В их числе — повышение максимального размера пособия по безработице до 4900 руб. (в 2008 г. было 3124 руб.), увеличение финансирования переподготовки кадров — раньше программы ограничивались сроком до трех месяцев и стоимостью до 5000 руб. на человека, теперь программы могут длиться до полугода и стоить 10 000 руб. Еще одним стимулом для роста числа регистрируемых безработных станут планы по поддержке малого предпринимательства (самозанятости) в моногородах и сельской местности: в соответствии с постановлением правительства № 1089 от 31 декабря на открытие собственного бизнеса будет выдаваться сумма, равная годовому пособию по безработице, т. е. до 58 800 руб.[19]

Таким образом, программы поддержки занятости, помощи и переобучения безработных — одно из основных направлений борьбы с безработицей. Масштабные и эффективные меры сохраняют и повышают качество рабочей силы, которая будет востребована на рынке, поддерживают потребительский спрос и в конечном счете ускоряют выход из кризиса. В период экономических неурядиц важен не только размер сумм, выделенных на борьбу с безработицей, но и приоритетные направления этих расходов.

 

 


 


Заключение

 

В данной работе был проведен подробный теоретический анализ социально-экономической сущности безработицы, рассмотрены отличительные особенности безработицы на российском рынке труда, сформулированы возможные способы снижения безработицы.

Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества.

Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых.[20]

Безработица имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д., ведь люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую.

Особое внимание в работе уделялось исследованию конкретных методов снижения безработицы в стране, таких, как стимулирование малого бизнеса и самозанятости, обеспечение профессионального обучения и переподготовки работников, поддержка социально уязвимых групп населения на рынке труда.

Проведенная работа дает возможность сделать ряд выводов.

Разработка основных направлений, путей и методов сокращения безработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также выявление тех ее форм и видов, которые наносят наибольший экономический и социальный ущерб личности, обществу, препятствуют стабилизации экономики страны.[21]

Подобный анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения безработицы на сегодняшний день являются активизация государственной политики занятости наряду с общим оздоровлением экономического климата в стране.

Новая активная политика на рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: