Заключительные Выводы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………. РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМА РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ ВТО: СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ, ОБЩЕСИСТЕМНЫЕ ЧЕРТЫ, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ………………………………………………………………………………   1.1. Происхождение, организационно-правовая эволюция СРС ГАТТ: 1946 - 1994 гг………………………………………………………………………... 1.2. Создание, предпосылки и попытки реформирования СРС ВТО: 1994 - 2007 гг………………………………………………………………………... 1.3. Основные черты современной СРС ВТО……………………………………......... 1.3.1. Значение, цели, принципы, сфера действия и другие          особенности СРС ВТО………………….…………………….………….. 1.3.2. Характеристика отдельных элементов СРС ВТО……………………….. 1.4. Институциональные основы функционирования СРС ВТО, проблемы и направления реформ в данной сфере…………...………………………………….. 1.4.1. Орган по разрешению споров…….…………………................................... 1.4.2. Третейские группы экспертов…………………………………….............. 1.4.3. Апелляционный орган ВТО……………………………………………… 1.4.4. Роль Секретариата ВТО в процессе разрешения споров………………... Выводы к разделу 1………...…………………………………………………………...   РАЗДЕЛ 2. МЕХАНИЗМ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ В ВТО: ОБЗОР, ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМ……………………………………………………………………………….   2.1. Разрешение споров непосредственно сторонами……………….………………... 2.1.1. Разрешение споров с помощью консультаций…………………………... 2.1.2. Использование процедур посредничества, добрых услуг и      примирения…………………………………..……………………………. 2.2. Процедура рассмотрения споров третейской группой……………..……………. 2.3. Процедура рассмотрения споров Апелляционным органом ВТО...……............... 2.4. Арбитраж как альтернативное средство разрешения споров в ВТО……….…… 2.5. Другие особенности разрешения межгосударственных споров в ВТО: анализ проблем и возможности для реформ……………………… 2.5.1. Права третьих сторон в процессе разрешения споров в ВТО…………... 2.5.2. Характер процесса разрешения споров в ВТО: конфиденциальность            или прозрачность?............................................................................................. 2.5.3. Доступ частных сторон и заявления аmicus сuriae в процедурах      СРС ВТО ………….……….………………................................................... 2.5.4. Обеспечение защиты интересов развивающихся и наименее            развитых стран………………………………………………...................... Выводы к разделу 2……………...……………………………………………………...   РАЗДЕЛ 3. МЕХАНИЗМ НАДЗОРА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ СПОРОВ В ВТО: ОБЗОР, ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ...................…………..   3.1. Решения об урегулировании споров: содержание, юридическая сила, вопрос прецедента……...………………...…………………………………... 3.2. Сравнение норм международного права и права ГАТТ/ВТО в сфере международной ответственности государств………………………………………..... 3.3. Компенсация в ВТО: проблемы практики и возможности для реформ………… 3.4. Приостановление уступок и других обязательств: проблемы практики и возможности для реформ……………………....................... 3.5. Особенности процедур, формирующих механизм обеспечения исполнения решений об урегулировании споров в ВТО…..……………………... 3.6. Процедурные проблемы механизма обеспечения исполнения                 решений об урегулировании споров и возможность их устранения путем реформ………………………...………………….….................... Выводы к разделу 3…………………...………………………………………………...   РАЗДЕЛ 4. ПОДГОТОВКА УКРАИНЫ К УЧАСТИЮ В ПРОЦЕДУРАХ СРС ВТО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ…………………………………………………   4.1. Украина и ВТО: краткий обзор……………………………………………............. 4.2. Возможность эффективного использования Украиной  механизмов СРС ВТО: проблемы и пути их решения…………………………………………. Выводы к разделу 4………………………...…………………………………………...     ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ…………………………………….…………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………… ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………….………………………………... Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте http://www.mydisser.com/search.html   5     15       16     24   32     32   40     50   51   53   65   70 74     76   77 77   85 89 99 106   109 109   116   124   133 142     145     146   153 161   169   186     196 209   212   212   214 226     228   234   255

 ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Украина завершает непростой тринадцатилетний процесс присоединения к Всемирной торговой организации (далее – ВТО). На данном этапе перед нашим государством стоит новая цель – эффективно реализовать преимущества, которые предоставляет статус члена этой организации. Одним из таких преимуществ для Украины является открытие доступа к системе разрешения споров в рамках ВТО. Данная система, появившись в эпоху Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее – ГАТТ) и продолжив функционировать в ВТО, существует уже почти шестьдесят лет. На протяжении этого времени она развивалась и совершенствовалась. Накапливалась и кодифицировалась практика разрешения международных торговых споров. Теперь с помощью системы разрешения споров ВТО (далее – СРС ВТО) Украина получает возможность эффективно защищать национальные торговые интересы. Однако полноценно использовать потенциал данной системы невозможно без знания ее особенностей, преимуществ, недостатков и проблем. Не менее важно быть знакомым и с практической стороной деятельности СРС ВТО.

Это свидетельствует о том, что указанные вопросы должны быть комплексно и глубоко исследованы, а информация о них должна быть как можно быстрее распространена среди заинтересованных лиц.

Кроме того, СРС ВТО не является статической – она развивается, и ее будущее определяется в ходе официальных многосторонних переговоров, посвященных поиску оптимальных путей ее реформирования. Став членом ВТО, Украина автоматически становится стороной этих переговоров, и ей необходимо занять позицию, отвечающую собственным национальным интересам. Для этого отечественные специалисты должны не только владеть информацией о ходе переговорного процесса, но и быть знакомы с содержанием основных предложений о реформировании СРС ВТО, которые ранее были внесены государствами-членами этой организации.

Проведенный анализ научных источников обнаружил, что поскольку исследование СРС ВТО является новым предметом для украинских ученых и их российских коллег, большинство соответствующей литературы имеет описательный характер. Например, отдельные особенности СРС ВТО описаны в работе российского ученого М.П. Трунк-Федоровой [232]. Более обобщенно этот вопрос затронут в работах С.А. Григоряна, И.И. Дюмулена, И.В. Зенкина [191-193]. В украинской юридической литературе  он частично упоминался в работах авторского коллектива под руководством С.Г. Осыки [195; 220]. Однако специального комплексного научного исследования особенностей СРС ВТО, проведенного украинскими учеными, на сегодня не опубликовано[1]. Более того, полный спектр проблем и недостатков СРС ВТО, а также вопросы ее реформирования в отечественной литературе не рассматривались вовсе, а лишь фрагментарно упоминались в исследованиях российских ученых [191; 232]. Также, ни в одном из упомянутых выше источников не были исследованы особенности переговоров о реформировании СРС ВТО, и не было проанализировано содержание официальных документов, наработанных в рамках этого процесса.

Как результат, на фоне недостаточной разработки в украинской научной литературе вопросов, связанных с особенностями СРС ВТО, а также при отсутствии комплексного исследования проблем, недостатков и возможных вариантов реформирования этой системы, тема данной диссертационной работы является особенно актуальной и важной. Очевидно, что без понимания логики реформирования СРС ВТО Украина не сможет стать полноценным участником вышеупомянутых переговоров.

Связь работы с научными программами, планами, темами. Диссертация выполнена в соответствии с планом научно-исследовательской работы кафедры международного права Украинской академии внешней торговли. Проведение данного исследования способствует реализации положений Постановления Верховного Совета Украины № 542-V «О рекомендациях парламентских слушаний на тему: “Состояние подготовки вступления Украины во Всемирную торговую организацию, проблемы и перспективы”» от 9 января 2007 г.[2]

Цель и задачи исследования. Целью исследования является выяснение особенностей СРС ВТО и раскрытие сути проблем, влияющих на эффективность ее функционирования, а также оценка потенциальных направлений реформирования данной системы с целью ее усовершенствования.

Для достижения данной цели автор ставит перед собой такие задачи:

- Проанализировать ход и характер эволюционных процессов СРС ГАТТ/ВТО;

- Проанализировать институциональные, процедурные и другие особенности СРС ВТО, а также качество ее нормативного обеспечения;

- Выявить и изучить характер основных проблем и недостатков функционирования СРС ВТО, определить источники возникновения данных проблем (нормативные пробелы, институциональные дефекты, неразвитая практика и т.д.);

- Исследовать переговорный процесс и содержание внесенных государствами-членами предложений о реформировании СРС ВТО;

- Определить, какой пакет реформ является оптимальным для устранения имеющихся проблем, усовершенствования соответствующих процедур и повышения эффективности функционирования СРС ВТО в целом;

- Выявить основные проблемы, влияющие на способность Украины эффективно использовать СРС ВТО для защиты национальных интересов, и определить, какие мероприятия можно рекомендовать для решения выявленных проблем.

Объектом исследования являетсясфера правоотношений, возникающих между государствами-членами ВТО в процессе разрешения межгосударственных споров с помощью средств СРС ВТО.

Предмет исследования составляют качественные характеристики и правовые средства СРС ВТО, нормы и принципы, определяющие порядок ее функционирования.

Методы исследования выбраны исходя из поставленной цели и определенных диссертантом задач. В основе методологии исследования лежит комплексный подход к анализу особенностей функционирования СРС ВТО и ее отдельных механизмов. В ходе исследования также использовались традиционные для современной юриспруденции специальные методы: системно-структурный, нормативный, историко-сравнительный, сравнительно-правовой, формально-логический. Объективность и доказательность сделанных выводов обеспечиваются применением методов диалектического анализа и синтеза с помощью причинно-следственных связей.

Теоретической основой диссертационного исследования стали упомянутые выше работы украинских и российских ученых, а также посвященные анализу особенностей СРС ВТО исследования иностранных авторов: К. Барфилда [249], Дж. Беккюза [241-246], Ч. Боуна [255-258], М. Бронкерз [263-264], М. Буша и Э. Рейнхардта [267-273], Дж. Вайлера [396], А. Вольфа [397-400], П. Гране [305], В. Дейви [288-291], Дж. Джексона [329-332], П. Мавроидиса [348-349], Г. Марсо [345-346], Д. Палметера [356-357], Ю. Паувелина [360-362], Е.-У. Петерсманна [364-366], Дж. Рагосты [368-369], А. Френо [299], Р. Хадека [319-323], Б. Хоэкмана [312-314], Г. Хорна [317-318], С. Чарновица [279-281], К.-Д. Элерманна [295-296] и других ученых. Также изучены работы М.М. Богуславского [181], В.А. Василенко [184-185], П. Жюйара и Д. Карро [196], Ю.М. Колосова [205; 209], И.И. Лукашука [200-201], Л.Д Тимченко [230] и других авторов, исследовавших различные вопросы теории международного права.

Нормативную базу исследования составили соглашения системы ГАТТ/ВТО, декларации и решения ее органов [6-13], документы Специальной сессии Органа по разрешению споров [38-52], а также более 45 текстов официальных предложений государств-членов о реформировании СРС ВТО [53-98].

Отдельную группу источников составили около 80 решений третейских групп, Апелляционного органа и Органа по разрешению споров, а также другие документы, связанные с рассмотрением 46 споров из практики СРС ВТО [99-175]. Перечень этих споров содержится в Приложении А к диссертации.

Научная новизна полученных результатов состоит в том, что диссертация является самостоятельной завершенной работой – первым в Украине монографическим исследованием, в котором одновременно раскрыты организационно-правовые особенности СРС ВТО и наиболее полно исследованы недостатки и проблемы ее функционирования, рассмотрены возможности усовершенствования данной системы путем реформ. Личным вкладом автора в исследование выбранной темы можно считать полученные результаты, состоящие в следующем:

1. Впервые определен и изучен комплекс институциональных проблем, влияющих на эффективность функционирования СРС ВТО, раскрыта их суть.

2. Обосновано, что источниками основных институциональных проблем являются растущая в условиях ограниченного кадрового и материально-технического обеспечения нагрузка на третейские группы, Апелляционный орган и Секретариат ВТО, а также недостаточная активность Генерального Совета и Конференций Министров ВТО в сфере создания и толкования  материальных и процессуальных норм права ВТО.

3. Приведена аргументация в опровержение критики в адрес третейских групп и Апелляционного органа ВТО, сводящейся к утверждениям о превышении этими органами своих полномочий при осуществлении толкования и создании новых норм права ВТО. Приведены аргументы, опровергающие целесообразность возврата к практике дипломатического вето при принятии в ВТО решений по спорам.

4. Впервые комплексно исследованы проблемы в процедурах СРС ВТО. Автором сделан вывод о том, что основными процедурными проблемами СРС ВТО являются: а) «проблема последовательности»; б) отсутствие процедуры отмены репрессалий; в) пробелы в регламентации третейского разбирательства по поводу исполнения ответчиком решения по спору (Ст. 21.5 ДСУ); г) отсутствие у Апелляционного органа возможности возвращать спор в третейскую группу для дополнительного рассмотрения; д) отсутствие надзора за исполнением взаимоприемлемых решений по спорам, достигнутых сторонами самостоятельно; е) недостаточное использование добрых услуг, примирения и посредничества; ж) снижение эффективности процедур консультаций вследствие участившегося отношения к этой стадии процесса как к формальности.

5. Определены основные проблемы, связанные с применением компенсаций и репрессалий в ВТО, раскрыта их суть.

6. Обоснован и сделан вывод о недостаточной адаптации процедур СРС ВТО к нуждам развивающихся  и наименее развитых стран.

7. В результате исторического анализа функционирования СРС ГАТТ/ВТО сделан вывод о поступательном характере ее развития, сопровождавшегося поэтапной кодификацией накопленной практики.

8. Впервые проанализирован ход и характер проводящихся в ВТО переговоров о пересмотре Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров в ВТО. Раскрыто и системно изложено содержание основных предложений о реформировании СРС ВТО.

9. Осуществлена критическая оценка различных вариантов реформ СРС ВТО, предложенных государствами-членами и отдельными учеными. Представлены замечания по сути предложенных реформ и сформулированы дополнительные рекомендации об усовершенствовании СРС ВТО.

10. Определен оптимальный пакет реформ, которые целесообразно осуществить на данном этапе развития СРС ВТО. Автором приведены пояснения и обоснована необходимость включения в этот пакет таких мер, как: а) увеличение членского состава Апелляционного органа, б) опробование модели «смешанных» третейских групп, в) обязательность добрых услуг, посредничества и примирительной процедуры для отдельных видов споров, г) сохранение 60-дневной стадии консультаций и нежелательность ее сокращения, д) продление стадии апелляционного пересмотра на 30 дней и введение процедуры возврата спора в первую инстанцию, е) детальная регламентация третейского разбирательства в рамках Ст. 21.5 ДСУ, ж) установление четкой последовательности процедур при санкционировании репрессалий, з) повышение прозрачности процедур третейского разбирательства и апелляционного пересмотра, и) ретроспективное определение нанесенного ущерба, к) возможность денежных компенсаций и коллективных репрессалий, л) комплекс изменений, направленных на защиту интересов развивающихся стран, и некоторые  другие меры.

11. Уточнены и по-новому сформулированы предложения: а) о системе «смешанных» третейских групп; б) о процедуре подачи и рассмотрения в рамках СРС ВТО заявлений от amicus curiae; в) о введении ускоренного третейского разбирательства по поводу уже оспоренных ранее мер; г) о возможности санкционирования предупредительных/обеспечительных мер при условии действия механизма «обратной компенсации»; д) о возможности использования добрых услуг, посредничества и примирительной процедуры по односторонней инициативе Генерального директора в отдельных категориях споров; е) об использовании денежных компенсаций; ж) об использовании репрессалий в форме денежных выплат на протяжении срока, предоставленного ответчику для исполнения решения по спору.

12. Сделаны и обоснованы выводы о нецелесообразности: а) введения процедуры частичного утверждения отчетов третейских групп и Апелляционного органа; б) предоставления сторонам спора права по взаимному согласию удалять отдельные положения из отчетов третейских групп и Апелляционного органа; в) автоматического присоединения третьих сторон к консультациям между основными сторонами спора; г) расширения практики перекрестных репрессалий; д) использования в качестве репрессалий лишения ответчика права голоса или доступа к процедурам СРС ВТО.

13. Впервые определены и комплексно рассмотрены проблемы, которые могут негативно повлиять на возможности Украины эффективно участвовать в процессе разрешения споров в ВТО. Установлено, что эти проблемы типичны для развивающихся стран и, в первую очередь, связаны с необходимостью значительных финансовых затрат, а также с наличием соответствующего кадрового, информационного, нормативного и методологического обеспечения.

14. Впервые предложен план мероприятий, способствующих решению проблем, влияющих на эффективность участия Украины в процедурах СРС ВТО.

15. Внесены предложения о разработке:

– правил и процедур подачи частными  сторонами (юридическими лицами) заявлений о целесообразности инициирования Украиной споров в рамках ВТО;  и

– специальной процедуры подготовки имплементации негативных для Украины решений, принятых по спорам в ВТО.

Научная и практическая значимость работы видится в возможности использования ее результатов в рамках следующих направлений:

 - научно-исследовательском: выводы и положения диссертационного исследования углубляют теоретические знания об особенностях СРС ВТО, а также заполняют пробел в исследовании тематики, связанной с изучением проблем функционирования и направлений реформ СРС ВТО. Полученные результаты могут быть использованы для проведения дальнейших исследований в данной области и других смежных областях.

- информационно-аналитическом: полученные научные результаты будут способствовать распространению знаний о предмете исследования среди ученых, специалистов государственных органов, юристов-практиков и представителей деловых кругов.

- учебном: выводы и положения диссертационного исследования могут быть использованы в процессе подготовки и изложения общих и специальных учебных курсов в ВУЗах, а также при подготовке учебников и методических рекомендаций по международному экономическому и торговому праву, праву мирного разрешения споров и праву международных организаций.

Практическое значение имеет проведенная автором оценка целесообразности осуществления тех или иных реформ СРС ВТО, а также сформулированные ним замечания и рекомендации. После вступления Украины в ВТО данные рекомендации могут быть учтены при подаче от имени нашего государства предложений об усовершенствовании СРС ВТО на рассмотрение Специальной сессии Органа по разрешению споров. Они также могут служить ориентиром при принятии Украиной решения о голосовании за те или иные изменения и дополнения к Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров в ВТО. Для специалистов-практиков, чья деятельность будет связана с разрешением споров в ВТО, ценность представляют содержащиеся в данной работе указания на недостатки СРС ВТО и пробелы в нормах Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров.

Кроме того, практическое значение имеет предложенный диссертантом в разделе IV план мероприятий, а также предложения по разработке национальных процедур, необходимых для успешного осуществления Украиной деятельности по урегулированию споров в ВТО.

Апробация результатов исследования. Положения и результаты диссертационного исследования были представлены на международных научно-практических конференциях Украинской академии внешней торговли (2004, 2005, 2006, 2007 гг.) и международной научно-теоретической конференции Киевского международного университета (2004 г.), а также были обсуждены в ходе научно-практических занятий, проходивших на кафедре международного права Украинской академии внешней торговли (2004 - 2006 гг.).

Публикации. По теме диссертации автором опубликовано шесть статей в специализированных научных изданиях:

- Пода Т.О. Виникнення та організаційно-правова еволюція системи врегулювання суперечок ГАТТ/СОТ // Зовнішня торгівля: право та економіка. - 2006. - № 1 (24). – С. 63-69.

- Пода Т.О. Врегулювання суперечок у СОТ: питання прозорості процесу, доступу неурядових організацій та розгляду amicus curiae briefs // Зовнішня торгівля: право та економіка. - 2006. - № 3 (26). – С. 18-23.

- Пода Т.О. Реформування системи врегулювання міждержавних суперечок СОТ: огляд запропонованих змін // Зовнішня торгівля: право та економіка. - 2006. - № 5 (28). – С. 88-94.

- Пода Т.О. Реформування системи врегулювання суперечок СОТ: питання відповідальності, ефективності застосування компенсації та репресалій // Зовнішня торгівля: право та економіка. - 2006. - № 6 (29). – С. 102-109.

- Пода Т.О. Інституційні і процедурні проблеми функціонування системи врегулювання міждержавних суперечок СОТ та можливості їх вирішення // Зовнішня торгівля: право та економіка. - 2007. - № 1 (30). – С. 84-91.

- Пода Т.О. Проблеми підготовки участі України в процедурах врегулювання міждержавних суперечок СОТ у статусі країни, що розвивається // Держава і право. Збірник наукових праць. - 2007. - № 35.  – С. 579-587.

Структура исследования. В соответствии с целью, предметом и логикой исследования, диссертация состоит из введения и четырех разделов, содержащих пункты и подпункты.

Исследование открывается историческим обзором эволюции СРС ГАТТ/ВТО, который включает анализ текущих переговоров по вопросам реформирования этой системы. Кроме того, в первом разделе проанализированы особенности органов ВТО, деятельность которых связана с процессом разрешения споров, а также исследованы институциональные проблемы СРС ВТО и возможные варианты реформ в данной сфере. Второй раздел посвящен анализу особенностей процедур механизма рассмотрения споров в ВТО, выявлению имеющихся процедурных проблем и оценке предлагаемых реформ. В третьем разделе рассмотрены особенности механизма обеспечения исполнения решений, принятых по спорам в ВТО. Определены основные проблемы, связанные с процедурным обеспечением действия этого механизма, а также с особенностями применения в СРС ВТО компенсации и репрессалий. Четвертый, заключительный раздел посвящен анализу проблем, способных повлиять на эффективность участия Украины в процедурах СРС ВТО, а также поиску путей решения этих проблем.

При подробном рассмотрении различных аспектов СРС ВТО автор отдавал предпочтение единой логической схеме изложения материала по принципу: «текущая ситуация – имеющиеся проблемы – возможные пути их решения». Работу завершает заключение, которое содержит итоги диссертационного исследования.

 

Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте http://www.mydisser.com/search.html


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ

Данная работа является первым в Украине монографическим исследованием, в котором одновременно раскрыты организационно-правовые особенности СРС ВТО и наиболее полно исследованы недостатки и проблемы ее функционирования, рассмотрены возможности ее усовершенствования путем реформ. Это подтверждает правильность и важность выбранной темы, ее актуальность и пока еще ограниченную научную разработанность. Проведенный анализ теоретических источников, нормативных и других официальных документов ВТО, а также практики разрешения споров позволил сформулировать ряд выводов, которые представлены ниже.

1. Современная СРС ВТО, созданная в результате почти полувековой эволюции механизма разрешения споров ГАТТ, обеспечивает государства-члены ВТО комплексным механизмом разрешения споров в сфере международной торговли. Он предусматривает свой процедурный алгоритм, который реализуется практически в автоматическом режиме и позволяет эффективно сочетать средства как дипломатического, так и юридического характера. К преимуществам СРС ВТО, по сравнению с другими институтами, рассматривающими международные споры, следует отнести обязательную юрисдикцию в сфере охваченных соглашений ВТО и собственный механизм обеспечения исполнения принятых по спорам решений.

2. На сегодня СРС ВТО функционирует удовлетворительно, выполняя свою основную задачу – разрешение споров между государствами-членами ВТО, что опосредованно способствует безопасности и предсказуемости многосторонней торговой системы в целом. Тем не менее, для СРС ВТО характерен ряд недостатков и проблем, которые хотя и не ставят под угрозу само ее функционирование, однако в отдельных моментах снижают эффективность ее деятельности. Основными причинами существования таких проблем являются «врожденные» дефекты и нормативные пробелы, рост членского корпуса, а также расширение сферы деятельности самой ВТО.

3. Проблемы в функционировании СРС ВТО, а также переход на более зрелую стадию развития создают предпосылки для реформирования этой системы. Переговоры о реформировании СРС ВТО носят официальный характер и проводятся в рамках Специальной сессии ОРС, ставшей, по сути, постоянно действующим форумом, в ходе работы которого государства-члены определяют, в какой форме СРС ВТО перейдет на новую стадию развития, и какой пакет реформ для этого необходим.

4. Конкретизируя результаты исследования, укажем на наличие следующих недостатков и соответствующих возможностей  для реформирования СРС ВТО:

4.1. В институциональной сфере основную угрозу создает растущая нагрузка на органы СРС ВТО, вызванная увеличением количества рассматриваемых споров. На текущем этапе эти органы пока еще справляются с рассмотрением инициируемых спорных дел, однако при бездействии данная угроза может вызвать серьезные проблемы в функционировании всей СРС ВТО.

В связи с этим первоочередные институциональные реформы должны включать увеличение состава АО, например до девяти членов, и перевод их в статус постоянно работающих в ВТО. Также следует усилить кадровое и материальное обеспечение Секретариата ВТО. Перед принятием решения об учреждении постоянного третейского корпуса в СРС ВТО, рекомендовано пройти переходный период, предполагающий функционирование «смешанных» третейских групп. В состав «смешанных» третейских групп следует включать трех членов ad hoc, назначающихся в соответствии с существующей на сегодня процедурой, а также двух членов из числа постоянного третейского корпуса – председателя третейской группы и эксперта по вопросам, связанным с предметом спора. Генеральному Совету и Конференциям Министров ВТО необходимо активизировать нормотворческую и нормотолковательную деятельность, чтобы исполнение этих функций не ложилось, в большинстве своем, на органы СРС ВТО так, как это происходит сейчас, вызывая критику со стороны отдельных государств-членов.

4.2. В процедурах разрешения споров ВТО проблемы имеют место на разных стадиях процесса. К таким проблемам относятся: а) отношение к предварительным консультациям как к формальности; б) редкое использование процедур посредничества, добрых услуг и примирения; в) отдельные пробелы в нормах, регламентирующих процедуру третейского разбирательства; г) сжатые сроки апелляционного пересмотра и отсутствие у АО возможности возвращать спор в первую инстанцию для дополнительного рассмотрения. Особо следует отметить «проблему последовательности», пробелы в регламентации процедур третейского разбирательства по Ст. 21.5 ДСУ и отсутствие установленного порядка отмены применения репрессалий.

Эти проблемы предложено решить внесением уточнений в ряд норм ДСУ. Рекомендовано: а) не сокращать сроки консультаций, как это предлагается отдельными членами ВТО; б) сделать посредничество, добрые услуги и примирительные процедуры обязательными для споров с участием НРС и отдельных РС, а также для некоторых других категорий споров; в) удлинить стадию апелляционного пересмотра на тридцать дней и предоставить право АО возвращать дело на дополнительное рассмотрение третейскими группами. На стадии третейского разбирательства стоит опробовать возможность введения предупредительных/обеспечительных мер в случаях, когда действия ответчика наносят сложно поправимый вред экономике жалобщика, особенно если им является НРС. В процедурах, регулирующих применение предупредительных/обеспечительных мер, обязательно следует предусмотреть возможность «обратной компенсации». Использование процедуры ускоренного разбирательства по поводу мер, которые уже были успешно оспорены в рамках предыдущих споров, может быть опробовано в спорах, инициированных НРС и РС.

Рекомендуется нормативно закрепить последовательность процедур, при которой обращение за разрешением на применение репрессалий возможно лишь после завершения третейского разбирательства, инициированного по Ст. 21.5 ДСУ. Для процедур такого разбирательства следует предусмотреть проведение предварительных консультаций и четко указать в нормах ДСУ на возможность подачи апелляции и невозможность предоставления ответчику дополнительного срока для исполнения решения по спору. Что касается репрессалий, необходимо установить порядок приостановления их применения с помощью подачи ответчиком соответствующих уведомлений в ОРС и обращения к процедурам Ст. 21.5 ДСУ при возникновении возможных споров. Настоятельно рекомендуется введение и осуществление надзора за исполнением самостоятельно достигнутых сторонами решений по спору, а также применение всего комплекса предусмотренных в ДСУ мер для обеспечения исполнения таких решений наравне с решениями, принятыми ОРС.

Подчеркиваем, что крайне нецелесообразно и даже опасно для эффективного функционирования СРС ВТО позволять сторонам спора по взаимному согласию удалять часть положений из отчетов третейских групп и АО, вводить процедуру частичного утверждения отчетов третейских групп и АО, а также возвращаться к практике дипломатического вето при принятии решений по спорам.

 4.3. В сфере применения мер, обеспечивающих исполнение принятых по спорам решений, основными проблемами следует считать редкое использование компенсации и не всегда адекватный эффект от применения репрессалий, включая негативные последствия репрессалий для самого применяющего их государства. Стоит отметить, что применение репрессалий наносит вред «невиновным» отраслям экономики ответчика, не «помогая» при этом пострадавшим отраслям экономики жалобщика. Кроме того, недостатком компенсации и репрессалий в ВТО является игнорирование ретроспективной составляющей при определении их уровня.

В связи с существованием этих проблем сделан вывод о целесообразности осуществления реформ, включающих введение в практику ВТО обязательных компенсаций в пользу НРС, а также предоставление возможности выплат компенсации в денежной форме. При этом не рекомендуется оставлять на усмотрение жалобщика вопрос о выборе перечня предоставляемых в качестве компенсации торговых уступок.

Относительно репрессалий рекомендовано: а) введение возможности осуществления малыми государствами, НРС и некоторыми РС коллективных репрессалий; б) введение практики выплат штрафов или денежного эквивалента объема репрессалий; в) увеличение объема репрессалий на определенный процент с течением времени. Следует ограничить практику «карусельных» изменений жалобщиком перечня приостанавливаемых уступок. Расширение практики перекрестных репрессалий и возможность переуступки права на применение репрессалий третьим государствам нецелесообразны. Необходимо учитывать ретроспективную составляющую при определении уровня аннулирования/сокращения выгод с целью обеспечить (при предоставлении компенсации или применении репрессалий) возмещение нанесенного пострадавшей стороне ущерба в как можно более полном объеме. В целом, сделан вывод о предпочтении применения компенсаций перед применением репрессалий, поскольку компенсация более справедлива с точки зрения возмещения ущерба и не несет негативных последствий для многостороннего торгового режима.

4.4. Проблем общесистемного характера несколько.

Во-первых, существуют нарекания на недостаточную прозрачность процесса разрешения споров в ВТО. В связи с этим рекомендовано: а) сделать доступными для всех государств-членов ВТО и общественности неконфиденциальные версии заявлений сторон спора; б) ускорить публикацию отчетов третейских групп и АО; в) увеличить количество размещаемых на веб-сайте ВТО статей и обзоров по данной тематике. Публичные слушания споров вводить в практику СРС ВТО следует постепенно, с согласия самих сторон спора.

Во-вторых, требует конкретизации вопрос о доступе к процессу частных сторон и подаче заявлений amicus curiae, так как практика СРС ВТО в этом вопросе не единообразна. Не рекомендовано проводить реформы, дающие возможность непосредственного доступа частных сторон к процедурам СРС ВТО. Заявления от amicus curiae целесообразно подавать через государства – стороны спора, и лишь в исключительных случаях – напрямую в органы СРС ВТО. Для этого предложена специальная процедура.

В-третьих, результатом исследования стал вывод о недостаточной адаптации процедур СРС ВТО к нуждам РС и НРС, которые по причине нехватки финансовых и кадровых ресурсов не могут полноценно пользоваться преимуществами данной системы. Боязнь политических и экономических последствий инициирования споров против государств-доноров, а также ограниченная способность применять репрессалии делают уязвимыми позиции этих государств. В связи с этим необходима активизация деятельности Консультационного центра по праву ВТО, а также предоставление НРС и некоторым РС дополнительной финансовой и технической помощью. Возможно создание специального фонда для этих целей, а также введение возможности возмещения в пользу НРС и РС издержек, понесенных в ходе разрешения споров. Следует оказывать всестороннее содействие разрешению споров с участием НРС на стадии консультаций.

5. Выявлен ряд проблем, влияющих на потенциальные возможности Украины эффективно использовать СРС ВТО для защиты своих национальных интересов. Эти проблемы типичны для развивающихся стран. Среди них: недостаток в финансовых ресурсах и специально подготовленных специалистах, недостаточное информационное обеспечение, неопределенность в институциональном обеспечении участия Украины в процедурах СРС ВТО и отсутствие специально разработанных национальных процедур, облегчающих деятельность в данной сфере. В разработанном и утвержденном Кабинетом Министров Украины «Плане мероприятий относительно нейтрализации возможных негативных последствий в связи с вступлением Украины в ВТО и обеспечения повышения конкурентоспособности национальной экономики» не предусмотрены меры, способствующие эффективной подготовке Украины к участию в процедурах СРС ВТО. В связи с этим, план необходимых в данной сфере мероприятий предложен в настоящей работе. Он состоит из комплекса мер, которые необходимо реализовать в институциональной сфере, сферах нормативно-процедурного, материально-технического, кадрового и информационного обеспечения. Сделан вывод о необходимости разработки:

а) Правил и процедур подачи частными сторонами (юридическими лицами) заявлений о целесообразности инициирования Украиной споров в рамках ВТО;

б) Процедуры подготовки имплементации негативных для Украины решений, принятых по спорам в ВТО.

Следует уделить внимание формированию стратегии и разработке методологического обеспечения деятельности Украины в сфере разрешения споров в рамках ВТО. После приема в эту организацию Украине стоит задекларировать статус развивающейся страны, чтобы воспользоваться преимуществами, предусмотренными в СРС ВТО для данной категории государств.

 

Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте http://www.mydisser.com/search.html

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: