1. Разработка графовой модели проекта, выполняемая на основе матрицы связности (см. табл.2).
2.
Рис. 1. Графовая модель проекта
2. Построение линейной модели проекта (временной диаграммы) на основе таблицы 1 и с учетом связности задач (см. рис. 1). Получаем изображение семи основных отрезков (по количеству исходных задач). Они представлены жирными линиями. Для двух задач (3-ей и 5-ой) более тонкими линиями изображены детальные задачи. Длина отрезков соответствует длительностям задач (см. табл.1). Начало каждого отрезка определяется моментами завершения предшествующих задач, согласно рис.1. Независимые задачи (в нашем примере это 1 и 4 задачи) размещаются с нулевого момента времени. Для задачи 2 предшествующей является задача 1, т.е. задача 2 может быть начата только после завершения задачи 1. Задача 3 также может быть начата после завершения задачи 1. Тип связи в данном случае должен быть «как можно раньше». Поэтому отрезки, соответствующие задачам 2 и 3, начинаются с одного и того момента времени, причем сразу же после окончания задачи 1. По аналогии строятся отрезки, соответствующие задачам 5 (зависит от 4-ой) и 7 (зависит от 6-ой). А вот для построения отрезка, соответствующего 6-ой задаче, необходимо учитывать, что она зависит от 2 и 3 задач. Следовательно, задача 6 может быть начата только по завершении и 2-ой задачи и 3-ей задачи. Поэтому отрезок для 6-ой задачи помещаем на линейной модели после более поздней из предшествующих задач. В данном случае из 2-ой и 3-ей задач позже заканчивается 3-ья. Отрезок для 6-ой задачи начинается с момента окончания 3-ей задачи. В результате линейная модель получила изображение, представленное на рис.2.
|
|
0 t
|
|
|
3. Выявление критических задач и общей продолжительности проекта.
Критические задачи, т.е. задачи, не имеющие резерва времени, проще всего выявить по линейной модели проекта. Причем, удобнее всего начинать с задачи, завершающей проект. Она всегда является критической: если срываются сроки ее выполнения, то это приводит к увеличению продолжительности выполнения проекта в целом. В нашем случае это задача №5. Она начинается непосредственно после четвертой задачи (без временного «зазора»), следовательно, и задача №4 также будет критической. Четвертой задаче в нашем примере ничего не предшествует, т.е. с нее начинается проект, поэтому наш критический путь составляют две задачи- {4, 5}.
Продолжительность выполнения проекта составляет17 + 18 = 35 единиц времени.
|
|
0 35 t
|
|
4. Построение гистограммы распределения ресурса. Диаграммы строится непосредственно под линейной моделью на основе данных матрицы назначения ресурсов (см. табл.3). Каждому ресурсу ставится в соответствие отдельная диаграмма. Строка матрицы соответствует одному ресурсу. Максимальное значение строки матрицы соответствует 100% - наличие ресурса. В нашем примере матрица состоит из одной строки, следовательно, мы имеем дело с одним ресурсом (одной бригадой). Состав бригады 5 человек, что соответствует 100%. На графике этот уровень обозначен горизонтальной пунктирной линией. На диаграмме момент завершения каждой задачи соответствует изменению высоты столбца гистограммы, поэтому с линейной модели вниз мы проводим семь вертикальных пунктирных линий. На первом интервале времени, в соответствии с линейной моделью, выполняются одновременно две задачи: первая и четвертая. Согласно данным табл.3 на выполнение этих задач требуется 1 человек (для первой задачи) + 4 человека (для четвертой задачи). Суммарная потребность на выполнение этих двух задач составляет 5 человек. Получили первый столбик диаграммы. На втором интервале времени, когда закончилась первая задача, выполняются одновременно три задачи: начали выполняться вторая и третья задачи и продолжается четвертая задача. Согласно данным табл.3 на выполнение этих задач требуется 2 человека (для второй задачи) + 3 человека (для третьей задачи) + 4 человека (для четвертой задачи). Суммарная потребность на выполнение этих трех задач составляет 9 человек. Получаем второй столбик диаграммы. Его высота больше, чем у первого. Таким же образом рассчитываем высоту последующих столбцов. Результат построения ресурсной гистограммы представлен на рис. 4.
5-100% 5-100%
Рис. 4. Ресурсная гистограмма
5. Выводы.
На основе полученного изображения ресурс-гистограммы можно сделать следующие выводы:
1) проект не может быть выполнен вследствие перегрженности ресурса;
2) требуется сглаживание (выравнивание) ресурса на участках совместного выполнения работ: {2, 3 и 4}, {3 и 4}, {4 и 6}, {5 и 6}, так как на соответствующих участках, согласно рис. 4, выявлены потребности в ресурсе (9, 7, 9 и 9 человек), превышающие возможности (5 человек).