II. Статистика и социология обращений

Содержание

I. Введение 5
II. Статистика и социология обращений 5
III. Деятельность общественных представителей уполномоченного 7
IV. Деятельность в области защиты и восстановления конституционных прав граждан 10
4.1. Соблюдение социальных прав 10
4.1.1. Соблюдение права на пенсионное обеспечение 11
4.1.2. Соблюдение права на социальное обслуживание 13
4.1.3. Соблюдение прав лиц с ограниченными возможностями 16
4.1.4. Соблюдение права на медицинское обслуживание 18
4.2. Соблюдение прав граждан на свободу передвижения, выбор места жительства и гражданство 20
4.3. Соблюдение прав в жилищно-коммунальной сфере 22
4.4. Соблюдение трудовых прав 30
4.5. Соблюдение прав потребителей 35
4.6. Соблюдение прав и законных интересов детей 37
4.6.1. Соблюдение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейи граждан из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 38
4.6.2. Соблюдение прав участников образовательного процесса 42
4.7. Соблюдение права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство 43
4.8. Соблюдение политических прав граждан 48
4.9. Соблюдение прав человека в местах лишения свободы и специализированных учреждениях 50
4.9.1. Оказание медицинской помощи осуждённым 53
4.9.2. Документирование осуждённых и оказание социальной помощи 55
4.9.3. Вопросы помилования 57
4.9.4. Изоляторы временного содержания 58
V. Работа по совершенствованию законодательства 59
VI. Взаимодействие уполномоченного с органами государственной власти и местного самоуправления Амурской области, федеральными государственными структурами, правоохранительными и правоприменительными органами, общественными объединениями. Межрегиональное и международное сотрудничество. 63
VII. Содействие правовому просвещению населения Амурской области 68
VIII. Заключение. Основные задачи на 2011 год 72
IX. Приложения 74
  Приложение 1. Статистика и социология обращений 74
  Приложение 2. Основные мероприятия, в работе которых приняли участие уполномоченный по правам человека в Амурской области и сотрудники аппарата 84
  Приложение 3. Тезисы выступлений уполномоченного 96
  Приложение 4. Материалы межрегиональной конференции «Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина: состояние и тенденции развития» 125
  Приложение 5. Примерная форма письменной жалобы (обращения) к уполномоченному 144

 

 

I. Введение

Настоящий доклад подготовлен в соответствии со ст.22 Закона Амурской области от 28.04.2008 г. № 27-ОЗ «Об уполномоченном по правам человека в Амурской области», согласно которой уполномоченный по правам человека в Амурской области (далее – уполномоченный) представляет в Законодательное Собрание Амурской области и губернатору области ежегодный доклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории области.

Доклад составлен на основе обращений граждан, поступивших к уполномоченному по правам человека в Амурской области в 2010 году. Кроме того, это аналитический документ, в основу которого положены сведения, полученные уполномоченным и сотрудниками аппарата уполномоченного в ходе личных и выездных приёмов, а также при посещении предприятий, организаций и учреждений области; мониторинга официальных данных государственных органов, правозащитных организаций, общественных представителей уполномоченного, сообщений средств массовой информации и других источников, материалов конференций, семинаров, «круглых столов», проведённых уполномоченным или при его участии. При подготовке доклада также были использованы данные, полученные уполномоченным и сотрудниками аппарата уполномоченного из мест лишения свободы.

Выражаю искреннюю признательность всем гражданам и организациям, оказавшим содействие уполномоченному в деле восстановления нарушенных конституционных прав граждан, а также в подготовке настоящего доклада.

Доклад направляется Законодательному Собранию Амурской области, губернатору области, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Главному федеральному инспектору по Амурской области Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, в правоприменительные и правоохранительные органы области, органы местного самоуправления, Общественную палату области, правозащитные организации, другие организации, работающие в сфере защиты прав человека, а также, в порядке информационного обмена, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации.

Надеюсь, что приведённые в докладе факты нарушений прав граждан и рекомендации по их устранению будут максимально приняты во внимание органами федеральной и региональной власти, правоохранительными и судебными органами, правозащитными организациями и средствами массовой информации.

II. Статистика и социология обращений

В 2010 году к уполномоченному по правам человека в Амурской области поступило 2228 обращений (Приложение 1, рис. 1 ‑ 3), в том числе – 773 письменных обращения. На устном приёме у уполномоченного и сотрудников аппарата уполномоченного побывали 1455 человек. Общее количество обратившихся осталось примерно на уровне прошлого года (2009 год – 2185 обращений).

Стабильной остаётся гендерная характеристика заявителей: доля мужчин составляет 60% от общего количества письменных обращений и 46% от всех устных обращений (Приложение 1, рис. 4).

Чаще всего к уполномоченному обращаются лица так называемой слабозащищённой категории: пенсионеры, ветераны, инвалиды, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подследственных и осуждённых (Приложение 1, рис. 5). Вместе с тем в трудной жизненной ситуации может оказаться каждый, поэтому нередки обращения и от лиц из числа государственных и муниципальных служащих, а также граждан, имеющих высшее юридическое образование.

По общему количеству письменных обращений по-прежнему более активны жители г. Благовещенска (462 обращения, что соответствует уровню прошлого года; 2009 год ‑ 457). Прежде всего, это объясняется плотностью населения областного центра и более широкой возможностью его жителей на непосредственное обращение к уполномоченному. На втором месте по числу обращений находятся жители городов Свободный, Зея, Белогорск, Ивановского, Белогорского и Благовещенского районов (Приложение 1, рис. 7 – 8). Несколько увеличилось количество обращений из Михайловского района (2010 год – 19; 2009 год – 5), городов Райчихинска (2010 год – 17; 2009 год – 9), Шимановска (2010 год – 11; 2009 год – 6), уменьшилось количество письменных обращений из Октябрьского, Серышевского и Сковородинского районов, посёлка Прогресс.

Увеличилось число обращений, поступающих в адрес уполномоченного из других регионов России (2010 год – 21; 2009 год – 14), расширилась и география субъектов, из которых они поступают (Приложение 1, рис. 9).

Проблемы, поднимаемые заявителями из других регионов, по-прежнему в основном касались вопросов прохождения срочной службы их родственников либо соблюдения прав таковых в местах лишения свободы.

Стабильно высоким остаётся количество обращений, поступающих от подозреваемых и обвиняемых лиц, в отношении которых осуществляются следственные действия, а также от их родственников (Приложение 1, рис. 10 – 11). В 2010 году поступило 514 (2009 год – 582) таких обращений или 23% общего количества обращений к уполномоченному, что несколько меньше уровня прошлого года (2009 год ‑ 26,8%).

При оценке количества жалоб из мест принудительного содержания видно, что значительная их часть приходится на несогласие с судебными решениями, обжалование процессуальных нарушений в ходе досудебного расследования, а также связана с сохранностью жилья, имеющегося до заключения под стражу, получением гражданства.

Мониторинг обращений в адрес уполномоченного показывает, что наибольшее их количество не является собственно жалобами о нарушении прав граждан, а содержит просьбы о даче пояснений по тем или иным жизненно важным для заявителей вопросам, предоставлении информации и оказании правовых консультаций (Приложение 1, рис. 12 – 14). Вместе с тем данные примеры свидетельствуют и о том, что заявители были вынуждены обратиться к уполномоченному в связи с нереагированием или неразъяснением их прав соответствующими компетентными органами, либо просто не знали, куда им обратиться в силу недостаточной правовой грамотности.

Наибольшее количество обращений, поступивших в адрес уполномоченного по правам человека, по-прежнему приходится на нарушения социальных прав граждан (около 40%), в том числе 281 (13%) ‑ в сфере жилищного законодательства, 234 (11%) – трудовых прав граждан и 65 (3%) – пенсионного обеспечения. Несколько уменьшилось количество жалоб, связанных с применением норм гражданского, процессуального и исполнительного законодательства (334, в 2009 году – 426), а также жалоб, связанных с соблюдением прав подследственных и осуждённых (514, в 2009 году – 582), хотя они по-прежнему занимают ведущее место в общем числе обращений: 15% и 23% соответственно.

Все поступившие в адрес уполномоченного обращения были рассмотрены. (Приложение 1, рис. 15).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: