Соблюдение прав в жилищно-коммунальной сфере

 

Ежегодно вопросы, связанные с защитой жилищных прав граждан, занимают основное место среди обращений, поступивших к уполномоченному по правам человека. По сложности и длительности разрешения эти обращения занимают одно из ведущих мест в деятельности уполномоченного и консультантов уполномоченного.

Всего в 2010 году поступило 281 заявление по вопросам соблюдения жилищных прав граждан и предоставления жилищно-коммунальных услуг (2009 год – 258).

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён этого права.

Согласно ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом, другими федеральными законами.

Однако часто права, гарантированные гражданам законодательством, нарушаются. Так, например, к уполномоченному обратились братья И. (1983 и 1986 г.р.), относящиеся к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Братья были зарегистрированы в доме с.Кани-Курган Благовещенского района, являются внуками гражданина, который в октябре 2010 года без решения суда выселил их и вынес принадлежащие им вещи и документы за пределы дома, а также не позволяет осуществлять право пользования помещением. Устно гражданин уведомил внуков о продаже дома.

Один из братьев И. обучался в специализированной школе для детей с отклонениями в развитии, не социализирован, поэтому самостоятельно не может защитить свои интересы.

По данной проблеме уполномоченный направил обращение в прокуратуру Благовещенского района с просьбой рассмотреть возможность принятия мер прокурорского реагирования: обратиться в интересах заявителей в суд с требованием устранения препятствий к пользованию. 

Прокурором Благовещенского района в интересах братьев И. было направлено исковое заявление в Благовещенский районный суд о вселении заявителей и признании за ними права пользования жилым домом.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.

В адрес уполномоченного обратилась гр.З., указав, что нарушено её право на предоставление жилого помещения вне очереди, принадлежащее ей и её двум несовершеннолетним детям. Заявитель пояснила, что дом, квартиру в котором они с семьёй занимали, 27.03.2009 г. был признан аварийным и подлежащим сносу. 04.01.2009 дом сгорел. Жильцам предоставили места для временного проживания в гостинице.

Гр.З. были даны пояснения, что Конституционный Суд Российской Федерации своим определением от 05.03.2009 г. № 376-О-П разъяснил, что пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении.

В декабре 2009 года Благовещенским городским судом было вынесено решение о признании за заявительницей, её бывшим супругом и двумя несовершеннолетними детьми права пользования квартирой в сгоревшем доме.

После обращения уполномоченного к мэру и прокурору г.Благовещенска, постановлением администрации г.Благовещенска от 13.05.2010 гр.З. была предоставлена квартира, её право на предоставление жилого помещения было реализовано.

Довольно типичным является пример, когда граждане выходят с иском в суд о признании утратившими и не приобретшими права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учёта, но зачастую заложниками данной ситуации становятся дети.

Так, к уполномоченному обратилась гр.Т. с просьбой о присутствии в судебном заседании Благовещенского городского суда в марте 2010 года по иску гр.Б. к ней как своей сводной сестре и её четверым несовершеннолетним детям о признании утратившим и не приобретшим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учёта Т. и её несовершеннолетних детей.

Работником аппарата уполномоченного была дана консультация Т. по составлению встречного искового заявления об устранении препятствий в пользовании жилым помещением и вселением Т. и её детей в квартиру.

После долгого разбирательства суд пришел к выводу, что в удовлетворении иска Б. следует отказать полностью. Тогда как заявленные Т. требования встречного иска подлежат удовлетворению ввиду доказанности наличия препятствий в пользовании спорной квартирой, чинимых Т. со стороны истца Б.

Таким образом, после вмешательства уполномоченного и оказанной помощи проблема была решена, препятствия в пользовании квартирой были устранены, Т. и её четверо несовершеннолетних детей вселены в квартиру.

К уполномоченному обратился гр.М., житель п.Новобурейского, который указал, что жителям посёлка, проживающим в деревянных двухэтажных, собранных из вагонов, домах, выставляются счета по оплате жилья и коммунальных услуг от 11 до 18 тысяч рублей, что является непосильной ношей. Причём, от 80 до 90% оплаты за жилищно-коммунальные услуги составляет плата за отопление.

Гр. М. также указал, что посёлок, в котором они проживают, постановлением главы администрации Бурейского района от 10.01.2001 № 5 признан аварийным, непригодным для проживания и включен в реестр ветхого и аварийного жилищного фонда. По мнению М., ООО «Жилсервис» неправомерно начислял большие суммы за содержание жилья и оплату услуг.

В результате рассмотрения обращения было выяснено, что в п. Новобурейском и п. Перевалбаза имеются две котельные – мазутная и электрическая. Стоимость 1 Гкал электрокотельной в 2,6 раза превышает стоимость 1 Гкал мазутной котельной. В связи с этим органы местного самоуправления применяли единый средневзвешенный тариф по теплоснабжению (по всем котельным посёлка).

Так как такое применение тарифа являлось нарушением законодательства, Бурейским районным судом было признано недействительным решение Новобурейского поселкового Совета народных депутатов, установившим единую ставку оплаты за отопление. С начала 2010 года все потребители тепловой энергии рассчитываются по тарифам тех котельных, от которых они получают услуги по теплоснабжению, и ставка оплаты за услуги отопления для населения, проживающего в домах отапливаемых от разных котельных, отличается по величине.

В связи с отменой средневзвешенного тарифа рост уровня оплаты за потреблённое тепло составил 171% по мазутной и 452% по электрической котельным.

По указанной проблеме уполномоченным было направлено обращение в адрес прокурора Бурейского района, министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области и в Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области.

В целях недопущения значительного роста платы граждан за коммунальные услуги, связанного в том числе с ростом тарифов на тепловую энергию, Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области был ограничен рост для населения путем установления предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги.

Управлением издан приказ, в соответствии с которым предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по отдельным муниципальным образованиям, в т.ч. п.Новобурейский, снижены. Предельные индексы по данным муниципальным образованиям установлены из расчёта, что совокупный платеж гражданина за коммунальные и жилищные услуги, рассчитанный исходя из стоимости условной квартиры, не должен превышать 125%. Приведение стоимости коммунальных услуг условной квартиры к уровню, не превышающему 125%, произведено за счет корректировки оплаты за коммунальную услугу «отопление». Компенсация разницы между экономически обоснованным тарифом на тепловую энергию и установленным размером оплаты за услугу «отопление» будет производиться за счет средств областного бюджета.

Из ответа прокурора Бурейского района следует, что был произведен перерасчёт по оплате за коммунальные услуги за январь, февраль и март 2010 года. В ходе прокурорской проверки было установлено, что в ноябре 2007 года часть домов поселка были признаны аварийными и непригодными для проживания.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством. Договоры на жилые помещения, признанные непригодными для проживания, могут быть расторгнуты по требованию любой из сторон договора в судебном порядке в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

В связи с указанным, прокуратура Бурейского района в интересах граждан п.Новобурейский, п.Перевалбаза направила заявления о признании незаконным бездействия администрации п.Новобурейский, «выразившиеся в не предоставлении гражданам, проживающим в домах, не пригодных для проживания, жилых помещений вне очереди».

В аппарат уполномоченного поступило обращение жителя г.Тынды И., который сообщил, что лифт, имеющийся в доме, был остановлен по предписанию инспекции технадзора ещё в октябре 2008 года, т.к. истекли сроки его эксплуатации. Мэр г.Тынды и директор управляющей компании ООО «Агат» обещали оплатить установку и приобретение лифта, но, как указал заявитель, в 2010 году отказали ввиду отсутствия денежных средств и предложили приобретать и устанавливать лифтовое оборудование за счет средств жильцов.

И. указал, что люди с маленькими детьми, колясками и престарелые жильцы верхних этажей оказались изолированными от внешнего мира, и просил оказать содействие в решении вопроса о приобретении и установке двух лифтов в девятиэтажном доме в г.Тынде.

В силу ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений в многоквартирном доме.  

Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», лифты и лифтовые шахты отнесены к общему имуществу. Положение усугублялось тем, что только три квартиры в данном многоквартирном доме являются муниципальными, остальные находятся в собственности граждан.

Несмотря на это, Тындинской городской Думой были внесены изменения в городской бюджет. На проведение капитального ремонта лифтового оборудования была заложена необходимая сумма.

В соответствии со ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учётом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объёме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. А согласно ст.162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований. Поэтому для проведения ремонта лифтового оборудования управляющая организация должна была осуществить целый ряд мероприятий.

Однако, в нарушение вышеуказанных требований жилищного и бюджетного законодательства, управляющая компания не организовала работу по подготовке предложений собственникам жилых помещений в данном многоквартирном доме о сроке начала капитального ремонта, необходимом объёме работ, стоимости материалов, порядке финансирования, ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.

В связи с этим уполномоченным было направлено обращение в прокуратуру г.Тынды для осуществления надзора и принятия мер реагирования в отношении управляющей организации.

По результатам прокурорской проверки был сделан вывод о том, что данные факты могут привести к неэффективному, нецелевому использованию бюджетных средств и нарушению прав граждан, проживающих в многоквартирном доме. В связи с этим Тындинской городской прокуратурой в адрес директора управляющей компании было внесено представление об устранении выявленных нарушений.

Летом жильцы четырёх домов г.Завитинска обратились к уполномоченному с заявлением об оказании содействия в обеспечении теплоснабжением и водоснабжением указанных жилых домов в связи с ликвидацией котельной.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся организация, содержание и развитие муниципальных тепло- и водоснабжения.

Так как действия по демонтажу котельной и непринятие мер по подключению домов к другим источникам тепло- и водоснабжения повлекут причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, уполномоченным было направлено заявление прокурору Завитинского района.

Прокуратурой было установлено, что в связи с аварийным состоянием котельной подача теплоснабжения прекращена, здание котельной демонтировано, таким образом, источник тепла отсутствует. В нарушение положений Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией городского поселения и районной администрацией не принято необходимых и достаточных мер для обеспечения теплоснабжением жителей этих домов в предстоящий отопительный сезон. В связи с чем прокурором района в интересах неопределенного круга лиц было направлено заявление в Завитинский районный суд о признании незаконным бездействия администрации городского поселения и администрации района по непринятию организационных мер по обеспечению жилых домов надежным источником тепла и тепловыми сетями, а также с требованием обязать администрации принять весь комплекс мер по решению данного вопроса.

Завитинским районным судом требования прокурора удовлетворены в полном объёме. Ещё до вступления решения суда в законную силу работа по организации работ муниципальными образованиями была начата.

Житель Ивановского района С. обратился к уполномоченному, указав, что проживает в квартире, являющейся муниципальной собственностью. На протяжении пяти лет в холодное время года температура в квартире не поднимается выше +5 ‑ +16 °С. Неоднократные обращения заявителя по указанному поводу к главе администрации и в прокуратуру района не привели к принятию мер по нормализации температурного режима в жилом помещении, занимаемом заявителем. В ноябре 2010 года температура в жилом помещении достигала +14°С.

В целях оказания содействия в восстановлении нарушенного жилищного права уполномоченный направил обращение в прокуратуру. Районной прокуратурой совместно с Государственной жилищной инспекцией Амурской области была проведена проверка соблюдения температурного режима в жилых помещениях указанного многоквартирного жилого дома в с.Среднебелая, в ходе которой были выявлены нарушения закона. В нарушение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, температурный режим в квартирах не соответствовал установленным требованиям по причине ненадлежащего содержания жилых домов обслуживающей организацией ООО «Водоканал».

По фактам выявленных нарушений закона прокуратурой Ивановского района в отношении генерального директора ООО «Водоканал» было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 7.22 КоАП РФ (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений).

Государственной жилищной инспекцией области в целях устранения выявленных нарушений генеральному директору общества также было выдано соответствующее предписание. По истечении срока его исполнения на руководителя был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

По причине неисполнения местной властью полномочий по надежному теплоснабжению потребителей и на основании ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190 «О теплоснабжении» главе Среднебельского сельсовета прокуратурой района было внесено представление.

Государственной жилищной инспекцией области в целях устранения нарушений генеральному директору общества выдано предписание.

В отчётный период в адрес уполномоченного поступило несколько обращений от жителей г.Благовещенска с жалобами на значительное повышение оплаты за потреблённую электроэнергию, что было связано с переходом на новую систему оплаты электроэнергии мест общего пользования.

Так, в адрес уполномоченного поступило обращение от гр.Ш., в котором указывалось, что в доме, где она проживает, по инициативе АКС был установлен общедомовой прибор учёта электроэнергии. При этом собрание собственников жилья по данному вопросу не проводилось.

Заявитель и другие жильцы дома (более 20 подписей) считают, что Амурскими коммунальными системами, управляющей компанией «Жилкомфорт» и ООО «Энергокомфорт» «Амур» этим допущены серьезные нарушения Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» и утверждённых им Правил предоставления коммунальных услуг.

Полученные собственниками счета на оплату электроэнергии мест общего пользования вызвали у жильцов возмущение указанными к оплате суммами, которые не соответствовали, по их мнению, реальному потреблению электроэнергии. Выставленные суммы в счетах фигурировали до одной тысячи рублей в месяц с квартиры и стали ощутимым ударом по семейному бюджету, так как более половины проживающих в доме являются инвалидами и пенсионерами.

Ранее жильцы этого дома уже обращались в ООО «Энергокомфорт» «Амур». По данному обращению было проведено комиссионное обследование состояния приборов учёта электроэнергии, а также схемы подключения к общедомовому прибору учёта жилого дома. В результате обследования было выявлено, что в соответствии с существующей схемой подключения электроэнергии прибор учёта, установленный в вводно-распределительном устройстве жилого дома, осуществляет учёт электроэнергии на дворовое освещение, освещение гаражей, находящихся на дворовой территории, а также аптеки «Айболит», расположенной на первом этаже жилого дома.

В связи с тем, что к жилому дому без оформления соответствующих технических условий подключены гаражи, находящиеся на дворовой территории, жильцам было предложено решить вопрос об отключении указанных объектов от системы электроснабжения жилого дома на общем собрании собственников помещений. В противном случае, сообщалось жильцам, при установке общедомовых приборов учёта, объём электроэнергии, потреблённой объектами, подключенными без выполнения технических условий, будет распределяться между всеми собственниками жилых помещений.

Для разрешения сложившейся ситуации уполномоченным были направлены обращения в прокуратуру г. Благовещенска, министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Амурской области, администрацию г. Благовещенска.

В ходе проверки, проведённой прокуратурой г. Благовещенска, было установлено, что действия работников ОАО «АКС» противоречат нормам законодательства. Электроснабжающей организацией, какой является ОАО «Амурские коммунальные системы», в нарушение установленных требований, монтаж внутридомового электрооборудования, т.е. общедомового прибора учёта электроэнергии, был выполнен в отсутствие договора.

По данному факту прокуратурой г. Благовещенска в адрес ОАО «Амурские коммунальные системы» внесено представление.

Отдельно пояснялось, что поскольку ОАО «Амурские коммунальные системы» в нарушение указанных норм выставляет к оплате суммы, полученные при расчёте данных, снятых с общедомового прибора учёта, жильцы дома вправе самостоятельно принимать решения по вопросу оплаты данных сумм в части электроснабжения мест общего пользования.

В адрес уполномоченного поступило заявление от гр. Б., проживающей в многоквартирном доме п. Чигири, о нарушении её прав на нормальное теплоснабжение в отопительный период. По мнению заявителя, это произошло в результате незаконной врезки, произведённой в централизованную систему теплоснабжения в подвале дома, другими жильцами.

О том, что врезка действительно незаконна и ставит в неравные условия по обеспечению теплом других жильцов дома, были сделаны соответствующие заключения компетентными комиссиями разных уровней.

Начиная с осени 2008 года, заявитель обращалась в управляющую компанию «Жилкомфорт», районную и поселковую администрации, другие компетентные органы, но разрешения эта проблема не находила. В результате в течение длительного времени жильцы оставались без тепла.

По указанному заявлению уполномоченным были подготовлены соответствующие обращения главе администрации Благовещенского района, в Государственную жилищную инспекцию, проведены тщательные проверки. В результате нарушители были привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.21 КоАП РФ (порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольное переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений) и выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 01.06.2010 г.

02.09.2010 г. была проведена проверка исполнения ранее выданного предписания. В ходе проверки было установлено, что предписание исполнено, наниматель жилого помещения А. демонтировала трубопровод системы отопления в подвальном помещении. Права Б. на достойное жилищно-коммунальное обслуживание были восстановлены.

В качестве вывода необходимо напомнить гражданам, что лица, являющиеся потребителями коммунальных услуг, собственниками или нанимателями жилья, защищены как положениями Жилищного кодекса РФ, Закона РФ "О защите прав потребителей", так и рядом других нормативных актов. Необходимым условием реализации прав является правовая просвещенность граждан, желание осуществления своих прав, а также добросовестность участников жилищных правоотношений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: