Выступление на конференции судей Амурской области на тему «Взаимодействие уполномоченного по правам человека

И судейского сообщества»

Марта 2010 г.

 

Уважаемые участники конференции! Спасибо за приглашение и предоставление возможности выступить на столь представительном форуме судейского сообщества.

Прежде всего, мне хотелось бы поблагодарить всех вас за сотрудничество: судей Амурского областного суда, Арбитражного суда Амурской области, районных и городских судов общей юрисдикции, мировых судей, судей гарнизонных военных судов, других работников судебной системы области. В течение года нам приходилось обращаться к вам по самым разным вопросам и всегда мы находили взаимопонимание: будь то участие в семинарах, проводимых для правозащитников области либо консультативная помощь, запросы на обращения уполномоченного либо обзор судебной практики.

Искренне желаю всем вам крепкого здоровья, благополучия в семьях, воодушевления и неисчерпаемой энергии в профессиональной деятельности.

Анализ обращений граждан в адрес уполномоченного в 2009 году показывает, что за последнее время необходимость во взаимодействии уполномоченного и судейского сообщества продолжает возрастать.

Статья 18 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Право на обращение в суд, судебную защиту и справедливое судебное разбирательство также является одним из важнейших конституционных прав человека и сложившаяся практика работы с обращениями граждан свидетельствует о востребованности у населения права на судебную защиту. Люди все чаще обращаются в суд для решения своих проблем, соответственно все больше жалоб на нарушение права на справедливое судебное разбирательство и не исполнение решений суда приходит в адрес уполномоченного.

Естественно, что уполномоченный не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов и подменять собой действия других органов, работающих в области защиты прав человека, но иногда о необходимости исполнения судебных решений приходится напоминать даже федеральным структурам.

Так как в нарушение ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не были приведены в исполнение решения Зейского районного суда, после вступления их в законную силу, относительно выдачи жилищных сертификатов жителям села Овсянка, пострадавшим от наводнения ещё в 2007 году.

По этому факту было подготовлено специальное обращение в адрес Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина. В нём была подробно изложена сложившаяся бюрократическая ситуация по исполнению судебных решений и обращено особое внимание на бездействие должностных лиц МЧС России, выразившееся в не подготовке проекта решения Правительства Российской Федерации о выдаче Правительству Амурской области трех бланков государственных жилищных сертификатов из-за которого граждане более двух лет были лишены возможности воспользоваться своим законным правом на получение жилищных сертификатов.

По данному обращению был получен ответ от начальника Управления федеральной поддержки территорий МЧС России Х.И. Бекова, который сообщил, что в соответствии с поручениями Правительства РФ и аппарата Правительства РФ от 22.10.2009 г., МЧС России совместно с Минфином России и Правительством Амурской области подготовило и направило в Правительство согласованный проект распоряжения Правительства Российской Федерации о выдаче Правительству Амурской области государственных жилищных сертификатов на основании судебных решений для предоставления их гражданам. После рассмотрения и принятия данного проекта распоряжения Правительства Российской Федерации правительству Амурской области Минфином России будут выданы 3 бланка государственных жилищных сертификатов в установленном порядке для предоставления их пострадавшим гражданам.

Одним из распространённых видов обращений в прошлом году стали также обращения и жалобы, поступающие в адрес уполномоченного по правам человека, на нарушение прав граждан, потерпевших от преступлений. Это выражается как в отказе в приёме и регистрации заявлений о совершённых преступлениях, несвоевременном реагировании на заявления о совершённых преступлениях, так и в неквалифицированном расследовании, выразившемся в неполном установлении обстоятельств дела, несвоевременном признании лица потерпевшим, необоснованном приостановлении или прекращении производства по делу. В том числе на действия должностных лиц в ходе предварительного следствия по уголовным делам. Естественно, что рассматривать такого рода жалобы и принимать решение по существу уполномоченный не вправе.

Поэтому в этой ситуации мы разъясняем гражданам, что действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает возможность обжалования не только решений следователя, дознавателя, но и их действий, а также бездействия.

Требования, предъявляемые к данной жалобе, минимальны. А правоприменительная практика в нашей области свидетельствует, что суды подходят к их рассмотрению непредвзято и, будучи не связанными позицией органов предварительного расследования, принимают законные и обоснованные решения, то есть при наличии к тому оснований признают решения и действия (бездействие) следователя, дознавателя незаконными и необоснованными.

Так, постановлением Благовещенского городского суда от 21.12.2009 г. признано незаконным и необоснованным постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению гр. Л. по факту нападения на нее неизвестного мужчины. Незаконным было также признано бездействие соответствующих должностных лиц, которых суд обязал устранить допущенные недостатки. И такие примеры не единичны.

В силу ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Но, к сожалению, иногда складываются обстоятельства, препятствующие данному положению. Как проблемную хотела бы осветить следующую ситуацию.

Г. обратился 30.07.2009г. в Благовещенский городской суд с исковым заявлением к УФМС России по Амурской области об оформлении документа, удостоверяющего личность.

Определением судьи указанное заявление было оставлено без движения, а для устранения недостатков далее соответствующим определением это исковое заявление подлежало возвращению заявителю, т.к. недостатки устранены не были.

Таким образом, заявитель не имеет возможности получить определения Благовещенского городского суда и возвращенное исковое заявление с приложениями ввиду отсутствия документа, удостоверяющего личность.

Несмотря на предмет иска, на письменный запрос Г. в Благовещенский городской суд им был получен ответ, в котором говорится о возможности получения Г. искового заявления при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Документы, направляемые судом почтовыми отправлениями, Г. также не имеет возможности получить в виду отсутствия документа, удостоверяющего личность.

В результате Г. не имеет возможности осуществить право на защиту своих законных интересов в судебном порядке, а также пользоваться правами и осуществлять обязанности, предусмотренные ст.35 ГПК РФ, в том числе участвовать в деле, обжаловать судебные постановления и использовать предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве другие процессуальные права (т.к. не имеет возможности получить извещение о назначении судебного заседания в отделении почтовой связи и непосредственно при обращении в суд).

В свою очередь, неисполнение процессуальных обязанностей (устранение недостатков, допущенных при подаче иска в установленный судом срок) повлекло последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве (вынесено определение о возвращении искового заявления).

Таким образом, возник так называемый юридический казус, выход из которого нам, видимо, предстоит найти сообща. Обращение по этому поводу уже направлено в областной суд.

В заключение я хотела бы ещё раз выразить вам искреннюю благодарность за вашу активную гражданскую позицию в отстаивании законных прав и интересов человека и гражданина и пожелать дальнейших успехов в вашем благородном деле. Искренне надеюсь на дальнейшее конструктивное сотрудничество и взаимодействие. Всего самого хорошего вам и вашим близким.

 

Тезисы выступления на II научно-практической конференции «Свобода совести: международные стандарты и опыт национального осуществления» на тему «Свобода совести и толерантность. Опыт межрелигиозного диалога в Амурской области»

Апреля 2010г.

 

Уважаемые участники конференции! Прежде всего, позвольте выразить благодарность за приглашение принять участие в работе и выступить на столь авторитетном и представительном форуме.

Право человека на свободу совести, религии, мысли и убеждений относится к числу базовых личных прав и свобод, которым гражданское общество уделяет приоритетное внимание.

Поэтому, на мой взгляд, тема предложенного выступления « Свобода совести и толерантность » и роль органов государственной власти в установлении конструктивных межрелигиозных отношений чрезвычайно важна.

Актуальность темы «толерантность» в наше время несомненна. Хотя само понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, этот процесс не закончен и активно продолжается до сих пор.

В современном определении толерантности некоторые исследователи выделяют различные способы её понимания, в том числе:

Толерантность как безразличие (предполагает существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана: религиозные взгляды, специфические ценности различных культур и т.д.).

Толерантность как снисхождение (подразумевает привилегированное положение собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать).

Толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог, что позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в процессе критического диалога.

Толерантность как не только уважение взглядов другого, но и восприятие этого другого равным себе.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая Россию), толерантность означает «уважение, принятие, и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения, и способов проявлений человеческой индивидуальности». Это определение наиболее масштабно и подразумевает уважительное отношение к иным национальностям, языку, религии, политическим и иным мнениям, социальному происхождению, собственности и пр.

Проблема обеспечения, воспитания толерантности остро стоит в современном мире, поэтому принципы толерантности закреплены как в международных декларациях, так и в законодательстве большинства государств, в том числе Российской Федерации.

Базовыми документами, как вы знаете, являются Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и другие.

В Российской Федерации главным документом для широкого определения толерантности является Конституция Российской Федерации. Рассматривая Конституцию как основной закон, следует отметить, что, закладывая основы государственно-церковных отношений в Российской Федерации, гарантируя право на свободу совести и свободу вероисповедания и определяя составляющие этого права, она не устанавливает механизма реализации указанных принципов, их защиты от противоправных ограничений и посягательств. Указанный механизм реализуется в других федеральных законах и иных нормативно-правовых актах. В частности, в Уголовном Кодексе (ст.136 Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина), в Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях», где провозглашено, что государство уважает внутренние установки религиозных организаций и не препятствует их реализации, если они не противоречат законодательству Российской Федерации, не нарушают права и законные интересы других граждан. Таким образом, закон, не ущемляя права религиозных конфессий, в то же время предполагает различную степень сотрудничества и взаимодействия государственных институтов с религиозными объединениями и устанавливает взаимные обязанности и ограничения.

К сожалению, в Российской Федерации сегодня нет общефедеральных государственных органов, которые в масштабе всей страны осуществляли бы мониторинг нарушений прав граждан на свободу совести и отслеживали весьма неоднозначные процессы, происходящие в этой области.

Отсутствие таких обобщенных сведений порождает разноголосицу мнений, подчас противоречивых и взаимоисключающих, как о религиозной ситуации в целом, так и о соблюдении прав граждан на свободу совести. Однако при всех разногласиях и несовпадениях в оценках следует признать очевидное: в деле обеспечения религиозных свобод и законной деятельности религиозных объединений российское государство продвинулось самым существенным образом. Реформировано законодательство о свободе совести и религиозных объединениях; развивается диалог и сотрудничество между государством и церковью; укрепляется авторитет и позиции религии в гражданском обществе; постоянно возрастает количество действующих религиозных организаций, расширяется присутствие религиозных объединений в социокультурной и благотворительной сферах, углубляется межконфессиональный диалог.

События последних лет показывают, что в России с ее национальным, культурным и религиозным многообразием, возможно, как никогда прежде, требуется специализированная государственная структура по вопросам государственно-церковных отношений, которая отвечала бы за разработку и реализацию общефедеральной государственной политики в области свободы совести. Эту идею в целом положительно воспринимает большая часть российских церквей, конфессий, религиозных центров и организаций.

Строя взаимоотношения между органами государственной власти и религиозными объединениями важно также учитывать и тот фактор, что ни одна политическая партия, ни одно общественное объединение не может сравниться с религиозными конфессиями по уровню влияния на население.

Учитывая всё сказанное выше, хотелось бы отметить, что Правительство Амурской области и руководство зарегистрированных религиозных объединений поддерживают уважительный и конструктивный диалог, направленный на деловое сотрудничество в социальной, культурной и просветительской сферах.

С целью совершенствования взаимодействия органов государственной власти с религиозными организациями, поддержания мира и взаимопонимания между последователями различных религий при губернаторе области образован Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, по опыту деятельности которого в большинстве муниципальных образований также созданы советы (комиссии) по взаимодействию с религиозными организациями.

В соответствии с Положением Совет является консультативным органом, осуществляющим рассмотрение актуальных проблем государственно-конфессиональных отношений и подготовку предложений для губернатора области, касающихся взаимодействия Правительства области с религиозными объединениями, повышения духовной культуры общества. Одной из основных функций Совета является содействие укреплению общественного согласия, достижению взаимопонимания, терпимости и взаимного уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.      

О деятельности совета можно судить по тематике рассматриваемых вопросов:

- современная религиозная ситуация в России и Амурской области и о взаимодействииПравительства области с религиозными объединениями;

- миграционное законодательство об особенностях пребывания иностранных граждан, занимающихся религиозной деятельностью и деятельность иностранных миссионеров на территории Амурской области;

- о работе с лицами, содержащимися в учреждениях исполнения наказаний и их реабилитации после возвращения из мест лишения свободы;

- об участии религиозных организаций в летней оздоровительной кампании и соблюдении действующего законодательства при организации детских и молодежных лагерей;

- социальная деятельность религиозных организаций, действующих в Амурской области, и их участие в работе по профилактике асоциальных явлений среди молодежи.

Уже по этому небольшому примеру можно судить, что религиозные организации области активно взаимодействуют с органами власти по самым разным направлениям. Особые слова благодарности хотелось бы выразить за их помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, социальной адаптации бывших заключённых, борьбе с алкоголизмом и наркоманией.

Полагаю, что главным результатом деятельности Совета является тот факт, что в Амурской области в течение нескольких последних лет отмечается стабильная конфессиональная обстановка, сложились доброжелательные отношения между представителями органов государственной власти и руководителями религиозных организаций, имеет место толерантность и взаимотерпимость в отношениях между представителями различных религиозных конфессий, нет проявлений религиозного экстремизма.

В этой аудитории нет необходимости убеждать, что воспитание толерантности начинается с детства.

В рамках мероприятий по реализации прав на свободу совести, вероисповедования в учебных заведениях министерством образования и науки области используются различные формы внеклассной работы, в том числе факультативы и религиоведческие курсы: «Религии мира», «Мировые религии», «Основы православной культуры». Посещение и участие школьников в данных мероприятиях является не только добровольным, но и с обязательным согласием их родителей. Кроме этого, регулярно проводятся классные часы, беседы, конкурсы рисунков и плакатов на темы «Возникновение мировых религий», «Православие и культура», «Историческое значение крещения Руси», «Рождество - вечный праздник», «История праздников», «Памятники древнерусской литературы» и другие.

В учреждениях начальной и средней профессиональной подготовки проводятся классные часы и беседы «О толерантности отношений подростков друг к другу и сверстникам разных национальностей», «Веротерпимость» и другие. Особенности культуры и традиций различных народов изучаются в разделах общеобразовательных предметов по истории, обществоведению, географии, государству и праву.

На базе Амурского педагогического колледжа создан социально-правовой центр, одним из направлений деятельности которого является реализация мер по предупреждению расовой, национальной и религиозной розни. Основными формами работы центра являются беседы, классные часы, тренинги и «часы общения». В течение 2009 учебного года среди учащейся молодёжи специалистами проведен тренинг по формированию ценностных установок молодого человека, организован ряд выступлений на темы «Толерантность – норма жизни» и «Человек как ценность».

В числе основных социально ориентированных направлений деятельности религиозных институтов, в которых существенным фактором успеха является взаимодействие с государственными структурами, можно назвать следующие.

Это – поддержка и укрепление института семьи, мероприятия по улучшению демографической ситуации, духовно-нравственное, патриотическое и правовое воспитание, попечение о лицах, содержащихся в местах лишения свободы, и лицах, уже отбывших наказание, социальное обеспечение и обслуживание, распространение информации о религиях, их духовных основах, нравственных принципах и богослужебной практике через государственные и муниципальные средства массовой информации.

Таким образом, очевидно, что религиозные объединения вносят определенный вклад в решение социальных проблем. Процесс их вовлечения в социальную работу имеет тенденцию к росту. Несмотря на явную миссионерскую подоплеку такой активности, гуманитарные проекты религиозных объединений помогают снижению остроты социальных проблем и, самое главное, способствуют их интеграции в гражданское общество, разрушению изоляции от общества и ломке сложившихся стереотипов.

Думаю, что это прямой результат конструктивного взаимодействия органов власти и религиозных конфессий.

В заключение хотелось бы отдельно отметить, что за последние пять лет в адрес уполномоченного по правам человека в Амурской области не поступило ни одного обращения о нарушении прав на свободу совести и вероисповеданий. Думаю, что этот факт также говорит о многом, и искренне надеюсь, что наше конструктивное сотрудничество будет продолжаться.

Желаю всем участникам конференции конструктивной и плодотворной работы. Всего самого хорошего и доброго.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: