И судейского сообщества»
Марта 2010 г.
Уважаемые участники конференции! Спасибо за приглашение и предоставление возможности выступить на столь представительном форуме судейского сообщества.
Прежде всего, мне хотелось бы поблагодарить всех вас за сотрудничество: судей Амурского областного суда, Арбитражного суда Амурской области, районных и городских судов общей юрисдикции, мировых судей, судей гарнизонных военных судов, других работников судебной системы области. В течение года нам приходилось обращаться к вам по самым разным вопросам и всегда мы находили взаимопонимание: будь то участие в семинарах, проводимых для правозащитников области либо консультативная помощь, запросы на обращения уполномоченного либо обзор судебной практики.
Искренне желаю всем вам крепкого здоровья, благополучия в семьях, воодушевления и неисчерпаемой энергии в профессиональной деятельности.
Анализ обращений граждан в адрес уполномоченного в 2009 году показывает, что за последнее время необходимость во взаимодействии уполномоченного и судейского сообщества продолжает возрастать.
|
|
Статья 18 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Право на обращение в суд, судебную защиту и справедливое судебное разбирательство также является одним из важнейших конституционных прав человека и сложившаяся практика работы с обращениями граждан свидетельствует о востребованности у населения права на судебную защиту. Люди все чаще обращаются в суд для решения своих проблем, соответственно все больше жалоб на нарушение права на справедливое судебное разбирательство и не исполнение решений суда приходит в адрес уполномоченного.
Естественно, что уполномоченный не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов и подменять собой действия других органов, работающих в области защиты прав человека, но иногда о необходимости исполнения судебных решений приходится напоминать даже федеральным структурам.
Так как в нарушение ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не были приведены в исполнение решения Зейского районного суда, после вступления их в законную силу, относительно выдачи жилищных сертификатов жителям села Овсянка, пострадавшим от наводнения ещё в 2007 году.
По этому факту было подготовлено специальное обращение в адрес Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина. В нём была подробно изложена сложившаяся бюрократическая ситуация по исполнению судебных решений и обращено особое внимание на бездействие должностных лиц МЧС России, выразившееся в не подготовке проекта решения Правительства Российской Федерации о выдаче Правительству Амурской области трех бланков государственных жилищных сертификатов из-за которого граждане более двух лет были лишены возможности воспользоваться своим законным правом на получение жилищных сертификатов.
|
|
По данному обращению был получен ответ от начальника Управления федеральной поддержки территорий МЧС России Х.И. Бекова, который сообщил, что в соответствии с поручениями Правительства РФ и аппарата Правительства РФ от 22.10.2009 г., МЧС России совместно с Минфином России и Правительством Амурской области подготовило и направило в Правительство согласованный проект распоряжения Правительства Российской Федерации о выдаче Правительству Амурской области государственных жилищных сертификатов на основании судебных решений для предоставления их гражданам. После рассмотрения и принятия данного проекта распоряжения Правительства Российской Федерации правительству Амурской области Минфином России будут выданы 3 бланка государственных жилищных сертификатов в установленном порядке для предоставления их пострадавшим гражданам.
Одним из распространённых видов обращений в прошлом году стали также обращения и жалобы, поступающие в адрес уполномоченного по правам человека, на нарушение прав граждан, потерпевших от преступлений. Это выражается как в отказе в приёме и регистрации заявлений о совершённых преступлениях, несвоевременном реагировании на заявления о совершённых преступлениях, так и в неквалифицированном расследовании, выразившемся в неполном установлении обстоятельств дела, несвоевременном признании лица потерпевшим, необоснованном приостановлении или прекращении производства по делу. В том числе на действия должностных лиц в ходе предварительного следствия по уголовным делам. Естественно, что рассматривать такого рода жалобы и принимать решение по существу уполномоченный не вправе.
Поэтому в этой ситуации мы разъясняем гражданам, что действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает возможность обжалования не только решений следователя, дознавателя, но и их действий, а также бездействия.
Требования, предъявляемые к данной жалобе, минимальны. А правоприменительная практика в нашей области свидетельствует, что суды подходят к их рассмотрению непредвзято и, будучи не связанными позицией органов предварительного расследования, принимают законные и обоснованные решения, то есть при наличии к тому оснований признают решения и действия (бездействие) следователя, дознавателя незаконными и необоснованными.
Так, постановлением Благовещенского городского суда от 21.12.2009 г. признано незаконным и необоснованным постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению гр. Л. по факту нападения на нее неизвестного мужчины. Незаконным было также признано бездействие соответствующих должностных лиц, которых суд обязал устранить допущенные недостатки. И такие примеры не единичны.
В силу ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Но, к сожалению, иногда складываются обстоятельства, препятствующие данному положению. Как проблемную хотела бы осветить следующую ситуацию.
Г. обратился 30.07.2009г. в Благовещенский городской суд с исковым заявлением к УФМС России по Амурской области об оформлении документа, удостоверяющего личность.
|
|
Определением судьи указанное заявление было оставлено без движения, а для устранения недостатков далее соответствующим определением это исковое заявление подлежало возвращению заявителю, т.к. недостатки устранены не были.
Таким образом, заявитель не имеет возможности получить определения Благовещенского городского суда и возвращенное исковое заявление с приложениями ввиду отсутствия документа, удостоверяющего личность.
Несмотря на предмет иска, на письменный запрос Г. в Благовещенский городской суд им был получен ответ, в котором говорится о возможности получения Г. искового заявления при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Документы, направляемые судом почтовыми отправлениями, Г. также не имеет возможности получить в виду отсутствия документа, удостоверяющего личность.
В результате Г. не имеет возможности осуществить право на защиту своих законных интересов в судебном порядке, а также пользоваться правами и осуществлять обязанности, предусмотренные ст.35 ГПК РФ, в том числе участвовать в деле, обжаловать судебные постановления и использовать предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве другие процессуальные права (т.к. не имеет возможности получить извещение о назначении судебного заседания в отделении почтовой связи и непосредственно при обращении в суд).
В свою очередь, неисполнение процессуальных обязанностей (устранение недостатков, допущенных при подаче иска в установленный судом срок) повлекло последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве (вынесено определение о возвращении искового заявления).
Таким образом, возник так называемый юридический казус, выход из которого нам, видимо, предстоит найти сообща. Обращение по этому поводу уже направлено в областной суд.
В заключение я хотела бы ещё раз выразить вам искреннюю благодарность за вашу активную гражданскую позицию в отстаивании законных прав и интересов человека и гражданина и пожелать дальнейших успехов в вашем благородном деле. Искренне надеюсь на дальнейшее конструктивное сотрудничество и взаимодействие. Всего самого хорошего вам и вашим близким.
|
|
Тезисы выступления на II научно-практической конференции «Свобода совести: международные стандарты и опыт национального осуществления» на тему «Свобода совести и толерантность. Опыт межрелигиозного диалога в Амурской области»
Апреля 2010г.
Уважаемые участники конференции! Прежде всего, позвольте выразить благодарность за приглашение принять участие в работе и выступить на столь авторитетном и представительном форуме.
Право человека на свободу совести, религии, мысли и убеждений относится к числу базовых личных прав и свобод, которым гражданское общество уделяет приоритетное внимание.
Поэтому, на мой взгляд, тема предложенного выступления « Свобода совести и толерантность » и роль органов государственной власти в установлении конструктивных межрелигиозных отношений чрезвычайно важна.
Актуальность темы «толерантность» в наше время несомненна. Хотя само понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, этот процесс не закончен и активно продолжается до сих пор.
В современном определении толерантности некоторые исследователи выделяют различные способы её понимания, в том числе:
Толерантность как безразличие (предполагает существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана: религиозные взгляды, специфические ценности различных культур и т.д.).
Толерантность как снисхождение (подразумевает привилегированное положение собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать).
Толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог, что позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в процессе критического диалога.
Толерантность как не только уважение взглядов другого, но и восприятие этого другого равным себе.
Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая Россию), толерантность означает «уважение, принятие, и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения, и способов проявлений человеческой индивидуальности». Это определение наиболее масштабно и подразумевает уважительное отношение к иным национальностям, языку, религии, политическим и иным мнениям, социальному происхождению, собственности и пр.
Проблема обеспечения, воспитания толерантности остро стоит в современном мире, поэтому принципы толерантности закреплены как в международных декларациях, так и в законодательстве большинства государств, в том числе Российской Федерации.
Базовыми документами, как вы знаете, являются Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и другие.
В Российской Федерации главным документом для широкого определения толерантности является Конституция Российской Федерации. Рассматривая Конституцию как основной закон, следует отметить, что, закладывая основы государственно-церковных отношений в Российской Федерации, гарантируя право на свободу совести и свободу вероисповедания и определяя составляющие этого права, она не устанавливает механизма реализации указанных принципов, их защиты от противоправных ограничений и посягательств. Указанный механизм реализуется в других федеральных законах и иных нормативно-правовых актах. В частности, в Уголовном Кодексе (ст.136 Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина), в Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях», где провозглашено, что государство уважает внутренние установки религиозных организаций и не препятствует их реализации, если они не противоречат законодательству Российской Федерации, не нарушают права и законные интересы других граждан. Таким образом, закон, не ущемляя права религиозных конфессий, в то же время предполагает различную степень сотрудничества и взаимодействия государственных институтов с религиозными объединениями и устанавливает взаимные обязанности и ограничения.
К сожалению, в Российской Федерации сегодня нет общефедеральных государственных органов, которые в масштабе всей страны осуществляли бы мониторинг нарушений прав граждан на свободу совести и отслеживали весьма неоднозначные процессы, происходящие в этой области.
Отсутствие таких обобщенных сведений порождает разноголосицу мнений, подчас противоречивых и взаимоисключающих, как о религиозной ситуации в целом, так и о соблюдении прав граждан на свободу совести. Однако при всех разногласиях и несовпадениях в оценках следует признать очевидное: в деле обеспечения религиозных свобод и законной деятельности религиозных объединений российское государство продвинулось самым существенным образом. Реформировано законодательство о свободе совести и религиозных объединениях; развивается диалог и сотрудничество между государством и церковью; укрепляется авторитет и позиции религии в гражданском обществе; постоянно возрастает количество действующих религиозных организаций, расширяется присутствие религиозных объединений в социокультурной и благотворительной сферах, углубляется межконфессиональный диалог.
События последних лет показывают, что в России с ее национальным, культурным и религиозным многообразием, возможно, как никогда прежде, требуется специализированная государственная структура по вопросам государственно-церковных отношений, которая отвечала бы за разработку и реализацию общефедеральной государственной политики в области свободы совести. Эту идею в целом положительно воспринимает большая часть российских церквей, конфессий, религиозных центров и организаций.
Строя взаимоотношения между органами государственной власти и религиозными объединениями важно также учитывать и тот фактор, что ни одна политическая партия, ни одно общественное объединение не может сравниться с религиозными конфессиями по уровню влияния на население.
Учитывая всё сказанное выше, хотелось бы отметить, что Правительство Амурской области и руководство зарегистрированных религиозных объединений поддерживают уважительный и конструктивный диалог, направленный на деловое сотрудничество в социальной, культурной и просветительской сферах.
С целью совершенствования взаимодействия органов государственной власти с религиозными организациями, поддержания мира и взаимопонимания между последователями различных религий при губернаторе области образован Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, по опыту деятельности которого в большинстве муниципальных образований также созданы советы (комиссии) по взаимодействию с религиозными организациями.
В соответствии с Положением Совет является консультативным органом, осуществляющим рассмотрение актуальных проблем государственно-конфессиональных отношений и подготовку предложений для губернатора области, касающихся взаимодействия Правительства области с религиозными объединениями, повышения духовной культуры общества. Одной из основных функций Совета является содействие укреплению общественного согласия, достижению взаимопонимания, терпимости и взаимного уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.
О деятельности совета можно судить по тематике рассматриваемых вопросов:
- современная религиозная ситуация в России и Амурской области и о взаимодействииПравительства области с религиозными объединениями;
- миграционное законодательство об особенностях пребывания иностранных граждан, занимающихся религиозной деятельностью и деятельность иностранных миссионеров на территории Амурской области;
- о работе с лицами, содержащимися в учреждениях исполнения наказаний и их реабилитации после возвращения из мест лишения свободы;
- об участии религиозных организаций в летней оздоровительной кампании и соблюдении действующего законодательства при организации детских и молодежных лагерей;
- социальная деятельность религиозных организаций, действующих в Амурской области, и их участие в работе по профилактике асоциальных явлений среди молодежи.
Уже по этому небольшому примеру можно судить, что религиозные организации области активно взаимодействуют с органами власти по самым разным направлениям. Особые слова благодарности хотелось бы выразить за их помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, социальной адаптации бывших заключённых, борьбе с алкоголизмом и наркоманией.
Полагаю, что главным результатом деятельности Совета является тот факт, что в Амурской области в течение нескольких последних лет отмечается стабильная конфессиональная обстановка, сложились доброжелательные отношения между представителями органов государственной власти и руководителями религиозных организаций, имеет место толерантность и взаимотерпимость в отношениях между представителями различных религиозных конфессий, нет проявлений религиозного экстремизма.
В этой аудитории нет необходимости убеждать, что воспитание толерантности начинается с детства.
В рамках мероприятий по реализации прав на свободу совести, вероисповедования в учебных заведениях министерством образования и науки области используются различные формы внеклассной работы, в том числе факультативы и религиоведческие курсы: «Религии мира», «Мировые религии», «Основы православной культуры». Посещение и участие школьников в данных мероприятиях является не только добровольным, но и с обязательным согласием их родителей. Кроме этого, регулярно проводятся классные часы, беседы, конкурсы рисунков и плакатов на темы «Возникновение мировых религий», «Православие и культура», «Историческое значение крещения Руси», «Рождество - вечный праздник», «История праздников», «Памятники древнерусской литературы» и другие.
В учреждениях начальной и средней профессиональной подготовки проводятся классные часы и беседы «О толерантности отношений подростков друг к другу и сверстникам разных национальностей», «Веротерпимость» и другие. Особенности культуры и традиций различных народов изучаются в разделах общеобразовательных предметов по истории, обществоведению, географии, государству и праву.
На базе Амурского педагогического колледжа создан социально-правовой центр, одним из направлений деятельности которого является реализация мер по предупреждению расовой, национальной и религиозной розни. Основными формами работы центра являются беседы, классные часы, тренинги и «часы общения». В течение 2009 учебного года среди учащейся молодёжи специалистами проведен тренинг по формированию ценностных установок молодого человека, организован ряд выступлений на темы «Толерантность – норма жизни» и «Человек как ценность».
В числе основных социально ориентированных направлений деятельности религиозных институтов, в которых существенным фактором успеха является взаимодействие с государственными структурами, можно назвать следующие.
Это – поддержка и укрепление института семьи, мероприятия по улучшению демографической ситуации, духовно-нравственное, патриотическое и правовое воспитание, попечение о лицах, содержащихся в местах лишения свободы, и лицах, уже отбывших наказание, социальное обеспечение и обслуживание, распространение информации о религиях, их духовных основах, нравственных принципах и богослужебной практике через государственные и муниципальные средства массовой информации.
Таким образом, очевидно, что религиозные объединения вносят определенный вклад в решение социальных проблем. Процесс их вовлечения в социальную работу имеет тенденцию к росту. Несмотря на явную миссионерскую подоплеку такой активности, гуманитарные проекты религиозных объединений помогают снижению остроты социальных проблем и, самое главное, способствуют их интеграции в гражданское общество, разрушению изоляции от общества и ломке сложившихся стереотипов.
Думаю, что это прямой результат конструктивного взаимодействия органов власти и религиозных конфессий.
В заключение хотелось бы отдельно отметить, что за последние пять лет в адрес уполномоченного по правам человека в Амурской области не поступило ни одного обращения о нарушении прав на свободу совести и вероисповеданий. Думаю, что этот факт также говорит о многом, и искренне надеюсь, что наше конструктивное сотрудничество будет продолжаться.
Желаю всем участникам конференции конструктивной и плодотворной работы. Всего самого хорошего и доброго.