Пенсионные права граждан и состояние их реализации в Амурской области

 

Доклад управляющего ОПРФ

по Амурской области В.А.Дорофеева

 

Формирование и развитие гражданского общества невозможно без реализации основополагающих свобод и прав каждого человека в отдельности. Но право только тогда становится реальным, когда оно должным образом гарантировано.

На протяжении всей истории развития человеческого сообщества формировались эти права, постепенно выкристаллизовываясь в современные основополагающие принципы, провозглашаемые государством и обеспечиваемые создаваемыми структурами в рамках законов, правовых актов и моральных принципов.

Право граждан на пенсию – это конституционное право. Оно нашло закрепление в статье 39 Конституции Российской Федерации. В последние годы существенно изменились законодательные основы пенсионной системы. Принятые законы, указы и постановления внесли коренные изменения в организацию пенсионного обеспечения и направлены на формирование персонифицированного социального страхования; хотя следует отметить, что закладываемые новации тормозятся необходимостью поддерживать основы ранее действующей распределительной практики пенсионных выплат.

Целевые ориентиры развития пенсионной системы, сформулированные в посланиях Президента Российской Федерации, предполагают установление новых уровней пенсионного обеспечения граждан. При этом социальная пенсия будет поддерживаться на уровне прожиточного минимума пенсионеров. Средний размер трудовой пенсии по старости будет повышен к 2020 году до 2,5 прожиточных минимумов пенсионера. Пенсионные права «новых» пенсионеров после 2030 года должны обеспечивать индивидуальный коэффициент замещения не менее 40%.

На территории Амурской области основные функции в области пенсионного законодательства осуществляет Отделение Пенсионного фонда Российской федерации. Наши подразделения в форме Управлений и Отделов представлены во всех территориальных образованиях области, что позволяет обеспечивать гражданам доступность обращения к специалистам по всем вопросам данного направления. При этом, приоритетной для нас задачей текущего периода является совершенствование работы с клиентами ПФР. С этой целью, в большинстве Управлений созданы специальные структурные подразделения – клиентские службы, ведется техническое их оснащение специализированными автомобилями и современными техническими средствами, позволяющими вести полноценный прием граждан по месту их жительства в отдаленных населенных пунктах. В городах области практикуется работа на дому с отдельными категориями граждан, заявки на выезд к которым принимаются по телефонам «горячей линии». Развиваются технические средства информационного обмена с коллегами по социальному «блоку» области и страхователями на принципах интернет технологий, что существенно позволяет сократить количество посещений подразделений ПФР. Накопленная информация персонифицированного учета и базы данных страхователей позволяют проводить ряд работ без прямого участия граждан. Так, например, всем известная «валоризация» проведена без участия пенсионеров, на основе имеющихся в Пенсионном фонде баз данных.

Финансовую основу пенсионной системы составляют страховые взносы, а возникающий недостаток выплатных средств обеспечивается за счет государственного бюджета России. При этом условный дефицит системы возникает не из-за слабой работы сотрудников Фонда, а из противоречий между установленным размером страховых взносов и законодательно установленных размеров пенсионных выплат. В последнее время эти противоречия вновь обостряются на фоне шести процентного их повышения с 2011 года. В целом здесь достаточно накопившихся проблем и это тема отдельного разговора.

Кроме того, на финансовую обеспеченность системы влияют и иные факторы, в том числе – демографические. Так, за период 2002 – 2009 годов в области произошли изменения и в социально-экономических показателях:

- вследствие уменьшения общей численности постоянного населения и населения в трудоспособном возрасте уменьшилась численность экономически активного населения на 11,6 тыс. человек и к 2009 году она составила 465,5 тыс. человек (в 2002 г. – 477,1 тыс. чел.);

- снизилась общая численность населения занятого в экономике за указанный период на 2,8 тыс. человек к 2009 году (и составила 425,9 тыс. человек, в 2002 г. – 428,7 тыс. человек);

- с 2002 года по 2009 года снизилась численность наемных работников на 7,2 тыс. человек (и в 2009 году составила 283,0 тыс. человек);

- снизился уровень безработицы с 10,1% в 2002г. до 8,5% в 2009 г.

Уровень экономической активности населения Амурской области в 2009 году составил 63,8%, что ниже показателя 2002 г. (64,0%), а средний возраст экономически активного населения – 39,5 года.

В связи с состоянием экономического положения в области, ситуация по пенсионной нагрузке значительно осложнилась и отношение численности пенсионеров к численности занятого в экономике населения приблизилась к 46,5 %.

Мы проанализировали динамику финансовой составляющей пенсионных выплат за последние пять лет:

Всего на учете в ОПФР по Амурской области на сегодняшний день состоит 226595 пенсионеров, что на 11443 человека больше чем в 2005г. 

Средний размер пенсии с 2537,92 руб. в 2005 году вырос в 3 раза и составил на 1 октября 2010г. – 7613,30 руб.

Если в 2005 году на выплату пенсий и пособий было затрачено 6252,9 млн.руб. то в 2010 году расходы составят 20850,3 млн.руб. в том числе расходы по валоризации пенсионных прав с 1 января 2010г. составили 2472,1 млн.руб.

Мероприятия по повышению пенсий продолжатся в 2011 году, запланирована индексация трудовых пенсий с 1 февраля на 8,0%, социальных пенсий с 1 апреля на 8,0%, с 1 июля на 1,0%.

В 2011 году увеличение расходов планируется на 11,3% от уровня текущего года и составят 23208,0 млн.руб.

Хочется отметить, что в пенсионной системе критических финансовых проблем не существует; все установленные пенсионные и иные социальные выплаты осуществляются в срок и в полном объеме. Значительно снизились сроки назначения пенсий в десятидневный срок со дня принятия заявления. Если в 2001 году он по области составлял 60 – 70 %, то в 2010 этот процент повысился до 93. Это хороший показатель.

Наряду с вопросами пенсионного обеспечения граждан, ПФР выполняет ряд иных законодательных функций в области социальной политики государства.

Так, с 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 года № 122-ФЗ и гражданам отдельных категорий были установлены ежемесячные денежные выплаты. В целях обеспечения прав граждан на получение ЕДВ и НСУ ПФР и его территориальными органами осуществляется ведение федерального Регистра лиц, имеющих право на государственную социальную помощь.

По состоянию на 01.11.2010 года в региональный сегмент Регистра включены сведения о 93380 получателях ЕДВ. Ежемесячно на выплату ЕДВ направляется 147,7 млн.рублей.

С 2005 года, в связи с принятием Правительством Российской Федерации Постановления (от 1.04.2005 № 176) на территориальные органы ПФР возложена задача: компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам - «северянам», являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, к месту отдыха и обратно.

За 2005 – 2010 годы право на компенсацию расходов, связанных с проездом к месту отдыха и обратно, реализовали  2610 пенсионеров, сумма выплат составила – более 15,6 млн. рублей.

Кроме того, 298 пенсионеров компенсацию получили в виде предоставления талонов, дающих право на приобретение бесплатных проездных документов на железнодорожный транспорт.

С 01.01.2007 года началась реализация  Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Территориальными органами ПФР Амурской области за период действия Закона выдано 16276 государственных сертификатов, которые дают право распорядится средствами М(С)К по трем направлениям:

улучшение жилищных условий; 

получения образования ребенком (детьми);

направление средств на накопительную часть пенсии мамы.

На сегодняшний день, с помощью средств М(С)К решить вопросы, связанные с улучшение жилищных условий, смогли 1389 амурских семей, общая сумма средств, перечисленная в счет обеспечения обязательств владельцев сертификатов, составила 367,6 млн. рублей.

На оплату обучения детей средствами М(С)К распорядились 15 «мамочек», сумма расходов превысила 0,5 млн.рублей.

Кроме того, в 2009 и 2010 годах, из средств М(С)К производилась единовременная выплата, которую семья имеет право направить на любые неотложные нужды. Так в прошлом году выплату получили 9636 владельцев сертификатом, сумма расходов составила 115,6 млн.руб., в текущем – уже перечислены средства 8047 владельцам сертификата на сумму 96,5 млн.рублей.

На основании решения Правительства Российской Федерации, Отделением ПФР по Амурской области с 1 декабря 2005 года создана, ведется и поддерживается в актуальном состоянии «Общегосударственная база данных о социальном положении ветеранов ВОВ 1941-1945 годов и ветеранов боевых действий».

Сегодня в БД сформировано 14667 социальных паспортов, содержащих информацию о социально - бытовом положении ветеранов.

С 1 января 2010 года (в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ) неработающим пенсионерам, у которых материальное обеспечение ниже прожиточного минимума, осуществляются социальные доплаты к пенсии. В Амурской области осуществляется региональные социальные доплаты.

Территориальные органы ПФР ведут учет прав данной категории пенсионеров в федеральном Регистре и осуществляют информационный обмен с МСЗН Амурской области и всеми «силовыми» ведомствами (о пенсионерах-«силовиках»).

На 1 ноября т.г. численность пенсионеров, которым установлена РСД, составила 28425 человек (в том числе 307 пенсионеров силовых ведомств).

ПФР принимает активное участие в реализации социальных программ субъектов РФ в части оказания адресной социальной помощи и укрепления МТБ учреждений социального обслуживания населения. Общий объем выделенных на указанные цели средств из бюджета ПФР превысил 162,7 млн.рублей, адресную помощь получило более 60 тыс. пенсионеров области, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Пенсионное обеспечение – одна из важнейших социальных гарантий, действующих в цивилизованном обществе (ст. 22 всеобщей декларации прав человека 1948г.), а основным видом социального обеспечения нетрудоспособных граждан является пенсия.

Пенсионное обеспечение, исходя из имеющихся у государства материальных возможностей, должно гарантировать человеку достойное существование при наступлении такого этапа его жизненного пути, когда он физически будет не в состоянии получать доход в обмен на затраченный труд. Поэтому упомянутая Декларация (ст.25) увязывает реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек способен трудиться, но и в период его временной или постоянной нетрудоспособности: в случаях наступления старости, болезни и иных случаях утраты средств существования по независящим от гражданина причинам.

Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин в докладе по итогам еще в 2005 года отмечал: «Особое беспокойство вызывает положение дел в социально-экономической сфере. К проблемам, которые существовали все прежние годы и были связаны с кризисным финансово-экономическим положением страны (низкий уровень заработной платы и пенсий, проживание значительной части населения «за чертой бедности»), добавились новые, связанные с непродуманным и поспешным введением пакета социальных реформ». И далее: «Еще одним источником беспокойства остаются перегибы и недочеты пенсионной реформы».

Несомненно, что в последующие годы на этом направлении было исправлено и сделано очень многое! Вместе с тем, приоритетную направленность государственной политики в социальную сферу необходимо совершенствовать, обеспечивая достойную жизнь всем гражданам, включая, может быть в первую очередь, российских пенсионеров.

 

 

Выступления других участников конференции размещены в специальном выпуске сборника «Амурский правозащитник» (Вестник уполномоченного по правам человека в Амурской области) № 2 (10), 2010.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: