Тема 9: Налогообложение в свободных экономических зонах (СЭЗ)

       Налоговая политика Республики Беларусь направлена на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, в частности, путём установления льготного налогообложения для резидентов СЭЗ. Законом Республики Беларусь № 213-3 от 07.12.1998г. «О свободных экономических зонах» определено, что СЭЗ – это часть территории Республики Беларусь с точно определёнными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Специальный правовой режим в виде предоставления особых льготных условий налогообложения, валютного, таможенного и иного регулирования устанавливается в целях привлечения инвестиций в регионы для их ускоренного развития, внедрения прогрессивных технологий, содействия международной интеграции и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь. В Республике Беларусь функционируют СЭЗ в каждой области. Первая СЭЗ была создана в Бресте в 1996г.

       Резидентами СЭЗ могут стать юридические лица или индивидуальные предприниматели, находящиеся на территории СЭЗ, зарегистрированные в установленном порядке администрациями СЭЗ при соблюдении определённых требований, соответствующих целям создания СЭЗ (по объему заявленных инвестиций в реализацию инвестиционного проекта, который будет освоен (не менее 1 млн. евро), по возрасту импортируемого основного технологического оборудования, по доле  товаров (работ, услуг) собственного производства, производимых на территории СЭЗ, предназначенных для реализации за пределы РБ, либо импортозамещающих товаров, реализуемых в РБ (перечень импортозамещающих товаров определяется Правительством РБ по согласованию с Президентом Республики Беларусь).

Налоговые льготы, установленные для резидентов СЭЗ, можно разделить на три категории.

1.Льготы, носящие постоянный характер (с 1 апреля 2008г. - сроком на семь лет согласно Указу Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 №42), выражающиеся в ограничении перечня уплачиваемых налогов, сборов.

2.Налоговые преимущества, предусматривающие понижение на 50% ставки налога на прибыль и уплату НДС в размере 50% от причитающихся к уплате сумм (по реализации облагаемых по ставке 20% импортозамещающих товаров).

 3.Налоговые льготы временного характера в виде освобождения от налога на прибыль и местных сборов из прибыли в течение первых пяти лет с момента объявления прибыли, полученной от реализации произведенных товаров, работ, услуг, на которую распространяется специальный правовой режим.

     Сравнительная характеристика налогообложения резидентов СЭЗ (на примере СЭЗ «Витебск») и организаций Республики Беларусь, не являющихся резидентами СЭЗ, представлена в таблице 3. 

Таблица 3 - Налогообложение резидентов СЭЗ «Витебск» и организаций Республики Беларусь, не являющихся резидентами СЭЗ, в 2010г.

Наименование

налогов, сборов (пошлин),

отчислений

 

Ставка (размер платежа) на 01.01.2010г.

Для резидентов

СЭЗ «Витебск»

 

Для организаций РБ, не являющихся резидентами СЭЗ
1

2

3

1.Налоги и сборы, включаемые в отпускную цену товаров (работ, услуг):

1.1. НДС

уплачивается в бюджет 50% от подлежащей уплате суммы НДС с оборотов по реализации в РБ импортозамещающих товаров собственного производства, облагаемых по ставке 20 %

20%, 10%, 0%, 0,5%, 24%,16,67%, 9,09%
1.2. Акцизы

по установленным ставкам

по установленным ставкам
1.3. Налог на услуги

по ставкам, утверждённым решениями местных Советов депутатов (но не более 5%)

по ставкам, утверждённым решениями местных Советов депутатов (но не более 5%)

2. Налоги, сборы, отчисления, относимые на себестоимость товаров (работ, услуг)

2.1. Экологический налог

по установленным ставкам по установленным ставкам

2.2. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

по установленным ставкам по установленным ставкам

2.3. Земельный налог

по ставкам в зависимости от качества, местоположения и функционального использования участка (в процентах от кадастровой стоимости или в рублях за гектар) по ставкам в зависимости от качества, местоположения и функционального использования участка (в процентах от кадастровой стоимости или в рублях за гектар)

2.4. Страховые взносы в ФСЗН

от выплат, начисленных в пользу работников по утверждённым ставкам от выплат, начисленных в пользу работников по утверждённым ставкам

2.5. Отчисления в инновационные фонды

не уплачиваются не менее 0,25% от себестоимости товаров (работ, услуг)

2.6.Госпошлина, патентная пошлина, регистрационные и лицензионные сборы, консульский сбор

по установленным ставкам по установленным ставкам

3. Налоги и сборы, уплачиваемые из прибыли (дохода)

3.1. Налог на недвижимость

не уплачивается (кроме случаев, установленных актами законодательства) 1% в год с учётом повышающих (понижающих) коэффициентов, установленных местными Советами депутатов

3.2. Оффшорный сбор

15% 15%

3.3. Гербовый сбор

по установленным ставкам по установленным ставкам

3.5. Налог на прибыль

налог не уплачивается в течение первых 5 лет с даты объявления прибыли, затем применяется ставка налога на прибыль в размере 50% от установленной основной ставки, но не более 12% 24% - основная ставка

3.6. Местный сбор на развитие территорий

сбор не уплачивается в течение первых 5 лет по прибыли, на которую распространяется специальный правовой режим     Не более 3%  

4. Подоходный налог с физических лиц

по утверждённым ставкам по утверждённым ставкам

5. Ввозная таможенная пошлина

не уплачивается при ввозе материалов, оборудования по утверждённым ставкам
       

Налоговые льготы позволяют инвестору – резиденту СЭЗ снизить налоговую нагрузку примерно на 30% (с учётом освобождения от уплаты ввозных таможенных платежей) по сравнению с другими субъектами хозяйствования Республики Беларусь.

Особенности налогообложения резидентов той или иной зоны («Витебск», «Брест», «Минск», «Гомель-Ротон», «Гродноинвест», «Могилёв») определяются положениями о СЭЗ. По деятельности, на которую не распространяется специальный правовой режим, резиденты СЭЗ исчисляют и уплачивают налоги, сборы, пошлины и иные обязательные платежи в бюджет в общем порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Специальный правовой режим не распространяется на:

1)операции с ценными бумагами, торговую и торгово-закупочную деятельность, игорный бизнес, общественное питание, деятельность банков, небанковских кредитно-финансовых и страховых организаций;

2)реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется с использованием основных средств и труда работников резидента СЭЗ вне территории СЭЗ;

3)реализацию на территории Республики Беларусь товаров, произведенных резидентом СЭЗ на территории СЭЗ, не являющихся импортозамещающими (кроме таких товаров, реализованных другим резидентам СЭЗ согласно заключенным договорам (за исключением договоров комиссии).

     Тема 10: Таможенные платежи

    10.1 Классификация таможенных платежей, необходимость и сущность налогового регулирования   внешнеэкономической деятельности

   Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования неразрывно связано с использованием системы налогообложения в интересах своей страны.

       В соответствии с законодательством Республики Беларусь субъекты хозяйствования, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, подлежат обложению таможенными платежами. Взимание таможенных платежей регулируется следующими нормативными правовыми актами РБ: Налоговым кодексом РБ, Таможенным кодексом Республики Беларусь (далее – ТК), законом РБ «О таможенном тарифе», Декретами и Указами Президента РБ, постановлениями Правительства РБ и Государственного таможенного комитета (ГТК) РБ. В соответствии с ТК к таможенным платежам относя тся: ввозные таможенные пошлины; вывозные таможенные пошлины; специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины; НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию; акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию; таможенные сборы.        Налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется путем манипулирования ставками таможенных пошлин, НДС и акцизов, взимаемых по экспортно-импортным операциям, применения тарифных льгот или, напротив, протекционистских (защитных) мер. Необходимость налогового регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования обусловлена следующими факторами. Во-первых, налоговые поступления от внешнеэкономической деятельности являются важным источником доходов государства. Во-вторых, таможенные платежи являются ценообразующим фактором, влияющим на ввоз и вывоз нужных для страны товаров и услуг. Поэтому экспортируемые товары облагаются НДС по нулевой ставке и освобождаются от акцизов, таможенных пошлин (за исключением сырьевых и отдельных видов товаров). Это позволяет снижать цену вывозимых товаров и укрепляет позиции белорусских производителей на мировых рынках. Напротив, импортируемые товары облагаются не только таможенными пошлинами и сборами, но и НДС, и акцизами по максимальной ставке, что позволяет приблизить уровень цен на них к уровню цен на товары собственного производства. В-третьих, таможенные платежи изымают значительную часть доходов участников внешнеэкономической деятельности – импортеров сырья, материалов, технологического оборудования. Поэтому для сохранения их финансовой устойчивости государство применяет дифференциацию ставок ввозных таможенных платежей и предоставляет налоговые льготы. Так, для организаций, ввозящих в РБ технологическое оборудование для перевооружения производства, предусматривается применение нулевой ставки таможенной пошлины и рассрочка уплаты НДС. Не уплачивается также НДС с товаров, помещаемых под режимы транзита, таможенного склада, свободной таможенной зоны. Полное и частичное освобождение от НДС применяется при ввозе отдельных товаров, необходимых для страны (например, предназначенных для реабилитации инвалидов).

     Следует отметить, что налоговое регулирование внешнеторговых операций, осуществляемых с субъектами Российской Федерации (РФ), имеет свои особенности Так, товары, происходящие из РФ и ввозимые с ее территории на таможенную территорию Республики Беларусь, не подлежат обязательному таможенному оформлению и контролю таможенными органами Республики Беларусь (кроме подакцизных товаров, маркируемых акцизными марками), поэтому таможенные платежи не уплачиваются. При этом налоговыми органами Республики Беларусь взимаются акцизы (по подакцизным товарам) и НДС по ввозимым из РФ товарам. Если товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь из РФ, происходят из третьих стран, то они подлежат обязательному таможенному контролю с уплатой установленных таможенных платежей.   

При подаче грузовой таможенной декларации (ГТД) для целей таможенного оформления товаров подлежащие уплате таможенные платежи исчисляются с учетом актов законодательства, ставок таможенных платежей, официального курса белорусского рубля к иностранной валюте, установленного Национальным банком Республики Беларусь, действующих на день принятия ГТД. Исчисление сумм таможенных платежей производится в белорусских рублях. Таможенные платежи уплачиваются наличным или безналичным способом по выбору плательщика в белорусских рублях или иностранной валюте до выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под соответствующий таможенный режим.

          10.2 Таможенные пошлины: сущность, назначение, классификация, виды ставок, критерии дифференциации ставок, порядок расчета пошлин

            Таможенная пошлина – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами страны при ввозе (вывозе) товаров на ее таможенную территорию, являющийся неотъемлемым условием такого ввоза (вывоза). Целями взимания таможенных пошлин являются фискальные (в отношении товаров, не мешающих национальному производству), протекционистские (в отношении товаров, аналогичных производимым в стране) и запретительные цели (в отношении нежелательных для ввоза в страну товаров).

            Таможенные пошлины   в РБ взимаются в соответствии с Таможенным тарифом, который представляет собой свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РБ, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РБ (далее – ТН ВЭД).

       Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством РБ могут устанавливаться сезонные пошлины на срок не более шести месяцев в году (например, на овощную продукцию, аналогичную выращиваемой белорусскими производителями - морковь, картофель и др.). При этом ставки, предусмотренные Таможенным тарифом, не применяются.

       С целью защиты экономических интересов РБ к ввозимым товарам сверх обычных импортных пошлин могут временно применяться особые виды таможенных пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.       

Специальные пошлины  применяются для защиты своего рынка, если товар ввозится в РБ в количестве и на условиях, способных нанести ущерб отечественным производителям.

Антидемпинговые пошлины  устанавливаются на импортные товары, которые продаются по более низким ценам, чем их нормальная стоимость в стране вывоза на момент вывоза, если это влечет неблагоприятные последствия для РБ.

К омпенсационные пошлины  взимаются при ввозе товаров, которые прямо или косвенно субсидируются страной – экспортером, что может нанести материальный ущерб для РБ.

    Объектом обложения таможенными пошлинами признаются товары, ввозимые на таможенную территорию РБ и вывозимые с такой территории. Плательщиками таможенных пошлин являются декларанты, т.е. лица, перемещающие товары, либо другое лицо, определенное ТК Республики Беларусь. Ставки таможенных пошлин, за исключением утвержденных Президентом РБ, устанавливаются (изменяются) Советом Министров РБ. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от физических и юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу РБ, видов сделок и др. факторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом «О Таможенном тарифе» от 03.02.1993г. №2151-ХII. Могут применяться следующие виды ставок таможенных пошлин:

1) адвалорные – ставки, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

2) специфические – ставки, начисляемые в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров;

3) комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

       Налоговая база определяется в зависимости от вида ставок пошлин. По товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки, налоговая база определяется как таможенная стоимость перемещаемых через таможенную границу РБ товаров. Если на облагаемые товары установлена специфическая ставка таможенной пошлины, то налоговой базой является количество (объем, масса) товаров и иные показатели в натуральном выражении.

   В торговых отношениях с разными странами могут применяться тарифные льготы. Под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики в Республике Беларусь льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Республики Беларусь, в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, освобождения от обложения таможенной пошлиной, снижения ставки таможенной пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

       В зависимости от направления внешнеторговых операций таможенные пошлины подразделяются на импортные (ввозные) и экспортные (вывозные) пошлины. Уплаченная ввозная таможенная пошлина включается в стоимость ввезенного товара, а вывозная таможенная пошлина – в состав расходов на реализацию экспортируемых товаров.  

       Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товара (таблица 4).

 

Таблица 4 - Дифференциация ставок ввозных таможенных пошлин 

Статус страны происхождения товара Ставки
1. Страна, торгово-политические отношения с которой предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации Базовая ставка
2. Развивающиеся страны, которым предоставляются тарифные преференции РБ 75% от базовых ставок
3. Страны, с которыми у Беларуси нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый др. государствам Базовые ставки, увеличенные в 2 раза
4. Наименее развитые страны – пользователи тарифных преференций РБ Пошлина не уплачивается

Законодательством Республики Беларусь определён перечень стран, в отношении которых применяется та или иная схема тарифных преференций (развивающихся стран, наименее развитых стран). Ввозные таможенные пошлины не применяются в отношении товаров, происходящих с территорий стран, в торгово-экономических отношениях с которыми Беларусь применяет режим свободной торговли, и ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь с таможенной территории какого-либо из этих государств. Перечень таких стран включает Россию, Азербайджан, Армению, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Молдову, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украину.

Исчисление ввозной таможенной пошлины по товарам, облагаемым по специфической ставке, осуществляется по формуле:

                              Т п.ввоз. = К х Севро. х К евро,

где Т п.ввоз. – ввозная таможенная пошлина;

К    - количество ввозимого товара;

С евро - ставка ввозной таможенной пошлины в евро за единицу товара;

К евро - курс евро, установленный Национальным банком Республики

 Беларусь на дату принятия таможенной декларации.

Пример. Декларируются ввозимые из Польши на таможенную территорию Республики Беларусь шоколадные конфеты, содержащие алкоголь (страна происхождения - Польша);

код товара по ТН ВЭД Республики Беларусь - 1806 90 110 0; количество товара - 20000 кг; ставка ввозной таможенной пошлины - 0,6 евро за 1 кг; официальный курс белорусского рубля к евро, установленный Национальным банком Республики Беларусь на дату принятия таможенной декларации, - 3000 белорусских рублей. Подлежащая уплате сумма таможенной пошлины Т п.ввоз = 20000 x 0,6 x 3000 = 36000000 белорусских рублей.

Расчёт ввозной пошлины по товарам, облагаемым по адвалорной ставке, производится по формуле:

                              Т п.ввоз. = Т ст. х С п(%) / 100,

где Т ст. – таможенная стоимость товара, руб.;

С п(%) - ставка ввозной пошлины, установленная в процентах.

Пример. Ввозятся из Германии канцелярские товары, их таможенная стоимость 1000000 руб., ставка ввозной таможенной пошлины 20%; к указанным товарам применяется базовая ставка таможенной пошлины, поскольку в отношении Германии применяется режим наиболее благоприятствуемой нации. Сумма пошлины составит 200000 руб. (1000000 х 20/100).

Расчёт ввозной пошлины по товарам, облагаемым по комбинированным ставкам «Пошлина в процентах плюс пошлина в евро за количество товара», производится в три этапа. Сначала исчисляется размер пошлины по ставке в процентах к таможенной стоимости, затем исчисляется размер пошлины по специфической ставке в евро. Таможенная пошлина, подлежащая уплате, определяется как общая сумма исчисленных сумм таможенной пошлины.

Пример. Ввозится обувь женская в количестве 100 пар, таможенная стоимость товара составляет 10000000 руб. Страна происхождения товара – Польша. Ставка ввозной таможенной пошлины равна 30% плюс 2 евро за пару. Курс евро, установленный Национальным банком Республики Беларусь на дату принятия таможенной декларации, – 3000 руб. Уплате подлежит пошлина в размере 3600000 руб. (10000000 х 30/100 + 100 пар х 2 х 3000= 3000000 + 600000 = 3600000 руб.)

При применении комбинированной ставки таможенной пошлины «Ставка в процентах, но не менее ставки в евро за единицу измерения товаров» таможенная пошлина равна наибольшей из сумм, исчисленных по адвалорной и специфической ставкам таможенной пошлины.

В целях стабилизации экономической ситуации, повышения доходов республиканского бюджета и регулирования внешнеэкономической деятельности на ряд экспортных товаров (например, лесоматериалы, углеводородное сырье) вводятся вывозные таможенные пошлины. Ставки экспортных таможенных пошлин в зависимости от вида товаров устанавливаются, либо в процентах от таможенной стоимости вывозимого товара, либо в евро за единицу веса или объема товара, либо применяются комбинированные ставки. Таможенная стоимость вывозимого товара определяется на основе цены сделки, т.е. цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт с учетом дополнительно понесенных расходов (комиссионного или брокерского вознаграждения, стоимости контейнера и другой многооборотной тары, лицензионных платежей, налогов, кроме таможенных платежей, и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: