Особенности физического развития и двигательных нарушений

 

 

Т.к. при врожденной или ранней слепоте ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений, у некоторых из них задерживается освоение пространства и предметной деятельности. Их представления и знания о предметах реального мира скудны и схематичны.

Речь часто формируется с задержкой. Вместе с тем, сформировавшаяся речь нередко бывает более богатой по лексике, чем у зрячих. Отмечается склонность этих детей к рассуждениям, но слова часто не выражают конкретного их значения или используются неадекватно. Отвлеченные понятия у слепых детей часто усваиваются легче, чем конкретные. Для них характерен высокий уровень развития вербальной (словесной) памяти. Мышление этих детей вязкое, обстоятельное, они склонны к детализации.

Слепота тормозит двигательную активность ребенка. Малоподвижность, вялость, медлительность и возникающие на этом фоне двигательные стереотипии являются характерными особенностями психомоторики этих детей.

Формирование навыков самообслуживания замедленно, и они часто не полностью сформированы даже к периоду школьного обучения.

Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков и ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей замечается сильное отставание в физическом развитии.

Индивидуальные отклонения обусловлены рядом причин: расстройством функций зрений, ограничением возможностей зрительного подражания, неблагоприятным периодом дошкольного воспитания и снижением иммунитета к инфекционным и простудным заболеваниям.

Известно, что наибольший эффект обучения детей с проблемами в развитии зависит от выбора оптимального возрастного этапа. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для освоения различных видов деятельности, формирования у школьника привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.

У детей с патологией зрения отмечается нарушение координации движений. В возрасте 8-9 лет оно составляет 28%, а к 16 годам достигает 52%.

Наиболее выраженные отклонения у детей с нарушением зрения в старшем школьном возрасте: длина тела у них на 5,5 см ниже чем у нормально видящих сверстников, масса тела ниже на 6-7% и окружность грудной клетки в среднем на 4 см меньше, мышечная сила значительно ослаблена, движения угловаты и не решительны, наблюдается нарушение статического и динамического равновесия.

Педагог должен обладать оптимальным выбором диагностических средств, прогнозировать возможное развитие детской группы и каждого отдельного ребенка, уметь выделять все существенные для педагогического воздействия условия, средства, методы, конкретно определять свои функции, коллектива детей и отдельного ребенка для достижения воспитательно-образовательных задач, устанавливать возможные каналы обратной связи.

 Слепота и слабовидение сужают двигательные возможности детей, создают значительные трудности при организации двигательной деятельности.

 Занятия физической культурой позволяют совершенствовать прыжки, бег, ловкость, прислушиваться и ориентироваться в быстро изменяющейся обстановке, они вырабатывают и прививают ряд навыков, необходимых в трудовой деятельности и повседневной жизни.

Адаптивное физическое воспитание строится с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к регулированию физической нагрузки, физической подготовленности и сенсорных возможностей детей, а также с учетом эмоциональной насыщенности. Эмоциональность занятий зависит от разнообразия упражнений, от общего тона проведения занятий, интонации и команды преподавателя. Меняется тембр звука (громко, тихо, мягко, строго) с учетом психического состояния учащихся, их быстрой утомляемости, специфических особенностей развития и восприятия учебного материала. При обучении незрячих двигательным действиям используются альбомы с рельефным изображением различных поз и движений, наглядные пособия, адаптированный спортивный инвентарь.

 К нетрадиционному спортивному инвентарю относятся: озвученные мячи, мячи с веревочкой, которая крепится к поясу. Ребенок, потерявший мяч, имеет возможность без посторонней помощи его поднять, мяч с запахом ванилина, который используется как обонятельный ориентир; «педальки» для развития равновесия и формирования навыка правильной осанки; конус для развития вестибулярного аппарата и многое другое.

 Процесс адаптивного физического воспитания должен начинаться с ознакомления предметов, наполняющих окружающее пространство, коррекции зрительного восприятия, а также освоения навыков пространственной ориентировки.

 Для стимуляции двигательной активности умышленно создаются ситуации успеха, прямое или косвенное воздействие на коррекцию двигательных нарушений, активизацию работы сохранных анализаторов (зрительного, осязательного, слухового, обонятельного).

 

Характеристика детей с умственной отсталостью


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: