Результаты собственного исследования

Анализ ответов учащихся позволил установить, что воспитанники коррекционных школ в целом удовлетворены своим состоянием здоровья. Обычно плохо себя чувствуют старшеклассники с нарушением слуха и поражением опорно-двигательного аппарата, девочки с нарушением зрения и дети с умственной отсталостью. Жалобы детей преимущественно связаны с состоянием утомления, головной болью, дискомфортными ощущениями в области желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и костно-мышечной системах, простудными явлениями: кашель, насморк. Воспитанников с нарушением зрения беспокоят боли в глазах.

Значительная часть школьников с ограниченными возможностями отмечают положительное влияние физической нагрузки, получаемой на уроках адаптивной физической культуры, на свое самочувствие. В факте общего улучшения состояния здоровья во взаимосвязи с занятиями физическими упражнениями убеждены в большей мере школьники с нарушением зрения и поражением опорно-двигательного аппарата, чем учащиеся с нарушением слуха и с умственной отсталостью.

Отрицают факт положительного влияния физической (двигательной) активности на здоровье человека с ограниченными возможностями часть воспитанников с нарушением зрения (5% девочек-подростков); учащихся с нарушением слуха (12% девушек и 6% юношей); воспитанников с легкой степенью умственной отсталости (по 3% мальчиков-подростков и юношей).

Остальные респонденты испытывали затруднение в определении своей позиции в данном вопросе и выбрали вариант ответа «не знаю». Наибольшее число респондентов, не определившихся с выбором, составили школьники с нарушением слуха (57% девочек и 61% мальчиков среднего школьного) и умственной отсталостью (70% девочек и 40% мальчиков среднего школьного возраста).

Активно проводить свое свободное время предпочитают школьники с умственной отсталостью и учащиеся с нарушением зрения (около 30%). Среди детей с нарушением слуха число респондентов, выбирающих активные формы досуга, составило около 10% девочек среднего возраста и 27% мальчиков и юношей. Эти школьники занимаются спортом самостоятельно и в спортивных секциях, много времени проводят на свежем воздухе, играя с друзьями; активно помогают по дому и т. п. Остальные респонденты в свое свободное от учебных занятий время играют в игрушки, на компьютере, музыкальных инструментах, смотрят телевизор, слушают музыку, читают, рисуют, любят просто полежать.

Дети с нарушенным развитием достаточно критично относятся к своим недостаткам. Значительная часть школьников понимает, что курение, употребление наркотиков, алкогольных напитков и т. п. наносит вред здоровью человека. Некоторые из них к вредным привычкам относят несдержанность в общении с окружающими людьми, употребление нецензурной лексики. Факт употребления наркотических веществ отрицали все опрошенные школьники. Определенная часть учащихся считает для себя абсолютно недопустимым нарушать принципы здорового образа жизни. Остальные курят и употребляют алкогольные напитки изредка. Многие это делают в компании сверстников, а также вместе с родителями по праздникам. Остается открытым вопрос: «Насколько искренними были дети в своих ответах?». При заполнении анкеты часть школьников выразила беспокойство по поводу сохранения конфиденциальности результатов анкетирования. Анкетирование показало, что уровень просвещенности учащихся с ограниченными возможностями в области теории адаптивной физической культуры и адаптивного спорта недостаточен. Только малая часть респондентов считает себя достаточно компетентными в вопросах физической культуры и спорта. Исходя из полученных результатов, следует предположить, что содержание теоретического раздела предмета адаптивная физическая культура должно соответствовать познавательным потребностям школьников, детальное изучение которых необходимо сделать предметом дополнительного исследования.

Рейтинг упражнений, составляющих первую тройку самых популярных упражнений среди детей с различными нарушениями в состоянии здоровья, выглядит следующим образом.

Девочки с нарушением зрения в младшем школьном возрасте готовы играть в подвижные игры (в 92% случаев), бегать (88%), кататься на велосипеде (81%); девочки-подростки - заниматься гимнастикой (в 70% случаев), кататься на велосипеде (60%). Мальчики с нарушением зрения на уроке физкультуры любят заниматься бегом (в 93% случаев), играть (90%) и лазать (87%).

Девочки с нарушением слуха выбирают игры и лазание. Мальчики младших классов хотят выполнять прыжковые упражнения (100%), играть.

Девочки с умственной отсталостью предпочитают игры (100%), бег и прыжки (по 50%), лазание и велосипед (по 50%). Мальчикам нравится заниматься играми (100%), бегом и прыжками (70%).

 

Психомоторное развитие детей с ограниченными возможностями

 

 

Батарея тестов

Категория детей

дети с нарушением слуха дети с ослабленным зрением дети с умственной отсталостью
Время реакции (см), 19,8 21,6 15,3
Теппинг-тест (кол-во раз/10 сек).   51 57 53
Кистевая динамометрия (кг) 22,4 23,7 26,2
Челночный бег 3x10м (сек) 9,2 10,3 9,5

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: