Основные виды политической преступности

Прежде чем приступить к непосредственному рассмотрению видовой стороны политической преступности нужно отметить, что как некоторые авторы считают, политическую преступность сегодня следует рассматривать с трёх позиций: уголовно-правовой, мотивационной и оценочной.[16]

С уголовно-правовой точки зрения к политическим преступлениям по УК РФ можно отнести, прежде всего, некоторые насильственные пре­ступления против основ конституционного строя:

— посягательство на жизнь государственного или общественного де­ятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности (ст. 277);

— насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно направленное на насиль­ственное изменение конституционного строя РФ (ст. 278);

— вооруженный мятеж в целях свержения или насильственного из­менения конституционного строя РФ (ст. 278);

— публичные призывы к насильственному захвату власти, насиль­ственному удержанию власти или насильственному изменению кон­ституционного строя РФ (ст. 280).

Мотивационный подход предполагает политическую мотивацию со­вершенных деяний. Он намного шире уголовно-правового, ибо по по­литическим мотивам могут быть совершены самые разные преступле­ния: против жизни и здоровья (убийства, причинение вреда здоровью п др.); против свободы, чести и достоинства (похищение человека, не­законное лишение свободы и др.); против конституционных прав и сво­бод человека и гражданина (нарушение равноправия граждан, наруше­ние неприкосновенности частной жизни и др.); против общественной безопасности (терроризм, массовые беспорядки и др.); против основ конституционного строя и безопасности государства (государственная измена, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля и др.); против мира и безопасности человечества (публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, наемничество и др.). Од­нако для юридической квалификации перечисленных и иных деяний, которые могут быть совершены по политическим мотивам, содержание мотивации не имеет значения. Политическими же мотивами следует считать такие, которые связаны а) с борьбой за государственную (политическую) власть или б) с борьбой против существующей власти. В советское время к этому добавлялись еще две группы деяний и лиц: в) несогласие с мероприя­тиями властей, хотя бы и без какого-либо им противодействия и г) на­личие потенциальных противников власти (действительных или вы­мышленных): лиц и групп, которые не выражали даже своего недоволь­ства режимом, но могли бы, как считалось, стать опасными для него, на­пример, в силу своего социального происхождения. В современных условиях двух последних групп нет, они полностью декриминализированы. Первые же две могут иметь место, хотя направленность их актив­ности, разумеется, в корне была бы противоположна тому, что происхо­дило при советской власти.

Оценочный подход предполагает придание политического значения совершенному преступному деянию не только самим преступником (что охватывается мотивационным подходом), но и жертвой, общест­вом и государством. Это наиболее широкий и наименее определенный критерий. Он позволяет расценивать в силу соответствующих интере­сов властей любое деяние в виде политического акта, что наиболее рас­пространено в тоталитарных государствах, но от этого не застрахованы и демократические страны. В подобных случаях либо сам режим в силу своих интересов расценивает то или иное деяние как политическое (хотя оно объективно может таковым не являться), либо лицо, пресле­дуемое режимом за совершение какого-либо правонарушения, осознает это как политическую расправу над ним. Оценочный подход широко ис­пользуется и в качестве политических спекуляций, когда лицо, привле­каемое к уголовной ответственности за реально совершенное преступ­ление, утверждает, что над ним производится политическая расправа.

Итак, все разновидности политической преступности условно можно свести к трем видам:

1) преступления, совершаемые по политическим мотивам отдельны­ми лицами или группировками против легального конституционного строя (государства) или его законных руководителей. Это, прежде всего терроризм. Ответственность за терроризм впервые была введена Федеральным законом от 1 июля 1994 г. (ст. 2133 УК РСФСР), сегодня составы предусматривающие ответственность за терроризм закреплены в главе 24 УК РФ. Терроризм, как в нашей стране, так и в мире в целом, представляет значительную угрозу. Считается, что во всех странах в со­вокупности совершается за год от 800 до 1000 актов терроризма. Эти акты трудно отграничить как от целенаправленных политических убийств, так и от заказных убийств бытового характера, не имеющих по­литической подоплеки. Поэтому количество реальных террористичес­ких актов или убийств по политическим мотивам неизвестно; можно думать, что некоторые из них остаются латентными. К последним пред­положительно можно отнести, например, случаи убийства известных лиц, не обладающих властью, но способных влиять на общественное сознание.

Также к таким видам преступлений кроме терроризма можно отнести посяга­тельство на жизнь государственного или общественного деятеля в целях прекращения его политической деятельности, диверсия, воору­женный мятеж, захват заложников, массовые беспорядки и некоторые другие преступления;

2) преступления, совершаемые по политическим мотивам отдельны­ми лицами и группами лиц против своих политических конкурентов. Борьба за власть выражается в попытках ее насильственного захвата или удержания, насильственного изменения конституционного строя, в публичных призывах к этим преступлениям, в государственной изме­не и других деяниях, предусмотренных статьями главы 29 УК РФ.

3) преступления, совершаемые правящей группировкой тоталитар­ных режимов в собственных политических целях, против народа, от­дельных партий, групп и конкретных лиц. В данном случае речь идет о таком разновидности политического режима как тоталитарный режим.

Если рассматривать политическую преступность как одной из форм злоупотребления властью лицами, обладающими ею, то, как считают некоторые ученные, можно заметить и другие виды политической преступности как формы злоупотребления властью для достижения политических целей. К числу таких злоупотреблений следует относить различные виды правонарушений при финансировании или материальном обеспечении политической деятельности отдельных субъектов политики, в первую очередь их избирательных компаний. Здесь возможны злоупотребления властью в форме хищения чужого имущества путем злоупотребления служебным положением для нужд своей предвыборной компании или финансирования избирательной ком­пании соратников по партии, движению, блоку. К этому же виду зло­употребления властью также должно относиться финансирование иных мероприятий субъектов политики. Далее перечислены основные формы злоупотребления властью, указанные в трудах Кабанова П.А.:[17]

Это принятие должностными лицами органов государ­ственной власти денежных средств от иностранных государств, их орга­нов, иностранных юридических и физических лиц, международных орга­низаций для осуществления этой деятельности.

Это осу­ществлению избирательных прав граждан либо работе избирательных комиссий должностных лиц органов государственной власти и управле­ния с использованием своего служебного положения. Например, в форме запрета участия в избирательной компании для военнослужащих и со­трудников иных силовых структур и правоохранительных органов либо путем прямого принуждения их к участию в голосовании со стороны не­посредственных начальников.

Это фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов членами избирательных комиссий. Об этом свидетельствуют проводимые в современной России криминологические исследования данного социально-политического яв­ления[18] и публикации отечественных средств массовой информации.[19]

Также это неправомерные отказы в регистрации канди­датов в депутаты различного уровня или кандидатов в главы местных органов исполнительной власти. Как показывают политологические и правовые исследования, эти злоупотребления властью наиболее харак­терны для избрания глав исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.[20]

Формой злоупотребления властью в демократическом государстве также может выступать деятельность должностных лиц органов государствен­ной власти и управления, направленная на запрещение легальных форм политического протеста (пикетов, голодовок, забастовок и т.п.), как пра­вило, объявляемых преступными, неправомерными, подрывающими ус­тои государства. Как показывает российская действительность, в боль­шинстве случаев они являются следствием экономического неблагополу­чия в обществе или отдельном регионе, либо следствием ненадлежащего исполнения своих обязательств со стороны государства или его органов, либо местных органов власти или их должностных лиц. Подобные зло­употребления властью приводят к ответной реакции протестующих - перекрытию транспортных магистралей и другим противоправным фор­мам протеста, в результате чего причиняется значительный материаль­ный вред не только экономике государства или региона, но и политиче­ской сфере - утрачивается доверие населения к органам власти.

Следующей формой злоупотребления властью для достижения поли­тических целей, совершаемой в условиях избирательной компании явля­ется распространение должностными лицами органов государственной власти и управления заведомо ложных сведений или материалов о канди­датах на государственную выборную должность, в целях сохранения за­нимаемой должности за собой либо своим единомышленником или груп­пой единомышленников. Такие злоупотребления властью могут быть сопряжены с использованием средств массовой коммуникации.

По мнению некоторых авторов, второй формой проявления политической преступности в демократи­ческих государствах, менее распространенной, чем злоупотребление вла­стью, является политическая коррупция. На наш взгляд, под политиче­ской коррупцией следует понимать совокупность совершенных преступ­лений должностными лицами органов государственной власти или пре­тендентами на эти должности, либо по их поручению другими лицами, с использованием своего служебного, имущественного или иного положе­ния вопреки интересам других лиц и общества в целях занятия, сохране­ния, распределения или утраты соответствующей государственной долж­ности, в определенном государстве (или регионе) за определенный пери­од времени.[21]

Формы проявления политической коррупция в демократическом го­сударстве разнообразны. Из всей совокупности выделяемых форм прояв­ления политической коррупции бесспорно основной, или наиболее часто регистрируемой ее формой, являются дача взятки и ее получение в целях занятия какой-либо государственной должности. На наш взгляд, при со­вершении акта политической коррупции дача взятки не менее опасна, чем ее получение, ибо она выступает уголовно-наказуемым способом приобретения, сохранения, укрепления или утраты власти, а получение взятки - незаконным способом ее распределения.

Второй по значимости формой проявления коррупции в современных демократических государствах, преследующей в первую очередь полити­ческие цели, является подкуп субъектов политики при осуществлении ими избирательных прав. Формы проявления этого вида политической коррупции также разнообразны. Здесь наиболее часто встречающимся и наименее латентным видом политической коррупции является «покупка» голосов избирателей (или инициативный подкуп избирателей) со сторо­ны кандидатов на избираемые должности или членами групп в их под­держку, о чем свидетельствуют многочисленные публикации российских и зарубежных ученых и журналистов.[22]

В основном политическая коррупция в демократическом государстве проявляется в деяниях субъектов политики, направленных на подкуп участ­ников процесса выборов для того, чтобы они отказались от участия в вы­борах в качестве избирателей или доверенных лиц претендентов (канди­датов) на выборные государственные должности.

Анализ указанных выше форм проявления коррупции в демократиче­ских государствах при осуществлении субъектами политики избиратель­ного права позволяет нам сделать вывод о том, что суть этого явления заключается в подкупе субъектов политики в целях приобретения, сохра­нения или распределения отдельными физическими лицами государст­венной власти вопреки интересам общества.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: