Прежде чем приступить к непосредственному рассмотрению видовой стороны политической преступности нужно отметить, что как некоторые авторы считают, политическую преступность сегодня следует рассматривать с трёх позиций: уголовно-правовой, мотивационной и оценочной.[16]
С уголовно-правовой точки зрения к политическим преступлениям по УК РФ можно отнести, прежде всего, некоторые насильственные преступления против основ конституционного строя:
— посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности (ст. 277);
— насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно направленное на насильственное изменение конституционного строя РФ (ст. 278);
— вооруженный мятеж в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя РФ (ст. 278);
— публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя РФ (ст. 280).
|
|
Мотивационный подход предполагает политическую мотивацию совершенных деяний. Он намного шире уголовно-правового, ибо по политическим мотивам могут быть совершены самые разные преступления: против жизни и здоровья (убийства, причинение вреда здоровью п др.); против свободы, чести и достоинства (похищение человека, незаконное лишение свободы и др.); против конституционных прав и свобод человека и гражданина (нарушение равноправия граждан, нарушение неприкосновенности частной жизни и др.); против общественной безопасности (терроризм, массовые беспорядки и др.); против основ конституционного строя и безопасности государства (государственная измена, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля и др.); против мира и безопасности человечества (публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, наемничество и др.). Однако для юридической квалификации перечисленных и иных деяний, которые могут быть совершены по политическим мотивам, содержание мотивации не имеет значения. Политическими же мотивами следует считать такие, которые связаны а) с борьбой за государственную (политическую) власть или б) с борьбой против существующей власти. В советское время к этому добавлялись еще две группы деяний и лиц: в) несогласие с мероприятиями властей, хотя бы и без какого-либо им противодействия и г) наличие потенциальных противников власти (действительных или вымышленных): лиц и групп, которые не выражали даже своего недовольства режимом, но могли бы, как считалось, стать опасными для него, например, в силу своего социального происхождения. В современных условиях двух последних групп нет, они полностью декриминализированы. Первые же две могут иметь место, хотя направленность их активности, разумеется, в корне была бы противоположна тому, что происходило при советской власти.
|
|
Оценочный подход предполагает придание политического значения совершенному преступному деянию не только самим преступником (что охватывается мотивационным подходом), но и жертвой, обществом и государством. Это наиболее широкий и наименее определенный критерий. Он позволяет расценивать в силу соответствующих интересов властей любое деяние в виде политического акта, что наиболее распространено в тоталитарных государствах, но от этого не застрахованы и демократические страны. В подобных случаях либо сам режим в силу своих интересов расценивает то или иное деяние как политическое (хотя оно объективно может таковым не являться), либо лицо, преследуемое режимом за совершение какого-либо правонарушения, осознает это как политическую расправу над ним. Оценочный подход широко используется и в качестве политических спекуляций, когда лицо, привлекаемое к уголовной ответственности за реально совершенное преступление, утверждает, что над ним производится политическая расправа.
Итак, все разновидности политической преступности условно можно свести к трем видам:
1) преступления, совершаемые по политическим мотивам отдельными лицами или группировками против легального конституционного строя (государства) или его законных руководителей. Это, прежде всего терроризм. Ответственность за терроризм впервые была введена Федеральным законом от 1 июля 1994 г. (ст. 2133 УК РСФСР), сегодня составы предусматривающие ответственность за терроризм закреплены в главе 24 УК РФ. Терроризм, как в нашей стране, так и в мире в целом, представляет значительную угрозу. Считается, что во всех странах в совокупности совершается за год от 800 до 1000 актов терроризма. Эти акты трудно отграничить как от целенаправленных политических убийств, так и от заказных убийств бытового характера, не имеющих политической подоплеки. Поэтому количество реальных террористических актов или убийств по политическим мотивам неизвестно; можно думать, что некоторые из них остаются латентными. К последним предположительно можно отнести, например, случаи убийства известных лиц, не обладающих властью, но способных влиять на общественное сознание.
Также к таким видам преступлений кроме терроризма можно отнести посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля в целях прекращения его политической деятельности, диверсия, вооруженный мятеж, захват заложников, массовые беспорядки и некоторые другие преступления;
2) преступления, совершаемые по политическим мотивам отдельными лицами и группами лиц против своих политических конкурентов. Борьба за власть выражается в попытках ее насильственного захвата или удержания, насильственного изменения конституционного строя, в публичных призывах к этим преступлениям, в государственной измене и других деяниях, предусмотренных статьями главы 29 УК РФ.
3) преступления, совершаемые правящей группировкой тоталитарных режимов в собственных политических целях, против народа, отдельных партий, групп и конкретных лиц. В данном случае речь идет о таком разновидности политического режима как тоталитарный режим.
Если рассматривать политическую преступность как одной из форм злоупотребления властью лицами, обладающими ею, то, как считают некоторые ученные, можно заметить и другие виды политической преступности как формы злоупотребления властью для достижения политических целей. К числу таких злоупотреблений следует относить различные виды правонарушений при финансировании или материальном обеспечении политической деятельности отдельных субъектов политики, в первую очередь их избирательных компаний. Здесь возможны злоупотребления властью в форме хищения чужого имущества путем злоупотребления служебным положением для нужд своей предвыборной компании или финансирования избирательной компании соратников по партии, движению, блоку. К этому же виду злоупотребления властью также должно относиться финансирование иных мероприятий субъектов политики. Далее перечислены основные формы злоупотребления властью, указанные в трудах Кабанова П.А.:[17]
|
|
Это принятие должностными лицами органов государственной власти денежных средств от иностранных государств, их органов, иностранных юридических и физических лиц, международных организаций для осуществления этой деятельности.
Это осуществлению избирательных прав граждан либо работе избирательных комиссий должностных лиц органов государственной власти и управления с использованием своего служебного положения. Например, в форме запрета участия в избирательной компании для военнослужащих и сотрудников иных силовых структур и правоохранительных органов либо путем прямого принуждения их к участию в голосовании со стороны непосредственных начальников.
Это фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов членами избирательных комиссий. Об этом свидетельствуют проводимые в современной России криминологические исследования данного социально-политического явления[18] и публикации отечественных средств массовой информации.[19]
Также это неправомерные отказы в регистрации кандидатов в депутаты различного уровня или кандидатов в главы местных органов исполнительной власти. Как показывают политологические и правовые исследования, эти злоупотребления властью наиболее характерны для избрания глав исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.[20]
|
|
Формой злоупотребления властью в демократическом государстве также может выступать деятельность должностных лиц органов государственной власти и управления, направленная на запрещение легальных форм политического протеста (пикетов, голодовок, забастовок и т.п.), как правило, объявляемых преступными, неправомерными, подрывающими устои государства. Как показывает российская действительность, в большинстве случаев они являются следствием экономического неблагополучия в обществе или отдельном регионе, либо следствием ненадлежащего исполнения своих обязательств со стороны государства или его органов, либо местных органов власти или их должностных лиц. Подобные злоупотребления властью приводят к ответной реакции протестующих - перекрытию транспортных магистралей и другим противоправным формам протеста, в результате чего причиняется значительный материальный вред не только экономике государства или региона, но и политической сфере - утрачивается доверие населения к органам власти.
Следующей формой злоупотребления властью для достижения политических целей, совершаемой в условиях избирательной компании является распространение должностными лицами органов государственной власти и управления заведомо ложных сведений или материалов о кандидатах на государственную выборную должность, в целях сохранения занимаемой должности за собой либо своим единомышленником или группой единомышленников. Такие злоупотребления властью могут быть сопряжены с использованием средств массовой коммуникации.
По мнению некоторых авторов, второй формой проявления политической преступности в демократических государствах, менее распространенной, чем злоупотребление властью, является политическая коррупция. На наш взгляд, под политической коррупцией следует понимать совокупность совершенных преступлений должностными лицами органов государственной власти или претендентами на эти должности, либо по их поручению другими лицами, с использованием своего служебного, имущественного или иного положения вопреки интересам других лиц и общества в целях занятия, сохранения, распределения или утраты соответствующей государственной должности, в определенном государстве (или регионе) за определенный период времени.[21]
Формы проявления политической коррупция в демократическом государстве разнообразны. Из всей совокупности выделяемых форм проявления политической коррупции бесспорно основной, или наиболее часто регистрируемой ее формой, являются дача взятки и ее получение в целях занятия какой-либо государственной должности. На наш взгляд, при совершении акта политической коррупции дача взятки не менее опасна, чем ее получение, ибо она выступает уголовно-наказуемым способом приобретения, сохранения, укрепления или утраты власти, а получение взятки - незаконным способом ее распределения.
Второй по значимости формой проявления коррупции в современных демократических государствах, преследующей в первую очередь политические цели, является подкуп субъектов политики при осуществлении ими избирательных прав. Формы проявления этого вида политической коррупции также разнообразны. Здесь наиболее часто встречающимся и наименее латентным видом политической коррупции является «покупка» голосов избирателей (или инициативный подкуп избирателей) со стороны кандидатов на избираемые должности или членами групп в их поддержку, о чем свидетельствуют многочисленные публикации российских и зарубежных ученых и журналистов.[22]
В основном политическая коррупция в демократическом государстве проявляется в деяниях субъектов политики, направленных на подкуп участников процесса выборов для того, чтобы они отказались от участия в выборах в качестве избирателей или доверенных лиц претендентов (кандидатов) на выборные государственные должности.
Анализ указанных выше форм проявления коррупции в демократических государствах при осуществлении субъектами политики избирательного права позволяет нам сделать вывод о том, что суть этого явления заключается в подкупе субъектов политики в целях приобретения, сохранения или распределения отдельными физическими лицами государственной власти вопреки интересам общества.