В рамках совместных семинаров, проведенных Министерством образования и науки Российской Федерации и Советом Европы, достаточно содержательным стал семинар «Подготовка учителей и развитие системы повышения квалификации в области преподавания истории в средней школе» (Екатеринбург, 1-3 апреля 1998 года). На нем был дан анализ состояния и форм организации, подготовки и повышения квалификации учителей истории, обсуждались образовательные потребности педагогов, перспективные модели переподготовки преподавателей.
Выступавшие отмечали, что работа учителей-историков, в условиях реформирования системы образования, достаточно сложна и разнообразна. Возникли новые направления исторических исследований, более четким стало понимание места истории как науки в системе знаний об обществе. В связи с этим преподавателям необходимо ориентироваться в многообразии научных подходов, знать основные достижения научных исторических школ и направления развития европейской исторической мысли.
|
|
На семинаре «Подготовка, издание и использование новых учебников, учебных пособий и иных средств обучения в преподавании истории в общеобразовательных учреждениях» (Архангельск, 28 июня – 1 июля 1998 года) была выявлена глубокая взаимосвязь между изменением целей преподавания истории, учебниками и новыми требованиями к профессионализму, личной культуре учителя. Участники отмечали, что появление новых учебников, расширение круга источников, информационных средств преподавания истории привело к изменению форм и технологий преподавания.
Для формирования современной аудио-технической базы обучения при институтах повышения квалификации создаются новые мультимедийные лаборатории, оснащенные интерактивными средствами обучения и современным высокоскоростным Интернетом. Их использование предъявляет новые требования к педагогам. В этом контексте значительно меняется направленность работы преподавателей истории: поиск информации в Интернете, использование техники обработки иллюстративного материала, подготовка электронного конспекта уроков.
На семинарах учителям истории были продемонстрированы принципиально новые возможности использования мультимедийной техники и направления дальнейшего развития мультимедийных технологий в учебном процессе.
Важным событием, по мнению выступавших специалистов, стало появление нового поколения программ повышения квалификации учителей истории. В школьной практике появились программы по таким направлениям, как «Использование компьютерных технологий в обучении истории», «Проектная деятельность учителя истории», «Развитие критического мышления», «Технологии работы с текстами и источниками».
|
|
При этом учителя все чаще сами участвуют в разработке учебных планов, программ. Отличительной особенностью этих программ явился их практикоориентированный характер, позволивший выйти на реализацию компетентностного подхода в преподавании истории. Они стали источниками внедрения новых методологических подходов, принципов организации повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования в целом.
Следует отметить, что программы повышения квалификации, предложенные учителям истории, были востребованы преподавателями литературы, географии, естествознания и других учебных дисциплин, в силу того, что в них заложены надпредметный и общеметодологические подходы. Они ориентированы на новое содержание, развивающее различные компетенции, необходимые современному человеку.
Учителя истории и методисты обратили внимание на опережающий характер, который сегодня приобретает система повышения квалификации. Это подготовка преподавателей по тем предметным отраслям, которые вводились в базисный учебный план (экономика, право, социология, политология).
Значимым элементом повышения мастерства учителей истории является методическая служба. О необходимости эффективной подготовки преподавателей, обучающих учителей, не раз отмечалось в материалах Совета Европы[4]. Региональные учреждения, отвечающие за переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров, зачастую не имеют возможности оказать во всей полноте необходимую поддержку учителю-профессионалу. Оптимальный путь, по мнению выступавших, – создание единой федеральной методической службы, подготовка для этого квалифицированных кадров.
Современной школе, как никогда, необходим учитель-методист, способный:
· анализировать ситуацию в преподавании общественных дисциплин;
· предлагать наиболее оптимальные пути преодоления трудностей для учителей данного предметного цикла;
· информировать их в области теории и методики преподавания истории, организовывать обмен опытом в разных формах;
· консультировать в выборе проблем самообразования учителей данной образовательной области;
· оказывать теоретическую и практическую поддержку молодым педагогам.
По мнению участников семинаров, следует создать современные программы переподготовки методистов, пересмотреть шкалу оплаты труда с учетом их подготовленности и профессионального роста. Важно разработать систему критериев оценивания профессионализма методистов в разных областях гуманитарных знаний, их общекультурного уровня. Необходимость качественной подготовки методиста по истории и обществознанию особенно значима, поскольку эти предметы выполняют воспитательную функцию.
Для учителя истории сегодняшнего дня ситуацию в системе школьного исторического образования можно расценивать как экзамен на профессионализм. По мнению участников семинаров, работу учителя истории и методиста осложняет постоянное наращивание объемов информации, содержание которой не структурируется, а методический аппарат порой не отвечает современным требованиям.
Так, некоторые учебники, заявленные как «учебники нового поколения», слабо реализуют задачи развивающего обучения. Работа с пособиями развивающего типа потребовала от преподавателя более качественного уровня компетентности, творческого подхода. Однако, неподготовленность, загруженность и длинный ряд других причин, не позволяют сегодня учителю истории достаточно успешно конструировать свою деятельность в этом направлении.
|
|
Один из наиболее значимых семинаров, посвященных проблемам переподготовки учителей истории, прошел в Улан-Удэ (19-23 октября 2003 года). На нем обсуждались ключевые проблемы базовой подготовки учителей истории в Российской Федерации, оценивались различные модели подготовки преподавателей в странах Европы и Азии.
По мнению участников семинара, учитель истории в новой образовательной ситуации нуждается в таких формах подготовки и переподготовки, которые были бы ориентированы на развитие информационной культуры, на овладение учителем новыми формами работы с учебником, помогали бы ему преодолеть сложившиеся стереотипы. Значительной части преподавателей сложно отказаться от устоявшихся стереотипов мышления, сформировавшихся в условиях унифицированного образования, авторитарного преподавания и монополии государственно-партийной идеологии. Процесс разрушения стереотипов остается сложным и ответственным в сфере подготовки учителей истории.
На семинарах много внимания уделялось подготовке молодых учителей истории. К сожалению, методическая неподготовленность молодых специалистов серьезно осложняет их работу в современной школе. Порой ни будущие учителя, ни их преподаватели вообще не знакомы с действующими вариативными учебниками истории и связанными с ними проблемами[5].
По мнению выступавших на семинарах специалистов, в структуре методической работы с молодежью важное место следует отвести наставничеству, практикумам, мастер-классам, «школам молодого педагога». Роль координаторов в этом деле по праву принадлежит методистам, методическим кабинетам (центрам) при активном участии администрации школ.
Обучение начинающего педагога должно быть таковым, чтобы он мог успешно готовить молодое поколение к жизни в демократическом обществе. Для этого важно создать соответствующие материально-бытовые условия для молодых людей, которые в настоящее время практически отсутствуют. Отсюда нежелание некоторых студентов-историков педагогических вузов идти на практическую работу в школу.