Структура менеджмента

Менеджмент это разносторонняя наука, которая изучает управление предприятием во всех его сферах деятельности. Однако в связи с тем, что современное развитие производства достигло таких масштабов, которое вызвало образование очень больших предприятий, имеющих очень сложное производство. В дополнение, таких предприятий существует великое множество, отличающихся по типу и виду выпускаемых товаров, оказываемых услуг и применяемых технологий, поэтому и область знаний менеджмента начала подразделяться на отдельные науки, которые специализируются в той или иной сфере менеджмента или отличаются по типу производства. Таким образом, в менеджменте в настоящее время можно выделить следующие отдельные науки, у которых область знаний иногда перекрывается или рассматривается с позиций различных подходов. Попытаемся классифицировать их по следующим признакам:

— по выполняемым функциям и сфере деятельности:

Стратегический менеджмент — разрабатывает стратегию развития предприятия в будущем, обеспечивает успех в конкурентной борьбе и выживаемость предприятия в далекой перспективе;

Функциональный менеджмент — связан с управлением отдельными подсистемами предприятия (производством, персоналом, финансами, сбытом, поставками, нововведениями, информацией). Поскольку эти подсистемы потребляют потоки разных ресурсов (материалы, труд, информацию, деньги) то их движение должно быть согласовано для эффективной работы предприятия;

Операционный менеджмент — включает управление непосредственно производственным процессом, соблюдение графика и объема выпуска продукции, обеспечение требуемого качества продукции;

Кадровый менеджмент (управление персоналом) — это управление кадровыми службами на предприятии для обеспечения его непрерывного производства необходимым количеством и составом персонала;

Ассесмент [англ. assessement оценка] — это управление процессом подбора и оценки управленческого персонала, т.е. процессом определения деловых, профессиональных и личностных качеств кандидатов на вакантную должность.

Управление производительностью и качеством — набор приемов, методов и способов управления производственными процессами, которые, в конечном счете, влияют на производительность труда и качество продукции;

Контролинг — это управление процессом контроля за отклонениями от намеченных планов;

Конфликтология — это управление взаимоотношениями и поведением людей в конфликтных ситуациях;

Рохрематика — (от греч. rhoe — поток + chrema — ресурсы) это наука об управлении материальным потоком в процессе закупки–перемещения–обработки–хранения–распределения–реализации;

Маркетинг — это совокупность принципов, методов и средств управления предприятием по разработке новой продукции, сбыту товара, предоставлению услуг, рекламе и ценообразованию на основе комплексного учета процессов, происходящих на рынке. Он включает анализ окружающей среды и рынка, характеристик потребителей, планирование товара и его продвижения на рынок, планирование цены и управление всем процессом взаимодействия предприятия и рынка;

Логистика — совокупность правил и методов управления материальными и информационными потоками на предприятии, а также в процессе доставки сырья от поставщиков и продукции к потребителям;

Финансовый менеджмент — это система управления финансовыми ресурсами предприятия, включающая: 1) определение финансовой структуры предприятия и его потребностей в финансовых средствах; 2) выявление альтернативных источников средств и их оценку; 3) практическое получение финансовых средств из этих источников; 4) эффективное использование полученных финансовых средств;

Эккаунтинг [англ. account счет] — сфера бизнеса, которая связана со сбором, обработкой, анализом финансовой информации;

Бенчмаркинг [англ. Benchmarking процесс «начала отсчета», «зарубки»] — это подход к управлению деятельностью предприятия, который предусматривает непрерывный процесс оценки уровня качества своей продукции, услуг и методов работы. Это позволяет свой уровень систематически сравнить с уровнем других предприятий. Такой подход позволяет открыть, изучить и оценить лучшие примеры методов ведения бизнеса другими предприятиями с целью использования полученных знаний для оперативного повышения эффективности работы своего предприятия.

Инновационный менеджмент — это управление в сфере разработки и практического освоения технических, технологических и организационно-экономических нововведений, которая включает не только инновационные процессы, но маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительных свойств, а также новый подход к организации информационных, консалтинговых, социальных и других видов услуг;

Инвестиционный менеджмент — это управление долгосроч­ными вложениями средств (инвестициями) в конкретное дело, предприятие либо отрасль;

Паблик рилейшнз (PR) [англ. Public relations ] переводятся как публичные отношения или связи с общественностью. Их сферой деятельности являются построение и ведение коммуникаций предприятия с общественностью с таким расчетом, чтобы сформировать образ предприятия, создать позитивную известность предприятию и его руководству, придать акциям предприятия общественно значимый смысл.

Управление программами и проектами — это управление на предприятии отдельными процессами, которые выполняются, как правило, временно для реализации какой-то программы или проекта.

по типу производства:

– производственный:

- энергетический менеджмент;

- горный менеджмент;

- металлургический менеджмент;

- машиностроительный менеджмент;

- сельскохозяйственный менеджмент и др.

– непроизводственный:

- педагогический менеджмент;

- торговый менеджмент;

- менеджмент научный учреждений;

- спортивный менеджмент;

- административный менеджмент и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: