Содержание учебника можно условно представить в двух компонентах: текстовом и внетекстовом. Весь текст учебника по своему объему и назначению делят на основной, дополнительный и пояснительный текст. Основной текст можно охарактеризовать как вводный, информационный и заключительный. Информационный текст, составляющий большую часть основного, по приемам изложения делится на описательный, повествовательный, объяснительный и проблемный. Дополнительный текст представлен в учебниках документами и отрывками из научно-популярной и художественной литературы. Пояснительный текст необходим для объяснения непонятных школьникам слов, употребляемых в основном тексте, для комментариев к иллюстрациям. Наиболее эффективно потенциал пояснительного текста используется тогда, когда он состоит из сведений о названии и авторе изображения, месте его создания или находки, характере, сюжете, идее изображения. Важной для изучения истории является информация о представленных в учебнике документах и их авторах.
|
|
Среди внетекстовых компонентов первыми притягивают внимание иллюстративные материалы. Страницы по истории оживают в рисунках современных авторов, созданных на сюжеты параграфов, в репродукциях художественных произведений на исторические темы, в документальных изображениях. Условно-графическая наглядность в виде карт, схем, планов, чертежей, таблиц и т.д. помогает школьникам проникнуть в суть изучаемых фактов, осознать теоретические выводы.
Школьные учебники истории невозможно представить без методического аппарата. Основную его часть составляют вопросы и задания. Они по характеру предполагаемой деятельности делятся на воспроизводящие, преобразующие, творческие образные и проблемные. Помимо вопросов и заданий в методический аппарат учебника входят текстовые таблицы, опорные схемы, плана-схемы, памятки-алгоритмы, тесты самоконтроля и т.п.
Аппарат ориентировки обеспечивает четкую и слаженную работу всех элементов учебника. Оглавление учебника знакомит с содержанием курса, помогает быстро найти нужные параграфы и материалы. Ускоряют ориентировку рубрикации и тематические символы. Разные шрифты усиливают эмоциональность и выразительность текста, дифференцируют учебную информацию. Превращению школьного учебника из книги в практическое пособие содействуют различные справочные службы: указатели дат, понятий, имен, словари, индексы, глоссарии, списки рекомендуемой литературы и другие полезные сведения.