Характеристика компонентов школьного учебника

Содержание учебника можно ус­ловно представить в двух компонентах: текстовом и внетекстовом. Весь текст учебника по своему объему и назначению делят на основной, дополнительный и пояснительный текст. Основной текст можно охарактеризовать как вводный, информационный и заключитель­ный. Информационный текст, составляющий большую часть основного, по приемам изложе­ния делится на описательный, повествовательный, объяснительный и проблемный. Допол­нительный текст представлен в учебниках документами и отрывками из научно-популярной и художественной литературы. Пояснительный текст необходим для объясне­ния непонятных школьникам слов, употребляемых в основном тексте, для комментариев к иллюстрациям. Наиболее эффективно потенциал пояснительного текста используется тогда, когда он состоит из сведений о названии и авторе изображения, месте его создания или на­ходки, характере, сюжете, идее изображения. Важной для изучения истории является ин­формация о представленных в учебнике документах и их авторах.

Среди внетекстовых компонентов первыми притягивают внимание иллюстративные материалы. Страницы по истории оживают в рисунках современных авторов, созданных на сюжеты параграфов, в репродукциях художественных произведений на исторические темы, в документальных изображениях. Условно-графическая наглядность в виде карт, схем, планов, чертежей, таблиц и т.д. помогает школьникам проникнуть в суть изучаемых фактов, осознать теоретические выводы.

Школьные учебники истории невозможно представить без методического аппарата. Основную его часть составляют вопросы и задания. Они по характеру предполагаемой дея­тельности делятся на воспроизводящие, преобразующие, творческие образные и проблем­ные. Помимо вопросов и заданий в методический аппарат учебника входят текстовые табли­цы, опорные схемы, плана-схемы, памятки-алгоритмы, тесты самоконтроля и т.п.

Аппарат ориентировки обеспечивает четкую и слаженную работу всех элементов учебника. Оглавление учебника знакомит с содержанием курса, помогает быстро найти нуж­ные параграфы и материалы. Ускоряют ориентировку рубрикации и тематические символы. Разные шрифты уси­ливают эмоциональность и выразительность текста, дифференцируют учебную информацию. Превращению школьного учебника из книги в практическое пособие содействуют различные справочные службы: указатели дат, понятий, имен, словари, индексы, глоссарии, списки ре­комендуемой литературы и другие полезные сведения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: