Методические рекомендации

 

Очень хорошо, если вы будете выполнять эти упражнения перед большим зеркалом или используете прием «зеркального отражения»: поставите перед собой своего товарища. Помогите друг другу оценить, насколько успешно вы справляетесь с заданием, попросите старших – кого-либо из родителей или учителей – оценить вас объективно.

Упражнение 2 (на тренировку речевого дыхания). Расслабьтесь, освободитесь от зажимов голосовых связок, мышечного напряжения, т.е. примите речевую осанку.

«Гарью пахнет» – тренировка энергичного вдоха и пассивного выдоха. Сделайте короткий, сильный вдох носом – «гарью пахнет» – и медленный выдох. Повторите 5-8 раз.

«В цветочном магазине» – тренировка медленного плавного вдоха и продолжительного пассивного выдоха. Медленно, несильно вдыхайте воздух (на счет от 1 до 5 про себя), задержите дыхание на счет 1- 3, замирая от восхищения, и медленно, с междометием «а-а-ах»! произведите плавный выдох (на счет от 1 до 5). Повторите 5-6 раз.

«Свеча» – тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое пламя свечи. Медленно дуйте на «пламя», оно отклоняется, постарайтесь держать «пламя» во время выдоха в отклоненном состоянии.

«Упрямая свеча» – тренировка интенсивного выдоха. Представьте себе свечу большого размера. Ее трудно погасить, но сделать это надо обязательно. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на «свечу». «Пламя» отклонилось, но не погасло. Еще сильнее дуньте, еще сильнее! Еще! Еще!

«Свеча». Короткими отрывистыми выдохами «гасите» воображаемую «свечу»:ффффффффффф.

«Звукоподражатель». Вспомните и воспроизведите, как жужжат: пчела –жжжжжж…, шмель – жьжьжьжьжь…, муха - -вввввввввв…, как комар звенит – зззззззззззз…, ветер свистит – сссссссссссс…, лес шумит – шшшшшшш…

«Звонок». Настойчиво нажимайте на «кнопку» электрического звонка: рьрьрьрьрьрь…

«Пульверизатор». Короткими, отрывистыми движениями сжимайте «грушу пульверизатора», сопровождая движения пальцев звуками: фффффффффф…

«Звуки птиц». Подражайте крику и карканью вороны: крр! крр! крр!; быстрой стрекотне сороки: трр! трр! трр!

«Насос». Воздух как бы с силой выгоняется: сссссссссссс… Накачайте «шину» велосипеда, делая руками соответствующие движения и сопровождая звуками: шшшшшшшш…

«Надоедливый комар» - продолжительный выдох и движения на отработку «опоры дыхания».

Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. При счете раз вместе с глубоким бесшумным вдохом через нос быстро развести до отказа в стороны руки, затем, медленно выдыхая воздух, свести руки, чтобы ладони встретились. Теперь соединить эти действия с произнесением звука «зззз». По счету раз – руки в стороны (с глубоким вдохом). На выдохе со звуком «з-з-з» медленно соединяйте руки, чтобы «убить комара», который назойливо звенит над вами. Медленнее! Спокойнее! Не спугните комара! Желание «поймать комара» замедляет движения рук, что невольно сдерживает интенсивность выдоха – образуется «опора дыхания». И только когда «убили комара» (хлопнули ладонями), наступает полная свобода дыхательных мышц.

Выполнение этого упражнения обеспечит вам «гибкость» дыхания, поможет отработать умение находить «опору» речевому дыханию.

На одном вдохе произнесите 5-10 звуков «ф», делая короткие промежутки между звуками:

ф! ф! ф! ф!…

Чередуйте звуки ф и в:

ф! ф! в! в! ф! ф! в! в! …

Очень важно, чтобы звук образовывался за счет активных толчков воздуха – это результат быстрого подтягивания живота. Чтобы исключить неверные движения мышц, помогайте себе одной или двумя руками, приложив ладонь к животу на уровне пояса.

Упражнение укрепляет дыхательные мышцы, вырабатывает точную артикуляцию звуков.

Протяните звук «о» следующим образом: первые 5 секунд тихо, затем еще 5 секунд, увеличивая громкость, заключительные 5-10 секунд выдох активизируется максимально и позволяет получить звук наибольшей громкости. (Следите, чтобы грудная клетка во время вдоха и выдоха не сжималась.) Упражнение развивает мышечные ощущения, способствующие произношению протяжных звуков.

Протяните звук «с» в течение 15-20 секунд, постепенно переходя от очень тихого к очень громкому звучанию. То же самое делайте, чередуя на выходе звуки «с» и «з»: с-с-с-с-з-з-з-з-с-с-с-с-с…(Упражнение развивает гибкость дыхания, помогает найти чувство «опоры», регулировать громкость произносимого слова.)

Меняйте положение губ во время произнесения звука «с»:

растягивайте их в стороны (как при улыбке). Обратите внимание на изменение окраски звука. При каком положении губ звучание становится более резким, светлым?

Упражнение помогает отработать умение «окрашивать» произносимый звук.

«Егорки». Это упражнение на замер индивидуального речевого выдоха. Оно поможет определить победителя. Хором произносится скороговорка: «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки (вдох): раз Егорка, два Егорка, три Егорка…десять Егорка…пятнадцать Егорка…».

Вы хорошо поработали, а теперь отдохнем с пользой, в шутливой, игровой форме повторяя основные «трудные места» предыдущих уроков.

Задание 1. Представьте, что вам необходимо:

задуть свечи (одну за одной) на праздничном торте;

сдуть с рукава пушинку;

раздуть огонь в потухающем костре;

подуть на горячее молоко, сдувая пенку;

побрызгать водой белье.

Подумайте, каким будет выдох при выполнении этих упражнений, и разыграйте заданные ситуации. Придумайте свои аналогичные ситуации.

Задание 2. Встаньте в круг и выполните необычную считалку: после того, как водящий вас рассчитает, примите правильную осанку и повторите дыхательную гимнастику на чередование: вдох, выдох.

Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

Все умеем мы считать!

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

(Делаем попеременно: вдох – выдох. Повторите упражнение 3-4 раза).

Задание 3. Прочитайте шутливое стихотворение «на одном дыхании»:

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Хомка хочет сильным стать!

(Вдох – и на выдохе: «Раз, два, три, четыре, пять!»- выдохнуть весь воздух).

Задание 4. Произнесите скороговорку-считалку «Тридцать три Егорки».

Задание 5. на выбор, чтобы проверить, насколько хорошо вы научились дышать и как это помогает вам при выразительном, осмысленном чтении текстов.

Текст 1

Мой змей Унеси меня, мой змей, Прямо в небо поскорей! В небе я хочу кружиться, В небе я хочу носиться, И хочу я, словно птица, Улететь за сто морей. Унеси меня, мой змей, Прямо в небо поскорей!   Я весь мир хочу увидеть, Всех детей хочу увидеть, Чтобы за руки нам взяться, Чтобы вместе нам смеяться. Унеси меня, мой змей, Прямо в небо поскорей! М.Карем

(Во время чтения важно сохранить верную интонацию просьбы, радостного желания.) Правильно определите, где сменяется одна интонация другой. Подумайте, что произнесете быстрее, что чуть медленнее.

Перед чтением определите, где будете делать «забор» воздуха, а где читать, используя «запас» набранного воздуха.

Выполните предложенные действия при подготовке и чтении следующего шутливого текста.

Текст 2

Бочонок собачонок Дайте мне Кусок щекотки, Дайте смеха – Две щепотки, Три столовых ложки Ветра И грозы – Четыре метра! Писку-визгу Двести граммов Плюс пол-литра Шумов-гамов   Да еще Глоток веревки И моточек газировки! Дам я все, Что вы хотите, Если вы В обмен дадите Тюк Мальчишек, Пук девчонок Да бочонок собачонок! Б.Заходер

Джим и Билли джем любили.

Дядя Джеймс и тетя Джемма

Не давали детям джема:

Не давали джема Джиму,

Не давали джема Билли.

Джеймс и Джемма из-за джема

Били Джима, били Билли.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: