Лекция №3. Информация ее виды, формы и свойства

Принципы всеобщего энергоинформационного взаимодействия в природе были известны человеку разных исторических эпох. В первую очередь это были наблюдения и накопление знаний об окружающем нас мире. Собранные знания и накопленный опыт человечество использовало для выживания в трудных условиях, защиты и создания орудий труда. Эти знания передавались из поколения в поколение. Т.е. люди, да и общество в целом постоянно обменивались какими-то сведениями и знаниями о ком-то или о чем-то.

Сам термин ИНФОРМАЦИЯ происходит от латинского information, означающего разъяснение, изложение, осведомленность.

В «словаре русского языка» С.И. Ожегова ИНФОРМАЦИЯ – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.

Т.о. в широком смысле понятие ИНФОРМАЦИЯ – включает в себя обмен сведениями между людьми, обмен сведениями между живой и не живой природой, людьми и устройствами.

Во все времена для человека, животного или растения ИНФОРМАЦИЯ представляла и представляет собой отражение реального мира и выражает сведения о ком-то или о чем-то. Т.о. понятие ИНФОРМАЦИЯ всегда связано с объектом реального мира, свойство которого она отражает, т.е. она не может возникнуть из ничего!!!

Поэтому, давая определение «ИНФОРМАЦИЯ» можно сказать, что – это совокупность разнообразных данных, сведений, сообщений, знаний, умений и опыта об объектах и явлениях окружающей среды необходимых для уменьшения степени неопределенности, неполноты знаний .

Сегодня информация имеет общее назначение – она доступна всем и так же как вещество и энергия, стала предметом производства и распространения, обрела свойства и функции товара.

Обладая информацией, природа и человек могут выполнять различные действия над ней:

- создание

- передача

- восприятие, прием

- запоминание и хранение

- поиск

- копирование

- разрушение

- изменение

- деление на части

- упрощение и т.д.

Информация может существовать, передаваться и восприниматься в самых разнообразных видах и формах:

- В виде знаков: это цифры и арифметические знаки, используемые в математике, условные графические изображения;

- В виде символов, которые могут быть представлены буквами алфавита, специальными обозначениями, используемые для создания текстов и рисунков;

- В форме звуковых, световых сигналов и радиоволн;

- В форме устной речи;

- В форме магнитных, а также био- или энерго-информационных полей;

- В форме электрического тока или напряжения и.т.д.

При работе с информацией всегда имеется ее источник и потребитель (получатель, пользователь). Пути и процессы передачи сообщений от источника информации к ее потребителю называются информационными коммуникациями. Для потребителя информации важной характеристикой является ее адекватность.

Адекватность информации – определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.д.

Например, вы хотите купить новый недорогой удовлетворяющий определенным требованиям компьютер, и решили узнать цену у своих друзей. Каждый из них называет ту цену, которую он помнит или за которую последний раз покупал сам. Данная информация может быть неадекватна реальному положению дел. Для того, что бы узнать реальную цену, вы идете в магазин, где цены указаны и определяетесь в своем выборе.

Информация имеет определенные функции и этапы обращения в обществе. Основными из них являются:

– познавательная, цель которой – получение новой информации, проходящей через следующие этапы: синтез (производство), представление, хранение (передача во времени), восприятие (потребление).

коммуникативная – функция общения людей, в результате которой информация проходит через такие этапы как: передача (в пространстве), распределение.

управленческая, цель которой – формирование целесообразного поведения управляемой системы, получающей информацию, которая проходит через все этапы, включая обработку.

Поэтому нельзя забывать, что любой информации присущи определенные свойства, позволяющие ее правильно интерпретировать.

Свойства информации

Достоверность – если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.

Полнота – если ее достаточно для понимания и принятия решения. Неполная информация сдерживает принятие решения и может повлечь за собой ошибки.

Ценность – зависит от того, насколько она важна для решения задачи.

Актуальность – это когда информация соответствует существующей ситуации, необходима для срочного принятия решения, соответствует требуемому заданию.

Ясность если она воспроизводится и передается четко, последовательно и однозначно.

Понятность – если она выражена языком, на котором говорят те, кому она предназначена. Ценная и актуальная информация, выраженная непонятным языком (словами), может стать бесполезной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: