Ход подготовки к практическому занятию

Целью этого практического занятия является знакомство с наиболее авторитетными справочно-научными изданиями по проблемам мифологии (ознакомление с которыми предполагает их дальнейшее самостоятельное использование); репродуктивно-творческое повторение некоторых основополагающих моментов, связанных с усвоением лекционной темы «Миф и мифологическое сознание»; расширение представлений о более или менее знакомой древнегреческой и древнеримской мифологии знанием о мифологиях других народов мира (на основе представлений о типологии фольклорно-мифологических явлений) и самостоятельное применение полученных сведений в ходе анализа цепочек имен мифологических героев по функциям.

1. Нужно ознакомиться со статьей Е.М.Мелетинского, расположенной в конце «Мифологического словаря», или со статьей Е.М.Мелетинского и С.А.Токарева, расположенной в начале 1 тома энциклопедии «Мифы народов мира», где изложены основные принципы мифологического мировоззрения.

2. Необходимо обратить внимание на словарные статьи из энциклопедии «Мифы народов мира»: «Китайская мифология», «Индийская мифология», «Славянская мифология», «Потоп», «Космогонические мифы», «Солярные мифы», «Древо мировое» и др. А также можно подготовить самостоятельные минидоклады, используя материалы тех книг, которые представлены в списке дополнительной литературы.

3. Для ответа на третий вопрос нужно не только сопоставить всех названных в цепочке мифологических персонажей и обозначить их общую мифологическую функцию, используя такие понятия, как «культурный герой», «трикстер», «демиург», но и попытаться определить, какой из героев относиться к более ранней стадии мифотворчества, какой к более поздней, указать признаки этого. Может быть, в некоторых случаях студенты смогут увидеть более глубокие, нежели функции персонажей, аналогии.

Практическое занятие № 2 (2 часа)

РИТУАЛЬНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ГЕНЕЗИС ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ.

1. Как В.Я.Пропп понимал связь мифа, обряда и сказки?

2. Определите источники сказочной завязки.

3. Источником каких сказочных сюжетов является обряд инициации?

4. Роль «волшебных даров» в образной системе сказки.

5. Генезис и поэтика пространственных представлений волшебной сказки. Два мира сказки. Граница миров и ее преодоление как архаическое представление о мире и как композиционный элемент.

6. Каковы исторические истоки образной системы волшебной сказки?

ЛИТЕРАТУРА.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Наука, 1986 (и любое другое издание).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Пропп В.Я. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928 (оригинальное или репринтное издание). С. 35-101.

ХОД ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Данное практическое занятие предполагает знакомство с монографией В.Я.Проппа «Исторические корни волшебной сказки», чтобы студенты могли разобраться в композиционной структуре волшебной сказки. Для этого нужно выделить те моменты мифа и обряда, которые сохранились в сказочной структуре и с помощью целого ряда исторических напластований и сортировки мотивов сформировали дошедший до наших времен сказочный сюжет. Для выяснения сложного вопроса об историзме сказок необходимо ответить на вышеприведенные вопросы, которые, в свою очередь, следуют за логикой композиции монографии. Чтобы достаточно полно и объемно ответить на вопросы практического занятия и, соответственно, разобраться в данной научной проблеме, нужно обратить внимание на следующее: для ответа на первый вопрос необходимо читать, разбираться в прочитанном и конспектировать гл. «Предпосылки», на второй – гл. «Завязка», на третий – гл. «Таинственный лес» и «Большой дом», на четвертый – гл. «Волшебные дары», на пятый – гл. «Переправа» и «За тридевять земель» и, наконец, на шестой вопрос – гл. «Сказка как целое».

В качестве дополнительного материала по проблеме структуры сказки можно использовать первую книгу В.Я.Проппа, посвященную изучению сказки, «Морфология сказки». Обращение к этой монографии имеет двоякую цель. Во-первых, студенты смогут на наглядном примере познакомиться с образцом классического структуралистского исследования. Во-вторых, в книге «Морфология сказки» В.Я.Пропп представляет материал, не вошедший впоследствии в «Исторические корни волшебной сказки», а именно, о функциях действующих лиц сказки. Эти главы (гл. III «Функции действующих лиц», гл. VI «Распределение функций по действующим лицам» и др. главы с рамках обозначенных страниц) предлагаются для самостоятельного освоения для возможного сообщения, доклада, реферата.

Практическое занятие № 3 (2часа).

ПРОБЛЕМА ГЕНЕЗИСА, КЛАССИФИКАЦИИ И ТРАНСФОРМАЦИИ ЖАНРОВ ФОЛЬКЛОРА (на примере сказки и былички).

1.  Каково происхождение мифологического рассказа (былички) как факта устной прозы?

2.  Как в поэтике былички прослеживается ее первоначальная установка на достоверность?

3.  Определите отличие былички от бывальщины. Почему в бывальщине проявляются более сильные тенденции к трансформации в сказку, чем в быличке?

4.  Почему Баба Яга, Кащей Бессмертный, Змей являются героями сказки, а леший, домовой, русалка – былички?

5.  Как В.Я.Пропп объясняет генезис сказки?

6.  Почему установка на достоверность или установка на художественный вымысел является ключом к определению жанра былички и сказки? Какой из этих жанров устной народной прозы вы считаете более архаическим и почему?

7. Можно ли считать процесс перехода былички в бывальщину, а бывальщины в сказку необратимым?

ЛИТЕРАТУРА.

Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975. С. 3-27 (или Померанцева Э.В. Русская устная проза. М.: Просвещение, 1985. С. 173-256).

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Наука, 1986. С. 52-111, 352-362.

Кащей Бессмертный // Мифологический словарь.  / Под ред. Е.М.Мелетинского. М.: Советская энциклопедия, 1991.

Народная проза. / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и ком. С.Н.Азбелев. М.: Советская Россия, 1992 (серия «Библиотека русского фольклора»; т. 12).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Путилов Б.Н. Миф-обряд-песня Новой Гвинеи. М.: Наука, 1980. С. 78-88. (Глава «От мифа к сказке, преданию, меморату».)

Сравнительный указатель сюжетов. Восточно-славянская сказка. / Сост. Л.Г.Бараг, И.Л.Березовский, К.П.Кабашников, Н.В.Новиков. Л.: Наука, 1979.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: