Профессиональная информация в Интернете

Овладев навыками библиографического поиска (работа с алфавитным и предметным указателями, аннотированной библиографией), вы найдете целый ряд аналогий с инструментами и технологиями поиска электронной информации (табл. 3).

Но имеются и существенные отличия.

Так, отсутствует аналогия с требованием, все изданное передавать в библиотеку (это правило формально вновь введено в России; оно строго соблюдается в CША). Ведущие западные фирмы помещают многие журнальные издания в формате *.pdf в Интернет (однако доступ к ним осуществляется только при условии подписки на соответствующее бумажное издание). В американских университетах появилась традиция помещать свои издания в Интернет в формате ПостСкрипт или TeX. В последние годы стал широко использоваться инструментарий конвертации TeX в HTML (при этом, к сожалению, преобразование формул часто приводит к *.gif файлам с одинаковыми именами). Причина такой конвертации очевидна. Многие обучающие узлы гораздо богаче книжных изданий (цветная и динамическая графика, оперативная коррекция, являются очень сильными аргументами). В этом направлении и идет развитие.

Таблица 3

Аналогии между поисками печатной и электронной информации

Работа в библиотеке Работа c электронной информацией
Систематический каталог Список каталогизированных ресурсов
Алфавитный каталог Поисковые системы
Зал открытого доступа CD-ROM или электронные библиотеки
Специальные читальные залы Специализированные ресурсы
Зал текущей периодики Ресурсы электронных журналов
Еженедельная выставка новых поступлений Просмотр новинок по ресурсам или изменений на просматриваемых узлах
Работа с библиографическими справочниками и реферативными журналами Просмотр ресурсов других авторов, в том числе специализированных ресурсов
Тетради для конспектов, ксерокс Дискеты, мобильные и жесткие диски
Авторучка Программы просмотра и другие средства для работы
Персональная картотека с шифрами Персональный каталог ресурсов
Бланки заказов "на завтра" Оперативный план по работе с ресурсами
Работа с материалом, чтение, конспектирование Чтение, преобразование к требуемому формату

Развитие инструментария создания Web-страниц привело к демократизации процесса публикации. Постепенно появляется традиция и даже мода помещения научных работ в Интернет. Поскольку поместить статью в сеть гораздо легче, чем издать, этот процесс нарастает, невзирая на сопротивление книгоиздательств.

При кажущейся комфортности доступа работа в Интернете требует не меньше умений, чем профессиональный библиографический поиск, причем требует большей организованности, чем работа в библиотеке.

Рассмотрим особенности электронного инструментария и работы с ним.

Каталоги и поисковые системы

По мере развития Интернета обостряется парадокс — вероятность существования нужной информации возрастает, а возможность ее нахождения уменьшается. В принципе гипертекстовая природа WWW обеспечивает нахождение любой информации в процессе целенаправленного продвижения по ссылкам. Однако согласно оценкам, в Интернете на начало 1997 г. существовало более 60 млн документов (период удвоения числа документов в Интернете — не более 3—8 месяцев) и найти нужное в этом пространстве, продвигаясь просто от ссылки к ссылке, практически невозможно.

Систематический каталог — каталогизированные ресурсы

Поисковые системы (поиск по входящим в узлы словам, являющимся серьезным расширением алфавитного каталога) не всегда удобны. Во многих случаях трудно или невозможно сформулировать ключевые слова, но если тематика точно известна, наиболее подходящим инструментом поиска оказываются каталоги (предметные указатели).

Широко известным ресурсом-каталогом является "Yahoo!" (www.yahoo.com). В его основе лежат ссылки на любимые узлы, собранные двумя студентами Стэнфордского университета Д. Фило и Д. Янгом. В 1994 г. их увлечение стало их основной деятельностью. "Yahoo!" больше всего напоминает систематический каталог.

В большинстве поисковых механизмов используются автоматизированные агенты, называемые пауками (spiders). Они предназначены для отслеживания любой гиперссылки и используют средства, которые автоматически индексируют отдельное слово на странице. "Yahoo!" исходит из того, что просмотр узлов, аннотирование их содержимого и размещение его в соответствующих разделах иерархической классификационной структуры реально осуществляется людьми. Обращаясь к "Yahoo!", вы можете просмотреть рубрики, поискать термины, фигурирующие в названии рубрик или в аннотации узла. Поскольку результаты поисков представлены по рубрикам, местоположения сходных узлов легко установить просто щелчком мыши на названиях соответствующих рубрик. В "Yahoo!" предусмотрено выделение соответствующих названию каждой рубрики узлов c помощью пиктограммы (солнцезащитные очки) и предпочтительным размещением в списке результатов поиска.

Поисковые системы удобны для поиска по схеме использования своего прототипа (алфавитных каталогов). Так, пока русскоязычные ресурсы можно искать по сочетанию имени и фамилии с темой (конечно, фамилия "Иванов" и слово "продажа" вряд ли ускорят поиск). В последние годы появляются новые механизмы — дома и улицы, на которых размещаются родственные по смыслу узлы. Большое распространение получают тематические обзоры.

Таблица 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: