Титульный лист
Титульный лист является первой страницей работы, хотя номер на нём не ставится, и выполняется строго по образцу, приведенному в Приложении 1.
Титульный лист должен содержать следующие сведения:
а) полное наименование министерства (оформляется прописными буквами);
б) полное наименование федерального агентства (оформляется прописными буквами);
в) полное наименование учебного заведения (оформляется прописными буквами, меньшим кеглем, чтобы была видна соподчиненность);
г) вид работы (слова «курсовая работа» оформляют прописными буквами, не подчеркивая, и располагают в середине строки без точки в конце);
д) наименование работы (оформляется прописными буквами, слово «тема» не пишется);
е) сведения о научном руководителе (ученая степень, ученое звание, И.О.Ф.);
ж) сведения об исполнителе (курс, форма обучения, группа, Ф.И.О.);
з) дата защиты;
и) оценка;
к) местонахождение учебного заведения (город);
л) год выполнения работы.
Содержание (оглавление)
|
|
Содержание (оглавление) отражает структуру курсовой работы и помещается после титульного листа.
Оно включает в себя:
а) введение;
б) наименования пунктов и параграфов;
в) заключение;
г) список использованных источников и литературы;
д) приложения.
При это обязательно указываются номера страниц, с которых они начинаются. Нумерация страниц оформляется вверху арабскими цифрами «от центра» страницы.
Образец оформления оглавления приведен в Приложении 2.
Введение
Введение курсовой работы является ее обязательным элементом. Оно должно содержать в себе указание на следующие характеристики курсовой работы:
‑ актуальность темы курсовой работы;
‑ цели и задачи написания курсовой работы;
‑ теоретическую, нормативную и практическую (эмпирическую) основу курсовой ‑ работы;
‑ структуру курсовой работы.
Под актуальностью исследования понимается степень ее важности в данный момент для решения данной проблемы, задачи или вопроса [1]. Об актуальности темы исследования, как правило, свидетельствует недостаточная теоретическая разработанность проблемы в юридической литературе, дискуссионность основных положений темы курсовой работы, трудности реализации норм законодательства и т.п.
Под предметом курсовой работы понимается то, что находится в границах объекта. Как правило, это та сторона, тот аспект или точка зрения, с которой студент познает объект, выделяя при этом главные и наиболее существенные признаки объекта. Например, предметом могут выступать собственно функции государства как основные направления его деятельности и их различные виды или механизм правового регулирования, его понимание и структура и т.п.
|
|
Не менее важным элементом введения курсовой работы является цель исследования, а именно, то, что должно быть достигнуто в итоге работы над курсовым проектом, то есть тот результат, который должен быть получен в итоге всего исследования.
Для формулировки цели помогают следующие речевые обороты: «разработать, выявить, охарактеризовать что-либо, раскрыть особенности» т.п. Важно заметить, что в формулировании цели нецелесообразно употреблять расплывчатые и неопределенные фразы.
Задачи курсовой работы логически вытекают из ее цели и представляют собой самостоятельные направления исследования. Они являются основными этапами работы студента над курсовой работой. Задачи исследования могут перечисляться как во временной последовательности их решения, так и в логическом порядке, обусловленном логикой исследовательского процесса в целом. Формулировка задач курсовой работы должна быть как можно точная и тщательная, поскольку описание их решения и составляет содержание курсовой работы. Более того, из формулировок задач курсовой работы обычно и формулируются названия ее параграфов. При определении задач исследования, как правило, используются следующие обороты: «Исходя из указанной цели исследования (курсовой работы), его основными задачами являются: 1) изучить (исследовать, проанализировать и т.п.) …, 2) выявить (обозначить, разграничить и т.п.) …, 3) обосновать (доказать и т.п.) …, 4) разработать …, 5) сравнить (провести сравнительную характеристику) … и т.д.»
Теоретическую основу курсовой работы составляют использованные в процессе написания ее основной части монографии, учебники и учебные пособия, статьи в различного рода сборниках, журналах, газетах, а также диссертации и авторефераты диссертаций. От библиографического списка курсовой работы ее теоретическая основа отличается тем, что здесь указываются фамилии тех авторов, труды которых легли в основу курсовой работы, стали главной отправной точкой при ее написании, составили всю методологию исследования.
Нормативная и практическая основы курсовой работы включает в себя указание на основные нормативные правовые акты, которые были использованы при написании курсовой работы. Желательно, чтобы это были не только акты, принятые и действующие на федеральном уровне, но и акты регионального и местного значения.
Практическую (эмпирическую) основу курсовой работы составляют материалы судебной и иной правоприменительной практики, которые были использованы в работе.
Заключительным этапом работы над введением является указание на структуру курсовой работы. Здесь указывается, из каких структурных элементов она состоит, сколько в ней пунктов и параграфов.
Правильный выбор первого шага работы имеет важное методологическое значение. Чаще всего, четко следуя утвержденному плану курсовой работы, студент в первую очередь пытается написать введение. Однако это не является правильным, поскольку написать введение к еще не написанной работе весьма сложно. Поэтому целесообразно писать введение к уже готовой курсовой работе. В этом случае гораздо проще будет определить ее предмет, цели и задачи, выделить использованные в ней методы, ее теоретическую, нормативную и эмпирическую основы.
Введение не должно быть слишком большим. Как правило, оно составляет около 5 % от основной части работы, то есть примерной 2 страницы.
Основная часть
В основной части автор раскрывает содержание исследуемой проблемы. Она отражает итоги теоретической и практической исследовательской деятельности студента, проведенной по выбранной теме, содержит результаты исследования, выводы и конкретные предложения по проблеме.
|
|
Основная часть обычно состоит из трех-четырёх вопросов (пунктов, параграфов). Каждый вопрос плана должен представлять собой узловой момент темы. Первый вопрос обычно посвящен философским либо историческим аспектам исследуемой проблемы, а второй и последующие вопросы представляют собой теоретико-практическое изложение основных аспектов рассматриваемой темы. Все разделы основной части заканчиваются краткими выводами. Кроме того, важно показать связь теоретических положений с реальной жизнью, практической деятельностью общественных и государственных органов.
Заключение
В заключении автор подводит итоги исследования в соответствии с определенными во введении задачами курсовой работы, делает теоретические обобщения, формулирует выводы и практические рекомендации. Для курсовой работы достаточный объем составляет в среднем 2-3 страницы. Кроме того, в заключении не допускается цитирование или использование чужих умозаключений. Студент может в заключении выражать только свои мнения и суждения по исследованной им проблеме.