Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей

Принципы ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, его содержание, правила и условия предоставления содержащихся в нем сведений и документов определяются в соответствии со ст. 4-7 Закона о государственной регистрации. Порядок ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и порядок предоставления содержащихся в нем сведений установлены Правилами ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 г. N 630. Порядок предоставления в электронном виде сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей был утвержден приказом ФНС России от 21.10.2004 г.           N САЭ-3-09/7, который зарегистрирован в Минюсте РФ 17.11.2004 г. (регистрационный N 6123).

Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей формируется и ведется на муниципальном, региональном и федеральном уровнях ФНС России и ее территориальными органами в соответствии с указанными Правилами. Указанный реестр содержит (в виде записей) сведения:

· о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

· о государственной регистрации прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;

· об изменении сведений, содержащихся в данном реестре;

· о документах, представленных в регистрирующий орган в соответствии с Законом о государственной регистрации и названными Правилами.

Документы, относящиеся к государственной регистрации, содержатся в регистрационном деле индивидуального предпринимателя, которое является частью Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В статьях 8, 9 и 11 гл. III Закона о государственной регистрации установлены правила о сроке и месте государственной регистрации, порядке представления документов при государственной регистрации, решении о государственной регистрации. Они имеют общее значение для совершения действий, связанных с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, и применяются во всех случаях, когда осуществляются акты государственной регистрации индивидуальных предпринимателей по правилам ст. 22-22 гл. VII указанного Федерального закона. Поэтому целесообразно рассмотреть эти правила подробнее.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства (п. 3 ст. 8 Закона о государственной регистрации). Данная норма является традиционной для отечественного законодательства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, начиная с 90-х годов XX в. Она сформулирована как императивная, не предполагающая иных вариантов определения места государственной регистрации; толковать ее расширительно недопустимо. В связи с этим лица, не имеющие определенного места жительства, не могут быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. В случае, если указанные лица намерены заниматься предпринимательской деятельностью, им неизбежно придется, так или иначе решать вопрос с определением места жительства. Пункт 3 ст. 8 Закона о государственной регистрации преследует цель защитить контрагентов индивидуального предпринимателя от возможных недобросовестных действий: место жительства - важный идентифицирующий признак, такой же, как и имя гражданина-предпринимателя. Кроме того, место жительства гражданина определяет подсудность рассмотрения дел в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

Часть 3 ст. 55 Конституции РФ допускает возможность ограничения федеральным законом прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо, в частности, в целях защиты прав и законных интересов других лиц. В то же время правило о государственной регистрации только по месту жительства в его нынешнем виде вряд ли можно признать справедливым и демократичным: оно лишает многих социально незащищенных, но способных к предпринимательской деятельности граждан возможности хотя бы попытаться самостоятельно поправить свои дела. Нельзя не обратить внимание и на то, что норма п. 3 ст. 8 Закона о государственной регистрации не вполне согласуется с конституционными правилами о том, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ч. 1 ст. 34); каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). Указанные нормы Конституции РФ содержатся в статьях ее главы 2 "Права и свободы человека и гражданина". О юридическом значении положений данной главы говорилось выше. Здесь же уместно напомнить, что "права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием" (ст. 18 Конституции РФ).

С учетом сказанного представляется целесообразным уточнение редакции п. 3 ст. 8 Закона о государственной регистрации путем внесения в него соответствующего изменения. Для этого предпочтительно использовать более корректную формулировку, закрепляющую юридическую конструкцию, которая, с одной стороны, обеспечивала бы беспрепятственную реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина, а с другой - гарантировала интересы кредиторов и других контрагентов индивидуального предпринимателя, не препятствовала применению правил подсудности, установленных процессуальным законодательством.

Закон о государственной регистрации не связывает осуществление акта государственной регистрации индивидуального предпринимателя с местом, где фактически осуществляется предпринимательская деятельность. Поэтому в случае, когда гражданин имеет место жительства в одном населенном пункте, а предпринимательскую деятельность осуществляет в другом, он подлежит государственной регистрации по месту жительства, а не по месту осуществления предпринимательской деятельности.

Местом жительства, по определению п. 1 ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Постоянно или преимущественно проживать в определенном месте гражданин может в качестве собственника, члена его семьи, по договору найма (поднайма) либо на ином основании, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Местом жительства могут быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, общежитие, специальный дом для одиноких и престарелых граждан, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и подобные им жилые помещения.

Однако сам по себе факт постоянного или преимущественного проживания гражданина на законном основании в определенном месте не дает основания к определению его места жительства в целях государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Например, что считать местом жительства, если гражданин имеет на праве собственности как квартиру в городе, которой не пользуется, так и жилой дом в сельской местности, в котором проживает постоянно? На практике окажется, что в таком случае факт постоянного проживания в указанном жилом доме не будет иметь юридического значения, если адресом, по которому гражданин зарегистрирован по месту жительства, является адрес квартиры (хотя он в ней фактически и не проживает). Такие же последствия возникнут даже в том случае, если гражданин зарегистрирован в установленном порядке по месту пребывания по адресу жилого дома.

Таким образом, в настоящее время основным фактором, позволяющим установить место жительства гражданина в целях государственной регистрации индивидуального предпринимателя, является формальный признак - регистрация гражданина по месту жительства (регистрация по месту пребывания в этом смысле значения не имеет). На это обстоятельство прямо указывает норма подп. "д" п. 2 ст. 5 Закона о государственной регистрации. Ей корреспондирует подп. "д" п. 1 Сведений об индивидуальном предпринимателе, включаемых в запись Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, который требует включать в реестровую запись указание на "место жительства в Российской Федерации (адрес, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке, - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры)". Регистрация граждан по месту жительства и месту пребывания регламентирована Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713. Основные правила регистрации иностранных граждан в Российской Федерации установлены статьями гл. III ФЗ от 25.07.2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Однако следует отметить, что если ст. 20 ГК РФ под местом жительства гражданина подразумевает фактическое место жительства, то упомянутые нормы Закона о государственной регистрации и названных выше Сведений - сугубо формальное, определяемое административным актом (регистрацией по месту жительства). Несоответствие этих норм правилам ГК РФ, по нашему мнению, не вызывает сомнений. Юристы справедливо отмечают, что при определении места жительства (в контексте ст. 20 ГК РФ) не имеют значения место прописки гражданина, место нахождения его имущества, место жительства супруга и другие подобные факты, поскольку закон (т.е. ГК РФ) не связывает с ними определение места жительства гражданина. Прописка является лишь одним из доказательств преимущественного проживания гражданина по конкретному адресу и сама по себе не предопределяет решения вопроса о месте жительства гражданина. Эти рассуждения справедливы и применительно к регистрации граждан по месту жительства.

В то же время представляется, что в целях государственной регистрации индивидуальных предпринимателей место жительства должно определяться бесспорно и однозначно, по формальному признаку. Иначе на практике доказывание места фактического постоянного или преимущественного проживания потребует от граждан немало времени и сил, увеличится документооборот, не удастся избежать ошибок, связанных с представлением документов в ненадлежащий регистрирующий орган, возрастет количество отказов в регистрации и т.п. Все этом не способствовало бы реализации принципа "одного окна", заложенного в основу Закона о государственной регистрации, и развитию индивидуального предпринимательства. Поэтому чтобы устранить отмеченную коллизию правовых норм, целесообразно включить в ст. 20 ГК РФ специальное правило, устанавливающее особенности определения места жительства гражданина в целях государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.

Следует иметь в виду, что место жительства гражданина, по которому он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, т.е. определенное жилое помещение (жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, комната в общежитии или коммунальной квартире и т.п.), не может использоваться в качестве места, где непосредственно осуществляется предпринимательская деятельность, связанная с промышленным производством. Согласно ст. 288 ГК РФ жилые помещения предназначены для проживания граждан, размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. В то же время данные нормы ГК РФ, по нашему мнению, следует толковать ограничительно: они не запрещают предпринимателям осуществлять в жилом помещении деятельность, не нарушающую охраняемые законом права иных проживающих в данном помещении лиц, а также соседей.

Новый Жилищный кодекс РФ, определяя в ст. 17 назначение жилого помещения и пределы его использования, допускает использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. При этом пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством РФ. Например, непосредственно по месту жительства могут работать предприниматели, труд которых связан преимущественно с интеллектуальной деятельностью - сбором и анализом информации, созданием научных и литературных произведений, подготовкой произведений к опубликованию, программированием, бухгалтерским учетом и аудитом, репетиторством и т.п.

Документами, подтверждающими адрес места жительства, являются документ, удостоверяющий личность физического лица (паспорт или иной документ), либо документ, подтверждающий право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации (вид на жительство или разрешение на временное проживание). В случаях, когда названные документы не содержат сведений о месте жительства физического лица, адрес места жительства подтверждается иными документами в порядке, установленном федеральным законодательством.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. По сравнению с действовавшими ранее правилами (п. 7 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента РФ от 08.08.1994 г. N 1482) этот срок увеличен. Однако новый срок представляется более реалистичным и в то же время достаточным для того, чтобы регистрирующий орган успел совершить все необходимые действия. Это подтверждает, например, практика Межрайонной инспекции N 46 по г. Москве, где указанный срок строго соблюдается. Неосуществление государственной регистрации в установленные сроки является одним из оснований юридической ответственности регистрирующих органов и их должностных лиц.

Датой представления документов для государственной регистрации индивидуального предпринимателя считается день их получения регистрирующим органом (п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрации). С даты получения надлежащим регистрирующим органом всех предусмотренных для конкретного случая государственной регистрации документов начинается течение срока, отведенного на совершение действий по государственной регистрации. В случае нарушения регистрирующим органом этого срока у заявителя возникает право возбудить вопрос об ответственности, предусмотренной ст. 24 Закона о государственной регистрации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: