Распространение массовой информации

Понятие «распространение» раскрывается в статье 2 Закона о СМИ (см. раздел 1.2.). Вместе с тем отметим основные способы распространения СМИ, это:

· введение в гражданский оборот периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ;

· передача в эфир радио- и телепрограмм;

· публичное исполнение кинохроникальных программ;

· передача массовой информации по кабелю для всеобщего сведения.

Демонстрация видеозаписей программ в жилых помещениях, а равно снятие единичных копий с них, если при этом не взимается плата прямо или косвенно, не считается распространением продукции СМИ в смысле Закона о СМИ. Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции СМИ со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов - не допускается. Закон о СМИ различает два вида распространения: коммерческое и некоммерческое. Распространение продукции СМИ считается коммерческим, если за нее взимается плата. Продукция, предназначенная для некоммерческого распространения, должна иметь пометку «Бесплатно» и не может быть предметом коммерческого распространения. По общему правилу розничная продажа тиража периодических печатных изданий, в том числе продажа с рук, не подлежит ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных статьей 36 («Распространение рекламы«) и статьей 37 («Эротические издания») Закона о СМИ. Вместе с тем, розничная продажа тиража периодических печатных изданий в местах, не являющихся общедоступными, - помещениях и иных объектах, в отношении которых собственником или лицом, уполномоченным управлять его имуществом, установлен особый режим пользования, - допускается не иначе как с согласия указанных лиц. Важное положение содержит часть 5 ст. 25 Закона о СМИ. Редакция, издатель и распространитель должны соблюдать имущественные и личные неимущественные права авторов используемых произведений. В противном случае распространение продукции СМИ может быть запрещено по решению суда.

Нормы ответственности. Следует обратить внимание на то, что хотя в указанной статье предусмотрен лишь один способ защиты авторских прав, одновременно с запрещением распространения продукции СМИ с нарушителей, в частности, могут быть взысканы либо убытки, либо компенсация в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей или в двукратном размере стоимости экземпляров произведений либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений (ст. 1301 ГК РФ).

Подробно об авторских правах мы поговорим в разделе 3 главы второй. Распространение продукции может быть прекращено также в иных случаях, предусмотренных законом. К таким случаям, в частности, относятся случаи злоупотребления свободой массовой информации, указанные в статье 4 Закона о СМИ. Распространение продукции СМИ также может быть запрещено при использовании внешнего облика физического лица без его согласия.  Суть права на неприкосновенность внешнего облика заключается в том, что публиковать, воспроизводить и распространять произведения изобразительного искусства допустимо лишь с согласия изображенного в нем лица. В то же время предусмотрено два случая, когда не требуется согласия лица (его близких) на публикацию, воспроизведение и распространение изображения: если указанные действия осуществляются в государственных и общественных интересах или лицо позировало за денежное вознаграждение. Данное право принадлежит каждому гражданину, который не является профессиональным исполнителем (актером, музыкантом, танцором).

Нормы ответственности. В отдельных случаях, когда внешний облик человека оскорбляет общественную нравственность и свидетельствует наряду с его действиями о явном неуважении к обществу, возможно привлечение такого субъекта к административной и даже уголовной ответственности (ст. 213 УК РФ).

Случаи, когда допускается использование внешнего облика лица без его согласия в публичных интересах, предусмотрены, в частности, в статье 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» и статьях 5, 7 Закона Российской Федерации от 13 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». В газетах и журналах нередко искажают облик известных политических деятелей, деятелей культуры, других популярных личностей.

Организация деятельности средств массовой информации

Статья 7. Учредитель

Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" может быть орган местного самоуправления. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

Не может выступать учредителем: гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным; объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону; гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации. Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: