Тема 10. Жизненные миры человека: мир труда, мир знаний, мир любви, мир борьбы, мир игры

Мир труда. Появление и развитие Homo Habilis, роль его сознания в эволюции орудий труда. Труд, обращенный на природу как основа развития видов труда, обращенных на общество и самого человека. Мифологическое объяснение возникновения труда. Труд как “проклятие”. Отражение этой позиции в определениях труда (А. Смит, Ш. Фурье). Философско-социологическое объяснение соотношения «человек-труд» (Смит, Гольбах, Гельвеций, Маркс, Чернышевский, Руссо, Дидро, Гегель, Фихте, Кант, Тойнби). Профессиональная культура человека, ее структура и факторы развития.

Мир знаний. Знание: функции, классификация, структура. Личностное знание. Внесоматические (культурные) и генетические источники получения знаний, их характеристика. Проблема достоверности знания. Социальное и научное знание. Истина, заблуждение, правда и ложь (определения). Гениальность и святость: характерные особенности, социальные функции, формы общественного признания.

Мир любви. Любовь как «саморастворение» человека в другом. Эмоционально-ценностная Вселенная людей (совокупного человека) как источник их духовной ориентации. Терминальные ценности как жизненные ориентиры и продукты любви. Классификация ценностей (М. Шелер). Природа сакральности и методы сакрализации явлений и фактов социальной жизни. Теоцентрический мир как сакральный мир. Факторы оживления верований в обществе. Любовь как жизнеутверждающая сила и ее значимость светской культуре. Сексуальная культура современного человека: фрейдизм и неофрейдизм о платонической и телесной любви; место сексуальной любви в светской и религиозной культурах.

Мир борьбы. Доминирование над другими как феномен существования человека в социокультурной среде. Насилие как средство доминирования и господства, его роль в общественной истории. Агрессивность человека: основные объяснения (биогенетическое и этологическое, психоаналитическое, экологическое и социальное). Роль насилия в жизненной борьбе. Идеологическое насилие и его формы. Фазы самоидентификации личности с идеей; формы фанатизма и их социальные проявления. Формы общественного признания героя.

Мир игры. Игра как постоянный феномен человеческого существования (доказательства). Концепции игры (Й. Хейзинга, С. Смирнов, Э. Берн). Классификация игр по типам, планам, стилю. Характеристики игры-agon, игры-alea, игры-mimicry и игры-ilinx. Характеристика играния (Play), вида, структуры и правил игры (Game), мотиваций игрока (Performance). Антропологическая характеристика спорта. Специфика проявления в спорте стремления человека к доминированию. Физическая культура и стиль жизни личности.

Тема 11. Феномен смерти в разных культурах

Смерть как экзистенциальный феномен. Отношение к смерти и ее ритуализация в древнем мире (Египет, Индия, Шумеры, Древняя Греция). Смерть и судьба человека в мировых религиях. Философское и социологическое направления исследования смерти в ХХ веке.

Жизнь после смерти как объект научного исследования (Р. Моуди, Д. Гэллап-младший). Медицинские, культурные и социальные способы сопротивления смерти: а) реанимация, эвтаназия и отношение к ней в различных культурах; б) мифы и религиозные представления о переселении душ и загробной жизни; в) идеи и ценности светской культуры о продолжении человеком себя в земных делах и потомках (институты социальной памяти); г) сохранение и укрепление здоровья, организация институтов здравоохранения.

Продолжительность жизни как обобщенный показатель жизнеспособности поколений, состояния здравоохранения, генетического и психического здоровья населения, обеспечения мирного сосуществования народов.

Тема 12. Социальный тип как познавательная модель человека

Понимание отношений индивида и общества (Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс, П. Бурдье, П. Бергер, Н. Элиас). Два состояния общества (объективированное и инкорпорированное). Типизация, опривычивание (хабитуализация), седиментация опыта. Роль типизации.

Основные концепции социального характера: понятие, типология, функции, распространенность в разных типах обществ (Э. Фромм, Д. Рисмен, К. Юнг). Социально-историческая типология личности



Тема 13. Полевые исследования и ключевые методы

Методы исследования в социальной антропологии. Этнографическая полевая работа. Полевые исследования. Методы исследования. Участие в повседневной жизни. Начало полевого исследования.

Наблюдение и регистрация. Участвующее наблюдение, культурная экология и этика полевой работы. Малиновский (1914), Дж. Стюард (1955), С. Фоуэр. Документированное наблюдение. Регистрация событий. Этнографическое описание. Валиднсть и надежность участвующего наблюдения.

Опрос. Виды опросов. Метод интервью. Техника составления программ и проведения опроса. Обработка и представление результатов. Жизненные истории (биографический метод).

Тексты в социальной антропологии. Анализ текстов: развитие метода, типы материалов. Культурные артефакты как тексты. Анализ текстов как деконструкция. Качественный и количественный контент-анализ. Анализ визуальных текстов. Дискурсивный анализ. Визуальная антропология. Фотоисследование. Нарративный анализ. Этнографическое письмо.

Антропология в обществе. Прикладные, партисипаторные исследования. Этические проблемы антропологии.

 

Планы семинарских занятий

Тема 1. Социальная антропология как исследовательская и учебная дисциплина.

Вопросы для обсуждения

 

1. Антропология как система научных дисциплин. Какое место занимает социальная антропология в системе наук о человеке?

2. Предпосылки формирования социальной антропологии. Какие общественные причины стимулируют формирование социальной антропологии в научную и учебную дисциплину?

3. Объектно-предметная область социальной антропологии. Попробуйте сформулировать свое определение предмета социальной антропологии. Сравните с существующими определениями.

4. Основные категории социальной антропологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: