№ п/п | Группы критериев | Формы проявления и показатели | Методы оценки |
1 | Выявляющие осознанность выбора профессии | Обоснованность выбора профессии Раннее начало процессов профессионального самоопределения Цель получения физкультурного образования | Интервьюирование, опрос |
2 | Характеризующие успешность приобщения к профессии | Положительная динамика установки на освоение профессии Успешность изучения профилирующих предметов (оценки успеваемости) Регулярность посещения занятий | Контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий |
2.1 | Социально-перцептивные критерии | Отношение к профессии, вызванное активным состоянием нравственных качеств личности (чувство долга, ответственность) Согласованность работы в коллективе, инициативность Требовательность в совместной деятельности в целях достижения социально значимых результатов | Педагогические наблюдения, собеседование, интервьюирование |
2.2 | Нормативно-процессуальные критерии | Наличие основ профессионального мастерства Получение дополнительных профессиональных знаний Соблюдение учебной и трудовой дисциплины Интеграция педагогических знаний и знаний по виду спорта Направленность самостоятельной работы на решение педагогических задач Внедрение методических разработок в педагогический процесс | Педагогический анализ продуктов профессиональной деятельности, педагогические наблюдения, контрольная и практическая работа, курсовая и дипломная работа, практическое проведение занятий |
2.3 | Проектировочные критерии | Намерения осуществлять педагогическую деятельность Сформированность мотивов педагогического труда Профессиональные планы | Собеседование, анкетирование, тестирование |
|
|
Под термином «функции» понимаются объективно присущие системе профессиональной ориентации особенности воздействия на абитуриентов, студентов, тренеров-преподавателей по дзюдо и усиления их профессионального самоопределения (рис. 5). Функции профессиональной ориентации могут быть реализованы только в конкретных формах. Форма профессиональной ориентации — это способ структурирования ее содержания, имеющий определенное профориентационное значение.
- функция содействия воспитанию
нравственных и интеллектуальных
свойств и качеств, необходимых
в профессионально-педагогической
деятельности
- функция содействия освоению
общедидактических и естественно-
воспитательных знаний, умений и
навыков
- функция содействия адаптации
к особенностям профессионально-
педагогической деятельности в сфере
|
|
«Физическая культура и спорт»
- функция стимуляции формирования
и углубления мотивов физкультурно-
педагогической деятельности
- функция содействия становлению
и совершенствованию мастерства
обучения двигательной деятельности
и воспитания физических способностей
- функция формирования ценностного
отношения к профессии
Рис. 5. Функции профессиональной ориентации
Воздействие профессиональной ориентации на молодых людей, избирающих профессию тренера-преподавателя по дзюдо, осуществляется в двух основных направлениях.
Первое направление — физкультурная ориентация, осуществляемая через приобщение к практической физкультурной и спортивной деятельности и направленная на последующую профессиональную деятельность в сфере дзюдо. Именно это направление предполагает значительно изменять личность будущего педагога.
Второе направление — не ограниченная учебным процессом педагогическая ориентация (в спортивном коллективе, в колледже, вузе, на курсах повышения квалификации), воздействующая на обучаемых в процессе формирования и совершенствования мастерства. Данное направление сильнее воздействует на профессионально-мотивационный аспект физкультурно-педагогической ориентированности. Основой его проявления служит целенаправленное формирование призвания к педагогической профессии. Опираясь на то, что призвание к профессии не альтернативно (по типу «есть—нет»), а проградиентно (может иметь широкий диапазон выраженности), возможно систематизировать уровни проявления призвания. Низшим уровнем является полное отсутствие призвания к профессии тренера-преподавателя по дзюдо. При высшем уровне выраженности профессиональное призвание становится доминирующим свойством направленности и характера человека.
Определены формы профессиональной ориентации:
Собственно-ориентационная форма наряду с приобретением специальных знаний ведет к становлению и упрочению физкультурно-педагогической ориентированности при соблюдении ряда условий:
· нацеливанием абитуриентов, студентов, специалистов на познание смысла профессиональной деятельности;
· положительным отношением к изучаемому профориентационному материалу, усиливающим проявление физкультурно-педагогической ориентированности;
· осознанной установкой на усвоение практических способов профессиональной деятельности и профессионального поведения.
Профессионально-ориентационные формы основываются на выполнении действий, повышающих уровень подготовленности и гармоничного развития занимающихся дзюдо, освоении и углублении теоретических знаний, степени воспитанности личности. Такая деятельность должна быть адекватна реальному отлаженному педагогическому труду, в процессе ее осуществления нужно проявлять (по Е. А. Климову): сознательное предвосхищение социально ценного результата; нужно осознание обязательности достижения социально фиксированной цели; необходим сознательный выбор, применение и совершенствование или создание орудий, средств деятельности, нужно осознание коллективных производственных зависимостей.
Адаптационные формы профессиональной ориентации приобщают к самому процессу педагогической деятельности: происходит обучение двигательным действиям, развитие физических качеств, воспитание качеств личности у занимающихся дзюдо.
Психолого-педагогические формы представляют возможность для взаимодействия и сотрудничества в педагогическом коллективе, усиливают профессиональные отношения, которые складываются между участниками педагогической деятельности.
Средства профессиональной ориентации разделяются по особенностям воздействия (рис. 6).
|
|
— образовательные — индивидуализированные
— организационные — коллективные
— имитационные — массовые
Рис. 6. Средства профессиональной ориентации
Методы профессиональной ориентации не только целенаправленно воздействуют на профессионально-мотивационный и профессионально-деятельностный аспекты физкультурно-педагогической ориентированности, но и выявляют ее уровень.
Все методы разделены на три группы.
· Методы, усиливающие профессионально-мотивационный аспект ориентированности, способствуют воспитанию личностных качеств, присущих педагогу, формируют сознание через изучение правил и норм поведения педагога; регламентируют построение профессиональных взаимоотношений, возникающих в педагогическом процессе.
· Методы, усиливающие профессионально-деятельностный аспект ориентированности, адаптируют студентов к процессу педагогического труда, формируют у них основы педагогического мастерства и помогают накапливать первичный профессиональный опыт.
· Методы контроля определяют успешность воздействий профессиональной ориентации, основаны на наблюдении за поведением и деятельностью, оценкой качества выполнения поставленных задач. Для контроля применяют критерии успешности профессионального образования и осуществления педагогического процесса в работе с дзюдоистами. То есть критерии, которые характеризуют знания, умения, навыки. Гораздо сложнее установить желание, склонности и стремление к педагогической работе в сфере дзюдо. Профориентационный контроль может быть теоретическим (опросные методы, педагогический анализ) и практическим (наблюдение, тестирование).
Этапы формирования профессионально-деятельностного аспекта ориентированности у будущих тренеров-преподавателей по дзюдо во многом совпадают с этапами получения знаний и выработки умений и навыков. Этапы профессиональной ориентации, усиливающие профессионально-деятельностный аспект ориентированности, основываются на положениях концепции поэтапного формирования действий и понятий, (разработанной П. Я. Гальпериным). Учитывая это, в формировании профессионально-деятельностного аспекта ориентированности можно выделить:
|
|
· Этап начального разучивания, когда формируется основа изучаемого действия и оно осваивается в общих чертах на уровне предумения.
· Этап углубленного разучивания, на котором формируется профессиональное умение в деталях.
· Этап закрепления и дальнейшего совершенствования профессиональных навыков.
Этапы формирования профессионально-мотивационного аспекта ориентированности у студентов физкультурных вузов зависят от особенностей их мотивации. У студентов вузов педагогического профиля мотивы учения часто различны: 73 % от всех опрошенных студентов учатся, чтобы сдать сессию; 36 % опрошенных — для того, чтобы подготовиться к текущим занятиям; только 3 % среди всех опрошенных стремятся получить знания в процессе учебы (А. А. Орлов, 2004). Перечисленные группы мотивов во многом определяют ситуативную ориентированность студентов на педагогическую профессию. Она формируется именно в том случае, если студенты слабо представляют себе суть педагогического труда.
Планирование профориентационных воздействий включает ряд этапов (табл. 7). Формирование этого аспекта в значительной степени связано с воспитанием личности будущего педагога. В этом случае, этапы профессиональной ориентации приоритетно направлены на воспитание личностных и профессионально важных качеств студентов.
Таблица 7