Педагогический контроль технико-тактической подготовленности в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности дзюдоистов систематически проводят в процессе спортивной подготовки.
В учебно-тренировочной деятельности для этого применяется аттестация на квалификационные степени. Дзюдоисты различного возраста выполняют аттестационные требования по технико-тактической подготовленности. Для занимающихся дзюдо детского и юношеского возраста предусмотрено выполнение 6 ученических степеней (кю). Их содержание представлено в Приложении 2.
Контроль проводит аттестационная комиссия, устанавливающая наличие у дзюдоистов терминологических знаний и степени практического освоения технико-тактических действий в стойке и партере согласно ряду критериев.
а) Критерии освоения технических и тактических действий:
«отлично» — действие названо японским и русским термином и выполнено без ошибок.
«хорошо» — действие названо японским и русским термином и выполнено с незначительными ошибками.
|
|
«удовлетворительно» — названо русским термином, не выполнено или выполнено с грубыми ошибками.
б) Критерии выполнения приемов, защит, контрприемов в стойке и партере из всех классификационных групп, выполнения защит и контрприемов от приема, выполняемого партнером:
«отлично» — технические действия выполняются четко, слитно, с максимальной амплитудой и фиксацией в финальной фазе.
«хорошо» — технические действия выполняются с незначительными задержками, с недостаточной плотностью захвата, при выполнении приема и удержания в финальной фазе.
«удовлетворительно» — технические действия выполняются со значительными задержками, срываются захваты при выполнении приема и при удержании соперника в финальной фазе.
в) Критерии выполнения приемов, защит, контрприемов и комбинаций в стойке и партере из всех классификационных групп; демонстрация защит и контрприемов от приема, выполняемого партнером; проведение комбинаций из демонстрируемых технических действий; выполнение комбинаций, построенных по принципам: прием—защита—прием, прием—контрприем—контрприем, прием в стойке—прием в партере:
«отлично» — технические действия выполняются четко, слитно, с максимальной амплитудой и фиксацией в финальной фазе.
«хорошо» — технические действия выполняются с незначительными задержками, с недостаточной плотностью захвата, при выполнении приема и удержания в финальной фазе.
«удовлетворительно» — технические действия выполняются со значительными задержками, срываются захваты при выполнении приема и при удержании соперника в финальной фазе.
|
|
Аттестационная комиссия принимает решение об уровне освоения конкретным дзюдоистом технико-тактических действий и делает вывод о выполнении (не выполнении) программы аттестации.
В соревновательной деятельности педагогический контроль технико-тактической подготовленности дзюдоистов может проводиться по ряду показателей: активность, надежность, результативность атакующих и защитных действий, вариативность технико-тактических действий. У дзюдоистов-юношей наиболее информативными являются следующие основные показатели.
а) Активность — количество попыток выполнения технико-тактических действий, выполняемых дзюдоистом за время поединка (или в единицу времени). Расчет показателя производится по формуле:
где N — количество попыток (приемов, защит),
Т — количество поединков (или время поединков).
Можно установить активность атакующих и защитных действий, общую активность (количество классификационных групп приемов, используемых дзюдоистом).
б) Эффективность — соотношение удачных попыток проведения технико-тактических действий к общему их количеству. Расчет показателя производится по формуле:
где П — количество оцененных приемов,
N — общее количество приемов.
По сходной формуле определяется эффективность защиты, используя данные о количестве удачных попыток выполнения защитных действий и количество попыток атакующих действий соперника.
в) Результативность — показатель качества выполнения атакующих действий. Выражается в количестве оценок, выполненных в среднем за поединок. Учитывая, что оценки в дзюдо не суммируются, чистую победу «иппон» условно приравнивают к 10 условным единицам, «ваза-ари» — к 7 единицам, «юко» — к 5, «кока» — к 3. Показатель высчитывают по формуле:
где И — количество оценок «иппон»,
В — количество оценок «ваза-ари»,
Ю — количество оценок «юко»,
К — количество оценок «кока»,
n — сумма поединков.
Наиболее рационально вычислять результативность дзюдоистов отдельно при противоборстве в стойке и партере.
Педагогический контроль за учебно-тренировочной и соревновательной деятельностью можно условно совместить (табл. 16), если сопоставлять результаты аттестационного контроля с показателями спортивного мастерства (выполненный разряд).
Таблица 16