Взгляды стран Восточного партнерства на его функционирование и развитие

 

Некоторые эксперты считают, что основным вызовом, стоящим перед Польшей в дальнейшем продвижении «Восточного партнерства», является согласование политики этого обширного количества европейских институтов в отношении «восточных соседей» и поддержание интереса к проекту[65].

 

Украина в действительности хотела бы добиться от Европейского союза большего, чем участие в «Восточном партнерстве». Даже после смены власти в 2010 г. новый президент Украины Виктор Янукович продолжает путь к европейской интеграции. Ряд авторов считает, что демократическая и стабильная Украина – ключ к трансформации во всем регионе. Влияние Европейского союза через принцип «политической обусловленности» на политику Украины может быть достаточно эффективным[66].

 

Новое правительство Молдовы, сформированное «Альянсом за европейскую интеграцию» после парламентских выборов 2009 г., стремится к европейской интеграции и верит, что «Восточное партнерство» является шагом на пути к членству. Кишинев надеется, что ускоренная интеграция с Европейским союзом позволит скорее разрешить Приднестровский конфликт. Молдова – единственная страна, чьи отношения с Европейским союзом динамично развивались после старта «Восточного партнерства», и ЕС вознаградил усилия правительства по европеизации страны началом переговоров о заключении Соглашения об Ассоциации, а также дополнительными финансовыми вливаниями. Вскоре также начнется диалог о визовой либерализации и заключении соглашения о зоне свободной торговли[67]. У экспертов существуют опасения, что в случае возвращения к власти коммунистов курс на интеграцию может быть свернут. На настоящий момент влияние Европейского союза через принцип «обусловленности» на политику Молдовы может быть достаточно эффективным.

 

Грузия придерживается аналогичной с Молдовой точки зрения на «Восточное партнерство», но разочарована тем, что Европейский союз пренебрегает ее интересами в сфере безопасности. В частности, представители Грузии придерживаются мнения, что ЕС так и не обеспечил реализацию условий перемирия в Южной Осетии, которые были достигнуты между президентом Франции Николя Саркози и президентом России Дмитрием Медведевым. Влияние Европейского союза через принцип «политической обусловленности» на политику Грузии может быть достаточно эффективным благодаря тому факту, что грузинское руководство не видит для себя иной альтернативы кроме интеграции в западные структуры[68].

 

Армения удовлетворена «Восточным партнерством». Оставаясь глубоко зависимой от России и от ее военной поддержки, Армения не имеет серьезных амбиций в отношении европейской интеграции, однако полагает, что участие в данной программе может принести ей экономические выгоды и диверсифицировать международные контакты, серьезно ограниченные в результате изоляции со стороны Азербайджана и Турции. Визовая либерализация является для Армении одним из главных приоритетов в рамках «Восточного партнерства». Положение дел в Армении сильно зависит от общей ситуации в регионе, в частности, - от политики Турции. Некоторые эксперты полагают, что до тех пор, пока переговоры о вступлении Турции в Европейский союз не возобновятся на должном уровне, влияние ЕС через принцип «политической обусловленности» на политику стран Закавказья будет оставаться ограниченным.[69]

 

Азербайджан относится «Восточному партнерству» достаточно равнодушно, выступая за принцип «совместного участия» (joint ownership) и проявляя основной интерес к вопросам экономики (в частности, инвестиций), энергетики, науки и образования, визовой либерализации. В этом позиция Азербайджана близка к позиции Беларуси. Азербайджан также не стремится к активному участию в многостороннем измерении «Восточного партнерства» из-за неурегулированного конфликта с Арменией[70]. Поскольку Азербайджан не имеет амбиций в отношении европейской интеграции, а Европейский союз нуждается в энергоресурсах Азербайджана, влияние принципа «политической обусловленности» на политику страны остается крайне низким.

 

Беларусь – особый случай. В начале 90-х годов XX века Беларусь достаточно продуктивно развивала свои отношения с европейскими структурами, навёрстывая упущенный в советское время потенциал сотрудничества. В 1995 году Европейский Союз и Республика Беларусь заключили Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (a Partnership and Cooperation Agreement, PCA), целью которого было политическое и экономическое сближение. Однако уже в 1996 году в связи с ухудшением ситуации с соблюдением прав человека в стране действие данного Соглашения было приостановлено Советом по общим вопросам и внешним сношениям ЕС (General Affairs and External Relations Council,GAERC). В 1997 году тот же орган постановил ограничить техническое содействие Беларуси гуманитарными и региональными проектами, напрямую поддерживающими демократизацию, а контакты с белорусским правительством свести к минимуму.

 

Именно поэтому включение Беларуси в «Восточное партнерство» стало предметом широких дискуссий. Белорусское правительство заинтересовано в «Восточном партнерстве», прежде всего, с экономической точки зрения – чтобы привлечь в экономику дополнительные финансовые средства, а также укрепить белорусскую независимость от России и сам белорусский режим внутри страны[71]. Беларусь до сих пор очень ограниченно участвует в двустороннем измерении «Восточного партнерства», не имея полноценного «плана действий» в рамках Европейской политики соседства. Джос Боонстра и Наталья Шаповалова полагают, что если Европейский союз продолжит игнорировать объективные белорусские экономические интересы, обуславливая все проекты по сотрудничеству тематикой прав человека, то белорусская власть может быстро потерять интерес к проекту[72]. Влияние Европейского союза через принцип «политической обусловленности» на политику Беларуси может стать более эффективным, если Беларусь окажется более вовлеченной в европейские экономические процессы.

 

Те же авторы считают, что Европейский союз должен способствовать свободной торговле стран «Восточного партнерства» с Россией, и поддержать ее вступление в ВТО, а также помочь совместить российские интеграционные проекты с глобальным режимом свободной торговли в рамках ВТО[73]. По их мнению, Евросоюзу стоит разморозить или заключить с Беларусью новое Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое создало бы базу для развития двусторонних отношений. Они приводят аргумент, что ЕС заключил подобные соглашения даже с автократическими режимами Центральной Азии, которые не входят в Европейскую политику соседства.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: