Методические подходы к оценке инновационного потенциала региона

 

Основной целью разработки комплексной и системной оценки инновационного потенциала является выработка конкретных практических рекомендаций по стимулированию инновационной активности как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне национальной экономики.

В современной мировой практике существует значительное число различных показателей, оценивающих уровень развития инновационной деятельности: начиная с оценки человеческого капитала, показателей, измеряющих знания, научно-технический прогресс (НТП), и заканчивая отдельными показателями фондового рынка. Различные международные организации разрабатывают собственные системы показателей, отражающих уровень инновационного потенциала страны (региона). В качестве таких примеров можно привести следующие системы показателей:

1. Индекс научно-технического потенциала (Всемирный экономический форум) как составляющая интегрального показателя оценки уровня конкурентоспособности страны.

Согласно методике экспертов Всемирного экономического форума (ВЭФ), возможность достижения устойчивого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе в равной степени зависит от трех категорий переменных: макроэкономической среды, государственных институтов и технологии.

В долгосрочном периоде рост экономики невозможен без НТП. Для стран-«новаторов» (в том числе США, Япония, Корея, Канада и др.) доля инновационной составляющей при расчете индекса роста конкурентоспособности оставляет 1/2, тогда как для остальных – всего 1/3. Индекснаучно-технического потенциала рассчитывается на основе таких данных, как число патентов на 1 млн. населения; позициястраны по уровню технологического развития, вклад иностранных инвестиций в инновационную деятельность местных фирм; число ET1 пользователей Интернет на 10 000 человек и т.д.

Согласно исследованиям Всемирного экономического форума24, Россия в течение двух лет (2003 и 2004 гг.) находитсяна 70-м месте (в 2002 г. – 65-е), среди 104 рассматриваемых стран, по показателю роста конкурентоспособности. В 2004 –2005 гг. наша страна занимала 67-е место по показателю индекса научно-технического потенциала.

2. Система показателей оценки инновационной деятельности Комиссии европейских сообществ (КЕС)25, используемаядля сравнительного анализа оценки развития инновационной деятельности в странах Европейского Союза (ЕС), а также сопоставление их с показателями США и Японии.

Предложенная Директоратом по предпринимательству КЕС система инновационных показателей включает в себя 16индикаторов, разделенных на четыре группы:

1) человеческие ресурсы;

2) генерация новых знаний;

3) трансфер и использование знаний;

4) финансирование инноваций, результаты инновационной деятельности.

Оценка инновационной деятельности по предложенной методике позволяет сопоставить успехи различных стран и определить области, которые требуют дополнительных усилий со стороны частных организаций и государства. Вместе с темпредложенные параметры не охватывают таких показателей, как инвестиции в человеческий капитал, возможности и качество образовательных систем, приобретение нового оборудования (новых технологий) и т.д.

3. Ежегодно публикуемые Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показатели, характеризующие уровень и динамику развития инновационной экономики по развитым и отдельным развивающимся странам.

В системе индикаторов ОЭСР представлены следующие показатели:

- удельный вес высокотехнологичного сектора экономики в продукции обрабатывающей промышленности и услугах;

- инновационная активность;

- объем инвестиций в сектор знаний (общественный и частный), включая расходы на высшее образование, НИОКР, а также в разработку программного обеспечения;

- разработка и выпуск информационного и коммуникационного оборудования, программного продукта и услуг;

- численность занятых в сфере науки и высоких технологий и др.

Представленные системы показателей направлены преимущественно на оценку инновационного потенциала развитыхстран. В связи с этим они не учитывают ряда факторов, характерных для развивающихся рынков. Последние накладываютограничения на стимулирование инновационной деятельности (например, уровень развитости инновационного законодательства, приоритеты государственных властей по вопросам инновационного развития и др.) В этом случае, помимо традиционных показателей, целесообразно рассчитывать ряд индикаторов, оценивающих результативность инновационных процессов, влияющих на социально-экономическое развитие страны (отдельных регионов). Например, такие, как доля инновационной деятельности в экономике региона, показатель социально-экономической полезности инноваций, доля инноваций вбюджете региона (страны) и т.д. Однако расчет и анализ таких показателей в отечественной практике ограничен как недостатком соответствующей информации (особенно в региональном разрезе), так и отсутствием собственно методики их расчета в разрезе основных составляющих инновационного потенциала. Отсутствует также научное обоснование необходимого идостаточного числа и состава показателей, оценивающих инновационный потенциал. Представляется, что данным вопросам в условиях формирования глобального инновационного общества необходимо уделять больше внимания.

Отметим, что в российской практике оценка инновационного потенциала регионов приводится в ежегодных исследованиях национального рейтингового агентства «Эксперт РА»28. Однако в данном случае такая оценка не может дать полнойкартины инновационного развития, поскольку представляет собой лишь ранги регионов по инновационному потенциалу ивыступает составляющей частью инвестиционного потенциала субъектов.

Таким образом, комплексная оценка инновационного потенциала региона предполагает, во-первых, существованиеобоснованной и научно выверенной системы показателей. Во-вторых, наличие статистической базы. В-третьих, показателисоставляющих регионов могут быть использованы для оценки совокупного потенциала страны.

Формирование и развитие инновационного потенциала России предполагает учет и анализ специфики инновационногоразвития отдельных регионов. В условиях становления принципиально новых федеративных отношений целесообразно вкаждом регионе, учитывая его специфические условия развития, исходя из наличия ресурсов, кадров, инфраструктуры, разработать свою инновационную среду. Совокупность региональных инновационных систем, объединенных единой целью (устойчивое развитие страны) и действующих в рамках государственной экономической политики и законодательства, будетформировать инновационный потенциал страны в целом.

Методологические подходы к оценке инновационного потенциала региона должны вытекать из его сущности, которая была раскрыта нами выше. Учитывая основные составляющие, а также исходную информационную базу, которую сегодняможет предложить официальная статистика, оценка инновационного потенциала будет осуществляться по следующим показателям (рис. 2.1.1).


Рис. 2.1.1 – Мониторинг развития инновационного потенциала региона

 

Заметим, что современная отечественная методология статистического анализа не совсем пригодна для оценки инновационных процессов и значит, для принятия обоснованных управленческих решений. Это во многом обусловлено нечеткостью понятийного аппарата, что вынуждает использовать для различных субъектов и стадий инновационной деятельности общие во всех случаях критерии продукта.

Не может быть показателей, единых для всех стадий инновационного процесса, а следовательно, единых для всех форм государственного участия в нем. Таким образом, для адекватности оценки инновационных процессов необходимо провести реформу статистики инноваций. Одним из ее направлений может быть разработка статистических форм, фиксирующих «разрыв» стадий инновационного цикла, т.е. промежуточные и конечные результаты с использованием соответствующих индикаторов (табл. 2.1.1).

Реформа статистики инноваций позволит повысить качество оценки инновационной деятельности и инновационного потенциала экономических систем.

В настоящее время в отечественной теории уже есть предложения по совершенствованию системы анализа научно-технологического потенциала.

Научно-технологический потенциал страны должен анализироваться как единство двух его основных характеристик:

1) как совокупность ресурсов, связанных с научно-технической сферой;

 

Таблица 2.1.1 – Признаки и индикаторы инновационной деятельности

Признаки Индикаторы
Качественные Появление нового или усовершенствованного продукта, технологического процесса, информации либо нового подхода к рыночным и социальным услугам, реализованным на рынке
Количественные Минимальная доля затрат на исследования и разработки в себестоимости продукции. Предельный срок использования продукции. Наукоемкость (отношение затрат на НИОКР к продажам) и др.
Сравнительные Соответствие стандартам и лучшим отечественным и зарубежным образцам
Рыночные Формирование нового сегмента рынка. Способность товара, услуги или технологии на коммерческую реализацию

 

2) как выражение результативности функционирования, особенно в аспекте влияния на экономику и общество в целом.

В основе инновационного потенциала той или иной хозяйственной системы лежат совокупность научных знаний, инноваций, находящихся в различных стадиях научно-воспроизводственного цикла, протекающего в ней, неиспользуемые резервы техники, технологий, кадровых ресурсов и организации в действующем производственном организме, а также нефункционирующие запасы новых технико-технологических средств, творческий потенциал коллектива.

Такое видение основы инновационного или научно-технологического потенциала применительно к различным уровнямхозяйственных системных образований: предприятиям, корпорациям, регионам, отраслевым, межотраслевым и народнохозяйственным комплексам, но с учетом их специфики.

Подготовка инноваций для использования в воспроизводстве конкретных потребительских стоимостей осуществляетсяв ходе научно-технических и инновационных процессов, длительность которых зависит от:

– изначальной формы, в которой находится новшество;

– наличия всех необходимых условий, включая инвестиционные, кадровые и предпринимательские ресурсы;

– полноценности существующего инновационного менеджмента.

Фактор времени предопределяет не только длительность трансформации знаний, но и обусловливает разную оценку научно-технологического потенциала в зависимости от различных тактических и стратегических целей. В связи с этим целесообразно деление общего научно-технологического потенциала на тактический и стратегический блоки.

Тактический потенциал составляет инновации, которые в условиях хоз. системы можно использовать от года до пятилет. Стратегический потенциал обусловлен преобразовательными возможностями подготавливаемых инноваций, использование которых в обновлении продукции и производства возможен за пределами пятилетнего периода.

Общий научно-технологический потенциал представляет собой не просто сумму, а единство тактического и стратегического потенциалов, при этом последний зависит от использования первого.

Совокупность научно-технологических новшеств хозяйственной системы может быть дополнена достижениями НТП всистеме более высокого порядка (корпорация заимствует новшество при производстве конкретных товаров из отраслевойсистемы, из других отраслей, из мирового банка научных знаний), располагая для этого необходимым капиталом. В этихусловиях научно-технологический потенциал хозяйственного образования, обогащенный внесистемными новшествами, будет, без сомнения, богаче; в нем могут существенно измениться все блоки во времени и структуре. Поэтому целесообразноподразделить научно-технологический потенциал хозяйственного образования на внутрисистемную и межсистемную части.

Научно-технологический потенциал имеет структуру, одним из ключей к которой может служить научно-воспроизводственный цикл создания и использования инноваций в преобразовании труда, продукции и производственногоаппарата хозяйственных систем. Воспроизводственный подход позволяет научно-технологический потенциал представить ввиде взаимосвязанной совокупности блоков. Каждый из них объединяет в себе новшества, которые характеризуются примерно одинаковой мерой вероятности трансформации их в инновации – товары, являющиеся итогом специфического интеллектуального труда в каждой отдельной стадии научно-воспроизводственного цикла.

Обобщая вышеприведенные методологические подходы, укрупненно алгоритм анализа научно-технологического потенциала хозяйственной системы представлен в виде следующей последовательности действий (рис. 3)

 

Рис. 2.1.2 – Алгоритм анализа состояния научно-технического потенциала

 

На основе анализа конкурентоспособности товаров, услуг, технологий их производства, эффективности менеджмента, организации, структуры и мотивации производства; через совокупность маркетинговых исследований; изучение преобразующих возможностей существующих инноваций различного характера внутри и вне системы в отношении товаров, технологий, организации труда и производства оцениваются качественные и количественные характеристики потенциала.

Оценка научно-технологического потенциала хоз. системы осуществляется по качественным характеристикам товаров и производительного аппарата, а также по количественным социально-экономическим, экологическим показателям итоговой хозяйственной деятельности.

Эффективность использования потенциала обобщенно оценивается как отношение достигаемых в настоящее время каждого из совокупности социально-экономических показателей, выбранных в качестве оценочных, к возможным достижениям при максимальном использовании научно-технического потенциала

 

(2.1.1)

 

где Э n – итоговый обобщающий показатель эффективности использования научно-технологического потенциала хоз. системы;

аi – конкретный i -й показатель, характеризующий достижение определенного эффекта;

аbi – возможный показатель принаиболее полном использовании потенциала;

n – число показателей.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: