Участие в мировом рынке инноваций

 

    Одним из важнейших ограничений перехода России на инновационный путь развития является слабость позиций России на мировом рынке инноваций и высокотехнологичных продуктов и услуг. Объем мирового рынка наукоемкой продукции оценивается по состоянию на 2003 год в 2 трлн. 300 млрд. долл. США, более поздние данные не были найдены. Из этой суммы на долю США приходится 39%, Японии – 30%, Германии – 16%. Доля России составляет лишь 0,3%[8]. В том, что касается экспорта из России патентов и лицензий, следует отметить, что при общем его незначительном объеме более половины приходится на сделки по примитивной переуступке авторских прав на изобретения. Это отражает неспособность отечественной экономики утилизировать проводимые внутри нее собственные исследования и разработки.

 

Инновационный спрос

 

    За годы реформ в России сложились и до сих пор не устранены весьма высокие институциональные риски в сфере экономической деятельности вообще, и в сфере инновационной активности – в особенности. К ним можно отнести несовершенство и неустойчивость налогового и таможенного законодательства, свертывание экономического стимулирования инновационной активности фирм, не гарантированность прав собственности, слабость системы юридической защиты прав в сфере экономической деятельности. Значительный отпечаток на стратегию поведения бизнеса оказали также особенности социальной среды формирования современного бизнес-сообщества: высокий удельный вес криминальных элементов и коррумпированной номенклатуры.

    Все эти факторы в совокупности определили ориентацию бизнеса на краткосрочные цели. Ход российских рыночных реформ, связанный с широкомасштабным перераспределением прав собственности и доходов, при крайне низком уровне контроля над законностью таких операций, придал перераспределительным процессам первенствующее место в ряду средств достижения делового успеха. Таким образом, бизнес оказался нацелен на резкий рост доходов за короткие сроки в результате не столько производственной деятельности, сколько за счет перераспределения прав собственности и доходов, либо за счет финансово-посреднической деятельности.

    Незначительный спрос на инновации со стороны частного бизнеса объясняется, кроме того, сложившейся моделью восстановительного экономического роста, опирающегося на использование недогруженных производственных мощностей, созданных в советский период, на применение недооцененных трудовых ресурсов и на присвоение природной ренты.[9] В тоже время, хотя присвоение природной ренты служит источником высокой рентабельности природоэксплуатирующих отраслей, их высокие доходы далеко не в полной степени служат источником инвестиционных ресурсов для остального народного хозяйства.

    При общем низком уровне инвестиций в технологическую модернизацию основная нагрузка по их финансированию падает на довольно ограниченные собственные средства предприятий. В 1998 г. только 6% общего объема инвестиций вкладывалось в новые технологии, и эти вложения на 86% финансировались самими предприятиями[10]. В 2000 г. доля собственных средств предприятий в финансировании технологических инноваций в промышленности составила 74%[11]. Хотя роль фондового рынка и кредитной системы в формировании источников финансирования реального сектора экономики за годы экономического роста (1999-2008) несколько увеличилась, это не привело к качественному изменению ситуации. Ни фондовый рынок и присутствующие на нем специализированные инвестиционные организации, ни банковская система пока не стали, как правило, заметным источником финансирования долгосрочных инвестиционных проектов.

    Общий слабый спрос на инновации препятствует развитию отечественного венчурного бизнеса. Венчурные фонды остаются немногочисленными, и имеют в основном иностранное происхождение. Значительная часть финансируемых этими фондами отечественных научно-технологических разработок предназначена для использования за рубежом, а не внутри страны. Венчурный бизнес требует притока не только дополнительных финансовых ресурсов, но и квалифицированных инновационных менеджеров.

    При относительно высоком уровне рисков в сфере инноваций для их снижения необходимо формирование крупных венчурных фондов, способных диверсифицировать свои вложения во множество венчурных проектов. Однако при относительно низкой капитализации российской кредитной системы и при наличии возможностей высокоприбыльных вложений капитала на финансовом рынке,  нет оснований рассчитывать на серьезное участие российского банковского капитала в формировании крупных венчурных фондов без появления к этому дополнительных стимулов. Что касается подготовки инновационных менеджеров, то эта проблема постепенно решается, однако крайне медленными темпами, поскольку при явной нужде в специалистах такого профиля эффективный спрос на них на рынке труда почти отсутствует.

    Значительные проблемы существуют и в деле коммерциализации существующего научно-технического потенциала, то есть в способности превратить исследовательские заделы в рыночно эффективные продукты. Это препятствует превращению потенциально имеющегося интеллектуального капитала в реальные внеоборотные активы компаний, способные увеличить конкурентоспособность последних.

    Приходится констатировать также и низкий государственный спрос на инновации, концентрирующийся главным образом в военном производстве. Это связано с инерцией сложившихся в 90-е гг. подходов, исходивших из концепции самоустранения государства из сферы производства. Несмотря на значительный профицит бюджета, обеспечиваемый в 1999-2007 гг., государство до недавних пор отказывалось пойти на расширение финансирования инфраструктуры  НИОКР, вложений в «человеческий капитал» (при том, что и то, и другое является общепризнанной практикой государства в развитых странах), вообще на какие-либо серьезные проекты в деле активизации инновационного развития.

Однако  в 2010 году ситуация начала меняться в лучшую сторону. В Подмосковье создается центр по разработке и коммерциализации новых технологий - своеобразный аналог американской Силиконовой долины. 31 мая 2010 года Президент РФ Дмитрий Медведев внес в Государственную Думу сразу два законопроекта об образовании инновационного центра «Сколково». Первый предполагает базовые подходы к созданию «Сколково» - определены пять направлений, которыми будет заниматься инновационный центр. Это энергетика, IT, телекоммуникации, биомедицинские технологии и ядерные технологии.

Второй законопроект предполагает определенные преференции в налоговой системе. В частности, это касается налога на прибыль, налога на имущества, уменьшенного налога на медицинское страхование и т.д.

 Также разработан законопроект «О государственной поддержке инновационной деятельности в России», который в ближайшее время должен быть внесен на рассмотрение в Госдуму. Этим законопроектом предусмотрено, что в правительстве будет создана особая структура – Госкомитет по инновациям, который станет преемником Госкомитета по науке и технике (ГКНТ). Он существовал в СССР, однако в 1991 году был закрыт вместе с ликвидацией Советского Союза.

Закон «О государственной поддержке инновационной деятельности в России» призван окончательно закрепить понятия «инновации» и «инновационная деятельность», обеспечив инноваторам право на налоговую, таможенную и организационно-правовую поддержку. Кроме того, в документе есть пункт о создании Федерального инновационного фонда с большим количеством региональных отделений. (ссылка: газета «Известия» от 21.05.10, статья «Госкомитет по новым идеям»)

    Те не менее, даже в контексте этих, безусловно, позитивных подвижек,  могут быть справедливы пессимистические высказывания некоторых экспертов о том, что «новой экономики» в стране может быть лишь столько, сколько в состоянии переварить традиционная экономика.[12]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: