Глава 2. Уровни бюджетного федерализма

Федеральный бюджет

    Федеральный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

    Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении РФ находятся федеральный

бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды ре­гионального развития.

    Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного на­ционального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюд­жет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспо­собности государства, развитием науки, подготовки высококвалифи­цированных специалистов.

    Доходы федерального бюджета

1. К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

§ федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации ут­верждаются федеральным законом о федеральном бюдже­те на очередной финансовый год;

§ таможенные пошлины, таможенные сборы и иные тамо­женные платежи;

§ государственная пошлина в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации;

2. К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

§ доходы от использования имущества, находящегося в го­сударственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

§ доходы от продажи имущества, находящегося в государ­ственной собственности, — в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государствен­ной власти Российской Федерации;

§ часть прибыли унитарных предприятий, созданных Рос­сийской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавли­ваемых Правительством РФ;

§ прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами;

§ доходы от внешнеэкономической деятельности;   

§ доходы от реализации государственных запасов и резервов.

    Расходы федерального бюджета

    1. В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

§ обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, феде­ральных органов исполнительной власти и их территори­альных органов;

§ функционирование федеральной судебной системы;

§ осуществление международной деятельности в общефеде­ральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с между­народными финансовыми организациями, международ­ного культурного, научного и информационного сотруд­ничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные органи­зации, другие расходы в области международного сотруд­ничества);

§ национальная оборона и обеспечение безопасности госу­дарства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

§ фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

§ государственная поддержка железнодорожного, воздуш­ного и морского транспорта;

§  государственная поддержка атомной энергетики;

§ ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и сти­хийных бедствий федерального масштаба;

§  исследование и использование космического пространства;

§ содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации; формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга Рос­сийской Федерации;

§ компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансирова­нию в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации за счет средств федерального бюджета;

§ пополнение государственных запасов драгоценных метал­лов и драгоценных камней, государственного материаль­ного резерва;

§ проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

§ федеральная инвестиционная программа др.

    2. Кроме того, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значе­ния, включаемых в целевые региональные и местные программы.

    По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

§ государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хо­зяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

§  обеспечение правоохранительной деятельности;

§  обеспечение противопожарной безопасности;

§   научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие науч­но-технический прогресс;  

§  обеспечение социальной защиты населения;

§   обеспечение охраны окружающей природной среды, ох­раны и воспроизводства природных ресурсов, обеспече­ние гидрометеорологической деятельности;

§ обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межре­гионального масштаба;

§ развитие рыночной инфраструктуры;

§   обеспечение развития федеративных и национальных от­ношений;

§ обеспечение деятельности избирательных комиссий субъ­ектов РФ в соответствии с законода­тельством Российской Федерации;

§ обеспечение деятельности средств массовой информации;

§ финансовая помощь другим бюджетам;

§ прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Рос­сийской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

    Федеральный бюджет является важным инструментом меж­регионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам Рос­сийской Федерации выделяются дотации и субвенции.

 

 

Бюджет субъекта РФ

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации.

В современных условиях все в большей степени региональ­ные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и не­производственной сфер на подведомственных территориях. Зна­чительно возрастает их координационная функция в экономиче­ском и социальном развитии территорий.

Согласно ст. 14 БК РФ:

В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средст­ва, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъек­тов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Рос­сийской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указан­ных в пунктах 2 и 5 статьи 26 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

    В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы регио­нальных бюджетов формируются за счет собственных и регули­рующих доходов.

    Собственные доходы включают следующие региональные на­логи и сборы:

§ налог на имущество предприятий;

§ налог на недвижимость;

§ дорожный налог;

§ транспортный налог;

§ налог с продаж;

§ налог на игорный бизнес;

§ региональные лицензионные сборы.

    К собственным доходам относятся также доходы от исполь­зования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными уч­реждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

     Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определен­ным федеральным законом о федеральном бюджете на очеред­ной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

    К неналоговым доходам относятся:

1) доходы от использования или продажи имущества, находящегося в собственности субъекта Федерации;

2) дивиденды по акциям;

3) арендная плата за сданное в аренду имущество;

4) проценты, полученные от размещения временно свободных денежных средств в банках;

5) поступления от продажи акций, находящихся в собственности субъекта Федерации;

6) доходы от реализации бесхозяйственного и конфискованного имущества и т. д.;

 7) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

 8) средства, получаемые в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

     Отдельную группу бюджетных доходов составляют безвозмездные перечисления, поступающие от нерезидентов международных организаций, правительств иностранных государств, юридических и физических лиц, бюджетов других уровней, в виде дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов, средств по взаимным расчетам, возникающим в связи с изменениями в бюджетном и налоговом законодательствах.

     Расходы бюджетов субъектов Федерации формируются так, чтобы обеспечить субъектам РФ выполнение закрепленных за ними полномочий. В зависимости от экономического содержания расходы делятся на текущие и капитальные.

     Текущие расходы обеспечивают:

1) текущее функционирование региональных органов государственной власти и бюджетных учреждений регионального уровня;

2) государственную поддержку отдельных отраслей экономики в соответствии с региональными целевыми нормами;

3) финансовую помощь муниципальным образованиям;

4) осуществление международной и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;

5) расходы на обслуживание государственного дома субъектов РФ.

    Капитальные расходы предназначены для инновационной и инвестиционной деятельности в соответствии с инвестиционными программами развития региона.

    Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

       Республика Башкортостан один из немногих субъектов Российской Федерации, обладающий мощным налоговым потенциалом. Республика Башкортостан находится в едином налоговом пространстве Российской Федерации. Региональные и местные налоги устанавливаются и взимаются в соответствии с федеральным налоговым законодательством.

    Наибольший удельный вес в доходах респуб­ликанского бюджета составляют налоговые по­ступления. Основная доля налоговых доходов приходится на поступления прямых налогов, среди которых важную роль играют поступления платежей по налогу на прибыль, высокая доля которых обусловлена динамичным развитием экономики республики. Имеется тенденция роста налогов на имущество, что отражает про­цесс постепенного повышения рыночной стои­мости объектов недвижимости как производст­венного, так и непроизводственного назначения, связанного с повышением оценки перспектив экономического развития республики, а также с процессом направления средств предприятий в больших размерах на капитальные вложения.

    Изменения порядка зачисления налога на до­бавленную стоимость и акцизов в бюджеты субъ­ектов Российской Федерации на федеральном уровне отразились на поступлениях налогов на товары и услуги.

 

 

Местный бюджет

         Местное самоуправление — обязательный компонент демокра­тического государственного строя. Оно осуществляется самим на­селением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представи­тельные и исполнительные органы, они наделяются определен­ными имущественными и финансово-бюджетными правами.

    Местные бюджеты  - один из главных каналов доведения до населе­ния конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами на­селения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и разви­тие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продук­ции и услуги которых также являются важным компонентом обеспе­чения жизнедеятельности населения.

    Согласно ст. 15 «Местные бюджеты» БК РФ:

    Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

    Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образова­ния и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназна­ченных для исполнения расходных обязательств соответствующего муници­пального образования.

    Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств му­ниципальных образований не допускается.

    В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Россий­ской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на ис­полнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осу­ществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам ме­стного значения и расходных обязательств муниципальных образований, испол­няемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления от­дельных государственных полномочий.

    Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов го­родских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консо­лидированный бюджет муниципального района.

    В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений мо­гут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованьями.

(В ред. Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ.)

    Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

§ формирование денежных фондов, являющихся финансо­вым обеспечением деятельности местных органов власти;

§ распределение и использование этих фондов между от­раслями народного хозяйства;

§ контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомст­венных этим органам власти.

    Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на со­держание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включаю­щих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сель­ских бюджетов. Осуществление государством социальной поли­тики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

    Доходная часть местных бюджетов.   

    Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. В состав собственных доходов местных бюджетов входят:

    Местные налоги и сборы:

§ земельный налог;

§ налог на имущество физических лиц;

§ налог на рекламу;  

§ налог на наследство или дарение;  

§ местные лицензионные сборы.

    Доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям), в том числе:

§ доходы от приватизации объектов государственной и му­ниципальной собственности;   

§ доходы от продажи земли;   

§ доходы от продажи квартир гражданам.

    Средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

    Местные органы власти заинтересованы в собственных ис­точниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйствен­ную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.

    Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осу­ществлялось главным образом за счет регулирующих источни­ков, т. е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

    В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления:

§ от налога на добавленную стоимость;   

§ от акцизов;

§ от налога на прибыль (доход) предприятий;

§ от подоходного налога с физических лиц.

    Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов.

    Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти – разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест, влекут расширение расходов местных бюджетов.

    В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

§ содержание органов местного самоуправления;

§ формирование муниципальной собственности и управление ею;

§ организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

§ содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

§ организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

§ муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

§ благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

§ организация утилизации и переработки бытовых отходов;

§ содержание мест захоронения, находящихся в ведении
муниципальных органов;

§ организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственно­сти или в ведении органов местного самоуправления;

§ обеспечение противопожарной безопасности;

§ охрана окружающей природной среды на территориях
муниципальных образований;

§ реализация целевых программ, принимаемых органами
местного самоуправления;

§ обслуживание и погашение муниципального долга;   

§ целевое дотирование населения;

§ содержание муниципальных архивов;   

§ проведение муниципальных выборов и местных референ­думов.

    Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство — примерно треть всех расходов.

    Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной произ­водственной базы как основы для получения в будущем собст­венных доходов.

    Местным органам подведомственна подавляющая часть со­циально-культурных учреждений и в первую очередь учрежде­ний народного образования и здравоохранения. Поэтому в рас­ходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, по­селковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%.

    Одной их актуальных проблем является улучшение благоуст­ройства наших городов и сел. Этому должно способствовать бо­лее рациональное использование выделяемых на эти цели бюд­жетных ассигнований.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: