Однако нужно иметь в виду, что при прочих равных условиях лица с глубокими нарушениями зрения оказываются в стрессогенных ситуациях значительно чаще, чем зрячие. При этом эмоциональное напряжение в ситуациях общения, при решении бытовых и личных проблем, психосоматических изменениях имеет, как правило, отрицательную окраску, т.е. слепые испытывают чувство дискомфорта. В психологической литературе стрессы, сопровождаемые негативными переживаниями, получили название дистрессов.
Высокий уровень дистрессов у слепых бывает сопряжен со снижением уровня познавательных (когнитивных) процессов, неадекватным повелением, а их частое повторение затрудняет адаптацию слепого, расширяет круг стрессоров, ведет к закреплению негативных реакций, а в конечном итоге ~ появлению патохарактерологических черт личности. Переживаемые при дистрессе негативные эмоции (чувство отчужденности, ненужности, тревожности, обиды, виновности, несправедливости судьбы и т.п.) оказывают отрицательное влияние на деятельность вплоть до полной ее дезорганизации.
|
|
Отрицательные эмоциональные состояния понижают жизненный тонус личности и являются причиной возникновения эмоциональной отстраненности человека, характеризующейся разрывом межличностных отношений. Исследователями отмечается, что в последние годы становиться все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.
Влияние социальной среды на формирование волевых черт дошкольника с нарушениями зрения.
Нарушение социальных контактов приводит к ряду отклонений в формировании личности, может при отсутствии или недостаточно квалифицированном педагогическом вмешательстве вызвать негативных характерологических особенностей: изменение в динамике потребностей, связанных с затруднением их удовлетворения, сужение круга интересов, обусловленных сферой чувственного отражения, редуцированнность способности к видам деятельности требующим визуального контроля.
Нарушение способствует возникновению неблагоприятных условий, влияющих на формирование различных черт характера.
В результате формируются отрицательные моральные, волевые, эмоциональные, интеллектуальные черты характера, устойчивые свойства личности.
При формировании основных свойств личности на первый план выступают социальные факторы:
1. Нарушение зрения- развитие нежелательных черт характера
При правильной организации воспитания и обучения, широкого влечения ребёнка в различные виды деятельности, формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок, оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора
|
|
2. Слепота первоначально тормозящая некоторые стороны личности при педагогическом воздействии отступает второй план, но продолжает оказывать влияние на избирательное отношение ребёнка к окружающей действительности.
Если вид деятельности доступен для слепого, то формирование отношения к нему оказывается независимо от нарушения зрения
Создаются благоприятные условия для развития личности детей с отклонениями т к не считают, что нарушение влияет на весь ход развития, т е радикально не изменяет развитие
Роль деятельности в развитии психики и компенсаторном приспособлении при нарушениях зрения.
Развитие ребёнка при сенсорной недостаточности подчинено тем же закономерностям; Благодаря выработке компенсаторных приспособлений, восстанавливаются или замещаются нарушенные, или утраченные функции необходимые для рефлекторной деятельности человека.
С помощью компенсаторных приспособлений осуществляется восстановление нарушенного равновесия между человеком, природой и социальной средой, то есть приводит в норму смещённые или нарушенные связи и отношения, в результате ребёнок с нарушением зрения приобщается к деятельности.
Одна из важнейших задач реабилитационного процесса с лицами с нарушением зрения является развитие или восстановления активности.
Компенсация и до развитие психических функций данной категории возможны лишь при возобновлении деятельности в новых условиях.
Роль в деятельности и компенсации подчёркивалось многими учёными. (культурно-историческая теория Л.С. Выготский).
В последствии отметили зависимость компенсаторного приспособления от характера деятельности (избирательной развития компенсаторных процесса определяется требования социально-психологического характера).
М. И. Земцова «пути компенсации слепоты»
Работа посвящена роли деятельности в компенсации дефекта зрения. Она пишет, что деятельность в различных её видах является решающим условием для преодоления преград: психологического, физического развития, а также предупреждение дегенеративных изменений распада психики (при полной слепоте).
В участие игровой или трудовой деятельности повышает активность детей, развивает мотивационную сферу, стабилизирует чувственных сохранных систем, положительно сказывается на развитии ВПФ.