Влияние особенностей развития эмоциональной сферы на формирование личности детей с нарушениями зрения

Однако нужно иметь в виду, что при прочих равных условиях лица с глубокими нарушениями зрения оказываются в стрессогенных ситуациях значительно чаще, чем зрячие. При этом эмоциональное напряжение в ситуациях общения, при решении бытовых и личных проблем, психосоматических изменениях имеет, как правило, отрицательную окраску, т.е. слепые испытывают чувство дискомфорта. В психологической литературе стрессы, сопровождаемые негативными переживаниями, получили название дистрессов.

Высокий уровень дистрессов у слепых бывает сопряжен со снижением уровня познавательных (когнитивных) процессов, неадекватным повелением, а их частое повторение затрудняет адаптацию слепого, расширяет круг стрессоров, ведет к закреплению негативных реакций, а в конечном итоге ~ появлению патохарактерологических черт личности. Переживаемые при дистрессе негативные эмоции (чувство отчужденности, ненужности, тревожности, обиды, виновности, несправедливости судьбы и т.п.) оказывают отрицательное влияние на деятельность вплоть до полной ее дезорганизации.

Отрицательные эмоциональные состояния понижают жизненный тонус личности и являются причиной возникновения эмоциональной отстраненности человека, характеризующейся разрывом межличностных отношений. Исследователями отмечается, что в последние годы становиться все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

Влияние социальной среды на формирование волевых черт дошкольника с нарушениями зрения.

Нарушение социальных контактов приводит к ряду отклонений в формировании личности, может при отсутствии или недостаточно квалифицированном педагогическом вмешательстве вызвать негативных характерологических особенностей: изменение в динамике потребностей, связанных с затруднением их удовлетворения, сужение круга интересов, обусловленных сферой чувственного отражения, редуцированнность способности к видам деятельности требующим визуального контроля.

Нарушение способствует возникновению неблагоприятных условий, влияющих на формирование различных черт характера.

В результате формируются отрицательные моральные, волевые, эмоциональные, интеллектуальные черты характера, устойчивые свойства личности.

При формировании основных свойств личности на первый план выступают социальные факторы:

1. Нарушение зрения- развитие нежелательных черт характера

При правильной организации воспитания и обучения, широкого влечения ребёнка в различные виды деятельности, формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок, оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора

2. Слепота первоначально тормозящая некоторые стороны личности при педагогическом воздействии отступает второй план, но продолжает оказывать влияние на избирательное отношение ребёнка к окружающей действительности.

Если вид деятельности доступен для слепого, то формирование отношения к нему оказывается независимо от нарушения зрения

Создаются благоприятные условия для развития личности детей с отклонениями т к не считают, что нарушение влияет на весь ход развития, т е радикально не изменяет развитие

Роль деятельности в развитии психики и компенсаторном приспособлении при нарушениях зрения.

Развитие ребёнка при сенсорной недостаточности подчинено тем же закономерностям; Благодаря выработке компенсаторных приспособлений, восстанавливаются или замещаются нарушенные, или утраченные функции необходимые для рефлекторной деятельности человека.

С помощью компенсаторных приспособлений осуществляется восстановление нарушенного равновесия между человеком, природой и социальной средой, то есть приводит в норму смещённые или нарушенные связи и отношения, в результате ребёнок с нарушением зрения приобщается к деятельности.

Одна из важнейших задач реабилитационного процесса с лицами с нарушением зрения является развитие или восстановления активности.

Компенсация и до развитие психических функций данной категории возможны лишь при возобновлении деятельности в новых условиях.

Роль в деятельности и компенсации подчёркивалось многими учёными. (культурно-историческая теория Л.С. Выготский).

В последствии отметили зависимость компенсаторного приспособления от характера деятельности (избирательной развития компенсаторных процесса определяется требования социально-психологического характера).

М. И. Земцова «пути компенсации слепоты»

Работа посвящена роли деятельности в компенсации дефекта зрения. Она пишет, что деятельность в различных её видах является решающим условием для преодоления преград: психологического, физического развития, а также предупреждение дегенеративных изменений распада психики (при полной слепоте).

В участие игровой или трудовой деятельности повышает активность детей, развивает мотивационную сферу, стабилизирует чувственных сохранных систем, положительно сказывается на развитии ВПФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: