Своеобразие русской монархии XVII века

Первый представитель династии Романовых Михаил Федорович (1613-1645 гг.), занявший престол в 16-летнем возрасте, долгое время не играл самостоятельной роли. Первоначально государственными делами заправляли родственники царя Салтыковы и Черкасские. Вернувшийся в 1619 году из польского плена отец царя патриарх Филарет, энергичный и властный человек сосредоточил в своих руках духовную и светскую власть и более 10 лет фактически руководил правительством. В юном же возрасте вступил на престол второй Романов – Алексей Михайлович (1645- 1676 гг.). В начале его царствования государственными делами правил боярин Б.И. Морозов. Позднее власть с царем некоторое время делил патриарх Никон. Ограничение царской власти было связано также с привилегированным положением родовитой боярской аристократии, верхушка которой входила в Боярскую думу, высший правительственный орган сословно-представительной монархии. Постепенно в Боярскую думу начинают проникать представители неродовитых фамилий – думные дворяне и думные дьяки, котрые занимали высокие государственные посты благодаря своим личным заслугам. Аристократический характер думы с течением времени снижается, ее значение падает. В то же время при первых Романовых действовала «ближняя» или «тайная» дума, состоявшая из немногих доверенных лиц по приглашению царя. Значение этой думы к концу века возросло. В развитии сословно-представительной монархии XVII века весьма показательна судьба земских соборов – представительного органа дворян, бояр, духовенства и торговой верхушки посада. Они занимались изысканием финансов для государственной казны и сбором ратных людей для воинских нужд. Земские соборы постепенно отмирают, что становится заметным шагом в направлении к абсолютизму. Однако в XVII появились лишь зародыши абсолютизма. Окончательное становление его связано со следующим XVIII веком.

Выводы.

XVII век в истории Российского государства оказался очень важным в дальнейшем его развитии. Он демонстрирует те потенциальные силы и возможности, которые были скрыты в народе и нации: огромная воля к жизни, к единению нации, патриотический настрой. Как указывает В.О. Ключевский, «Бедствия Смутного времени соединили последние силы русского общества для восстановления разрушенного государственного порядка. Представительный собор был создан этим вынужденным общественным единодушием и поддерживал его. Народное представительство возникло у нас не для ограничения власти, а чтобы найти и укрепить власть: в этом его отличие от западно-европейского представительства»1. Ключевский анализирует причины того, что помешало земским соборам стать постоянным сотрудником власти, и приходит к выводу о том, что общество в России было разбито на обособленные сословия, а большинство крестьянства оказалось в крепостной неволе. Земский собор становился все менее нужен правительству, а общество не успевает обрести чувство права. Анализ российской истории XVII века приводит нас к мысли о том, что многие явления нашей современности проистекают из того давнего времени, когда формировалась ментальность России. Например, зачатки современной демократии (свободные выборы, создание представительного органа в форме Думы и др.) пока еще упираются в препятствия, очень похожие на те, которые мы наблюдали в истории XVII века: онтологическое преклонение перед государственной властью, авторитарность на грани с тоталитаризмом, исходящая не только от верхов, что понятно, но и от низов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: