Глава 2. Твердость Камня Веры о Кресте Господнем от Нового Завета

 

Из Божественного Писания ясно видим, что Христос, Спаситель наш, был распят на Кресте не случайно, не вынужденно, не за свои грехи, но по Своей воле избрав Крест в Свое прославление, наше же спасение. Он избрал Крест, как алтарь для принесения непорочной жертвы, чтобы ею умилостивить Бога, разгневанного на нас. Он избрал Крест, как некую лестницу, по которой Он взойдет на престол и получит царскую власть, и Его царству не будет конца. Он избрал Крест, как орудие нашего избавления, которым содеял спасение на земле. Он избрал Крест, как некое мерило, которым измеряется цена искупления рода человеческого. Он избрал Крест, как оружие, которым победил диавола и упразднил его власть. Из всего этого ясно, в какой чести Крест был у Христа, Спасителя нашего, если Он выбрал его по Своей воле и стал причиной его прославления. Если же Крест был в чести у Христа, как лестница, вознесшая Его к славе и царству, то насколько более в чести должен быть Крест Господень у нас, чтобы мы избавились от врагов и получили спасение.

Хочешь ли узнать, как Христос по своей воле избрал Крест? Послушай, что Он говорит в Евангелии от Иоанна: Я отдаю жизнь Мою, (...) Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Ин. 10:17‑18). И снова: Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили (Деян. 2:23), И снова: Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил (Деян. 3:18). И снова: Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына (...) Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой (Деян. 4:27‑28). Видишь, что Христос избрал Крест по своей воле, а не вынужденно.     

Хочешь ли узнать, что Крест Христов был жертвенником, на котором Сам Христос, как жертва непорочная, был принесен Богу ради Его умилостивления? Читай Послание к Евреям, главу 7: Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он сотворил это однажды, принеся в жертву Себя Самого (Евр. 7:26‑27), И снова, в Послании к Колоссянам: ибо благоугодно было Отцу (...) примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию Креста Его (Кол. 1:19‑20), то есть, Кровью Его на Кресте, излившейся, как на жертвеннике.     

Это предзнаменовал камень, который Иаков поставил и полил елеем, и назвал домом Божиим (Быт. 28).

Хочешь ли узнать, что Крест Христов был лестницей Христовой в славу и царство? Послушай, что говорит Евангелист Иоанн: ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин. 12:31‑32). Также читай Послание к Филиппийцам: смирил Себя, был послушным даже до смерти, и смерти Крестной. Посему и Бог превознес Его (Флп. 2:8‑9).

Хочешь ли узнать, что Крест Христов был орудием нашего спасения? Смотри о проображениях Святого Креста, например, как в первой главе от святого Дамаскина, и у других святых Отцов. Провозвестниками Креста были древо жизни посреди рая, Ноев ковчег, спасающий от потопа, жезл Моисея, пресекающий море, дерево, услаждающее горькие воды, а особенно змей, на дерево вознесенный.

Хочешь ли узнать, что Крест Христов был мерилом, которым измерялась цена искупления рода человеческого? Послушай, что говорит Апостол Петр: не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца (1Пет. 1:18‑19). И Апостол Павел говорит: и вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою (1Кор. 6:19‑20). Но где и чем измерить эту цену? Что может быть мерилом этой цены? Отвечает Святая Церковь: Посреди двух разбойников мерилом праведным станет Крест Твой.

Хочешь ли узнать, что Крест Христов был оружием, победившим диавола? Читай Послание к Колоссянам, главу 2: истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко Кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою (Кол. 2:14‑15).     

Отсюда видите, противники, враги Креста Христова, какой чести удостаивается Крест Господень в Священном Писании, на которое опираются эти доказательства.

Доказательство первое      

Жертвенник, на котором приносится жертва, умилостивляющая Бога о наших грехах, достоин почитания (Исх. 27 ‑30). Видишь, какой чести удостоился жертвенник из негниющего дерева в Ветхом Завете? Но Крест Господень есть жертвенник, на котором Христос Себя Самого, как агнца чистого и непорочного, принес в жертву Богу Отцу (Евр. 7). Об этом говорит и святой Златоуст в Слове о Кресте и разбойнике: «Видишь Таинство, это Он Сам Себя приносит, Сам жертва, Сам священник, Крест же алтарь». Об этом говорит и святой Дамаскин в Пасхальном Каноне: «Благословенный наш венец, Христос, как однолетний Агнец, добровольно подвергся закланию». Поэтому Крест Господень должен почитаться, как алтарь непорочной жертвы Иисуса Христа, Агнца, вземлющего грехи мира.

Доказательство второе      

Вознесшая во славу Христа лестница, на которой утверждался Господь, не должна быть в презрении и поругании. Видишь, как Иаков почитал эту лестницу, на которой утверждался Господь, как и место, на котором он видел лестницу, которую назвал Домом Божиим и Небесными Вратами (Быт. 22). Но Крест Господень был лестницей Христа, вознесшей Его к славе, по слову Павла: смирил Себя, был послушным даже до смерти, и смерти Крестной (Флп. 2:8‑9). Поэтому Бог Его и превознес, и даровал Ему имя, которое более всякого имени. И эта лестница Креста Господня была прообразована лестницей Иакова, на которой утверждался Господь. «Что означает утверждаться на лестнице, разве это значит быть повешенным на дереве?» – говорит Златоуст. Поэтому в презрении и поругании должен быть не Крест Христов, а те, кто презирает и хулит Крест Христов.

Доказательство третье      

Орудие нашего спасения и оружие, которым был побежден супостат наш, диавол, должно быть в чести. Вы же видите, что меч, или копье Давида, которым он победил Голиафа, почитается настолько, что хранится в Церкви на святом месте, как некая святыня. Но Крест Господень есть орудие нашего спасения и оружие, которым был побежден не один только Голиаф как враг Израиля, но диавол, супостат всему миру, по слову Павла к Колоссянам: Христос истребил учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко Кресту; отнял силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою (Кол. 2:14‑15). Читаем об этом и в молитве Василия Великого: «Боже и Господи сил!» И ниже: «Господа нашего Иисуса Христа ниспославший для спасения рода нашего и честным его Крестом рукописание грехов наших растерзавший, и победивший тем самым начальства и власти тьмы». Поэтому Крест Господень, как орудие нашего спасения и оружие, победившее врага, должно почитать более, чем копье, или меч Давидов, который осквернился кровью Голиафа, Крест же освятился Кровью Христовой и прикосновением Пречистой Его и Божественной Плоти.

В Послании к Ефесянам Апостол Павел говорит: чтобы вы (...) могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота (Еф. 3:18). Эти слова Павла многие относят ко Кресту Господню. Широта есть поперечная часть святого Креста. Высота есть часть Креста выше поперечной, на которой было титло Христа И. Н. Ц. И. Долгота есть часть ниже поперечной вплоть до земли. Глубина есть часть Креста, погруженная в землю. Иными словами, святой Павел описал тайну Святого Креста, по толкованию Феофилакта: «Высота Святого Креста отверзет нам Небо, глубина разоряет ад и побеждает диавола, долгота же долгую и бесконечную в небе жизнь нам дарует, широта же избавляет нас от широкого пути, ведущего в адскую пропасть». Так, в Каноне Честном Кресту в четвертой песне читаем: «Твоя высота, четверосильный Крест, Небеса мне да отверзет, глубина бездну адскую да заградит, широта от широкого пути сластей мирских да изведет меня, долгота же к вечной жизни, молю, да исправит меня». Из этого таинства святого Креста ясно, в каком почете должен быть Крест Господень.

В Послании к Галатам Апостол Павел говорит: А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира (Тал. 6, 14). И мы, следуя за святым Павлом, хвалимся Крестом Господа нашего Иисуса Христа по многим причинам. Хвалимся, как столпом крепости перед лицом вражьим, как оружием, которым Христос убил нас убившего, как лестницей, возводящей нас от земли к Небу, как щитом, хранящим нас от нападения вражьего, как жезлом, море мира сего пресекающим и ведущим нас в землю обетованную небесную. Хвалимся Крестом, как гербом христианского благородства, как родом Божиим и братией Христовой по плоти, которые имеют один герб – Святой Крест. Хвалимся Крестом Христовым, как игом Его сладчайшим, который и Сам понес, и нам носить повелевает: Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Мене, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:29‑30).

Вы же, противники, чем похвалитесь? Мудростью ли, но для Бога она помешательство. Богатством ли, но его Христос называет терновником, заглушающим семя Божиих слов. Благородным происхождение ли, но кто может быть поистине благороден, если не имеет в качестве герба святой Крест. ГОВОРИТЕ: «Мы хвалимся Христом». Слышу ваши слова, не имеющие силы: вы хотите иметь Христа без Креста, как бы говоря вместе с Иудеями: Сойди с Креста, о чем пишет святой Златоуст: «Посмотри на Иудеев, как они следуют за отцом своим, диаволом, и как диавол говорит: «Если ты Сын Божий, падай вниз», так и они говорят: «Если ты Сын Божий, сойди с Креста"". Этим же путем и вы, противники, шествуете, желая иметь Христа без Креста. Разве не слышите Ангела, говорящего мироносицам: не бойтесь, ибо (...) ищете Иисуса распятого (Мф. 28:5).

В Апокалипсисе пишется: И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах (Откр. 14:1). И снова там же: Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего (Откр. 7:3). Эти слова Нового Завета согласуются с Ветхозапетными, в Книге Пророка Иезекииля, где пишется о жестокой гибели всех, кто находился в городе, кроме имевших знамение на своих челах, изображенное как греческая буква тау, τ, сообразная Кресту (Иез. 9). Эти слова согласуются и со Второй Книгой Моисея, где говорится о том, что Иудеи творили крестообразно на дверях своих знамение агнчей кровью.

Святой Андрей Неокесарийский, вместе со многими другими, обращается к толкованию этих апокалипсических слов о знамении Святого Креста, которым мы по древнему обычаю Православной Церкви благочестиво знаменуемся, и говорит, что такое знамение будет во времена антихриста, различая людей Христа и антихриста.

Это печать, о которой Жених Небесный говорит Своей Невесте: Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою (Песн. 8:6). Эти слова святой Амвросий истолковывает в Книге об Исааке, в главе 8: «Печать Христа на челе, печать на сердце, печать на руке: на челе, ибо всегда его исповедуем, на сердце, ибо всегда Его любим, на руках, ибо всегда делаем добро. Знамение на челе, как на месте стыдливости: да не стыдимся исповедать распятого Христа, который не стыдится братией нас называть. Знамение на сердце, яко на месте любви: да возлюбим Его, возлюбившего нас, всем сердцем нашим. Знамение на руках: да поработаем Ему, Господу нашему, и тяжесть Крестную понесем на наших плечах».

Вот наша печать, которой мы отличаемся от Язычников и Иудеев. Это знамение, перенесенное с лобного места на наши лбы, знамение во благо.

Вы же, противники, чем отличаетесь от Язычников и от Иудеев?

ГОВОРИТЕ: Отличаемся крещением. Но разве можно отделить от крещения Крест Господень? Разве вы не слышите Апостола, который говорит: веемы, Крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его Крестились. Итак мы погреблись с Ним крещением 5 смерть (Рим. 6:3‑4). Смерть же Христа была смертью Крестной. Крещение же святое получило всю силу от Крестной смерти Христа и от Креста Его. Поэтому мы, Крестясь во имя Отца и Сына и Святого Духа и знаменуясь тем самым крестным знамением, говорим: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. И имя Отца полагаем на челах наших, чтобы исполнились приведенные выше апокалипсические слова, получив имя Отца Его на челах своих. Имя же Сына полагаем на чреве, поскольку и Он сошел из Лона Отеческого во чрево Приснодевы Марии и воплотился ради нас. Имя Святого Духа полагаем на правом и левом плечах, поскольку Его благодатью надеемся в судный день оказаться справа, среди спасенных, левой же стороны избежать.

В Евангелии от Матфея Христос говорит: тогда явится знамение Сына Человеческого на небеси (Мф. 24:30). Этим знамением Сына Человеческого, по толкованию Златоуста, Феофилакта, Кирилла и других, будет Крест Христов на Страшном Судилище.

Отсюда ясно видим, какую честь имеет Святой Крест, который Христос называет Своим знамением: Явится знамение Сына Человеческого. Земные цари имеют свои знамения. У одних такими знамениями являются орлы, у других львы, у третьих иное, а знамение Царя Небесного Крест. Каково же безумие и дерзость, противники, если вы Крест Христов, знамение Сына Человеческого, презираете и ругаете! Знамения ваших земных царей у вас в таком почете, и вы изображаете их на ваших домах, на воротах, на столпах, на пенязях и сосудах, а знамение Сына Человеческого, Царя царствующих, презираете, ругаете и, как от скверны какой‑то, отводите от него глаза. Но будет время, когда, увидев знамение Сына Человеческого, сияющее на Небесах, вы постыдитесь и, горько рыдая, возгласите: Итак, мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам (Прем. 5:6).

Святой Златоуст в Слове о Кресте и разбойнике говорит о троякой причине явления Креста Господня на Страшном Судилище.

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА: Для прославления Христа, стяжавшего Себе такую славу страданиями и Крестной смертью, и взошедшего на Царский Престол как бы по Крестной лестнице.

ВТОРАЯ ПРИЧИНА: Для утешения Православных крестопоклонников, чтобы они ясно увидели Крест Христов, как ключ, отворяющий двери небесные, и как Ноев ковчег, в котором одном лишь спасение, а вне его гибель.

ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА: Для посрамления и устрашения нечестивых, которым Крест Господень кажется соблазном и безумием. Подобно тому, как жезл Моисея, брошенный оземь, превращался в змея, так и для крестоненавистников, отвергающих этот душеспасительный жезл, он превратится в жестокого змея, угрызающего душу и тело гибельным угрызением.

Первый вывод      

Ибо слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия (1 Кор. 1:18). Из этих Апостольских слов следует такое доказательство. Те, кому слово о Кресте юродство, сыновья погибели, поскольку слово о Кресте для погибающих юродство есть. Но вам, противники, слово о Кресте есть юродство. Когда мы кланяемся Кресту Господню и учим кланяться других, вы смеетесь этому и считаете нас юродивыми. Если для вас слово о Кресте есть юродство, то вы сыновья погибели.

Второй вывод      

Апостол Павел говорит: Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают, как враги Креста Христова. Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном (Флп. 3:18‑19). Из этих Апостольских слов следует такое доказательство. Для тех, кто является врагами Креста Христова и имеет бога чрево, кончина не иная, как только погибель. А вы и есть враги Креста Христова, ненавидящие его, для вас Бог чрево, вы отвергаете ради чревоугодия святые посты. Поэтому для вас не иная кончина, как только погибель.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: