Глава 1. Твердость камня веры. от проображения Креста Христова в Ветхом Завете

 

1. Проображением святого Креста было древо жизни посреди рая (Быт. 2). Об этом так говорит святой Дамаскин в четвертой книге о Православии, в главе 12: «Почитающий Крест прообразует древо жизни, посаженное Богом в раю: поскольку от древа произошли смерть и падение, подобает древом же дароваться жизни и восстанию».

2. Проображением Креста был Ноев ковчег, из не гниющего дерева, на четыре угла (Быт. 6). Об этом пишется в Соломоновых Премудростях, в главе 14: надежда мира (...) прибегнув к кораблю, оставила миру семя рода. Благословенно дерево, через которое бывает правда   ! (Прем. 14:6‑7).

3. Проображением Креста была лестница Иакова, на которой утвердился Господь (Быт. 28). Поистине, ведь Христос, Бог наш, на Кресте был утвержден пригвождением.

4. Проображением Креста были дрова, которые Исаак, ведомый отцом на жертву Богу, нес на своих плечах (Быт. 22). Об этом говорит святой Ефрем в Слове 150, об Аврааме и Исааке: «Исаак нес дрова, идя на гору, чтобы быть заколотым, как незлобивый агнец. Нес и Спас Крест, идя к лобному месту, чтобы быть заколотым, как агнец, за нас. Нож видя, разумей копие. Думая о жертвеннике, вспоминай о лобном месте, и поленья (дровяные) видя, разумей Крест».

5. Проображением Креста был Иосифов жезл, или скипетр, на конец которого поклонился Иаков (Быт. 47). Об этом читается в Каноне на Воздвижение Господне: «Край жезла объемлет Иосиф, видя будущий Израиль, царствие державное, в котором появится славный Крест» (Песнь 7).

6. Проображением Креста было благословение сыновей Иосифа, полученное от сложенных крестообразно рук Иакова (Быт. 48). Об этом говорит святой Дамаскин в книге о Православии: «Иаков поклонился концу жезла, благословив сложенными руками сыновей Иосифа, что явственно изображает знамение Креста» (Гл. 12).

7. Проображением Креста был жезл Моисея, который превратился в змея и поглотил волшебных змеев, превратил воду в кровь и принес Египтянам и другие наказания (Исх. 7). Также, пресекая Чермное море, он показал Израильтянам путь по суше. Будучи образом Креста, он истребил адских змеев, обагрил Церковь Кровью Христовой и наказал греховный мир, расчищая новому Израилю путь к Небесам. Об этом говорит Святая Церковь, что, начертав Крест, Моисей прямой чертой пересек жезлом Чермное море (Исх. 14), и прочее. Подобно тому, как жезл был змеем, когда Моисей бросал его, и жезлом, когда Моисей держал его в руках, так и Крест Христов тем, кто его бросает, бывает врагом и змеем жестоким на пагубное угрызение. Для нас же, держащихся за Крест Господень, он жезл власти, дарованный с высот Сиона (Пс. 109:2).      

8. Проображением Креста было дерево, сделавшее сладкими горькие воды Мерры (Исх. 15). Так, в Каноне на Воздвижение Господне Святая Церковь поет: «Горькие воды изменил деревом Моисей, источники древней пустыни, Крестом превращение к благочестию язычников предвещая» (Песнь 4).

9. Проображением Креста был Мамврийский дуб (Быт. 18). У него Господь Бог явился Аврааму и встретил его с любовью.

10. Крестообразное поднятие рук Моисеем, для одоления Амалика (Исх. 17).

11. Проображением Креста был процветший жезл Аарона (Чис. 17). Об этом так поет Святая Церковь: «Жезл во образ Тайны приемлется, процветанием же предвещает священника, в неплодной прежде Церкви отныне процветет древо Креста».

12. Проображением Креста был тот дуб, под которым Иаков закопал идолов своего тестя Лавана и полностью их уничтожил (Быт. 35).

13. Проображением Креста было финиковое дерево, под которым сидела Пророчица Девора, бывшая судьей Израиля (Суд. 4). Ибо и Христос на Кресте сотворил суд князю мира сего, диаволу, чтобы он был изгнан. Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин. 12:31).

14. Проображением Креста была ослиная челюсть, которой Самсон убил тысячу Филистимлян, а потом получил истекшую от нее воду и пил ее (Суд. 15), ибо и Христос избил Крестом адских Филистимлян, разверз рану в пречистых Своих ребрах, вывел источник крови и воды, и напоил тем самым жаждущее спасения человеческое естество.

15. Проображением Креста были Давидовы гусли, сладкими звуками которых Давид прогонял от Саула духа лукавого (1 Цар. 16). Ибо и плоть Христова на Кресте, как струна на гуслях, была натянута. Когда же незлобивый Господь воспел кроткую молитву о убивающих Его, говоря: Отче, отпусти им, тотчас далеко отбежали злобные духи, побежденные и изгнанные незлобием незлобивого Владыки.

16. Проображением Креста был посох Давида с пятью камнями, взятыми из ручья, с которыми Давид вышел против Голиафа (1 Цар. 17). Посох знаменует Крест Христов. Пять камней знаменуют пять ран Господа нашего Иисуса Христа, принятых на Кресте.

17. Проображением Креста был кусок дерева, который Елисей, бросил в воду, чтобы всплыло наверх железо, утонувшее в воде (4 Цар. 6). Так, святой Феодор Студит в Крестопоклонном Каноне говорит: «Приди, Пророк Елисей, скажи открыто, что то дерево, которое ты положил в воду, есть Крест Христов, которым извлекаемся из глубины растления».

18. Проображением Креста было то дерево, к которому Ахиор, воевода Аммонитов, по приказу Олоферна перед градом Ветилуей был связан по рукам и ногам за свидетельство истины (Иуд. 6).

19. Проображением Креста было то дерево, на котором Моисей вознес змею в пустыне. Об этом Сам Христос, Спаситель наш, говорит: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (Ин. 3:14. См. также Чис. 21).

20. Проображением Креста была кровь Агнца во Египте, которой Бог повелел Израильтянам мазать пороги своих домов и оба косяка. Эта кровь, по учению святого Киприана, прообразовала Святой Крест, поскольку мазали сначала над дверями верхний брус, а потом нижний, а также оба косяка (Исх. 12).

21. Проображением Креста Господня было разделение полков Израилевых в пустыне на четыре части (Чис. 2). Ибо с Востока шли три полка, Иудин, Исахаров, Завулонов. С Запада – три полка, Ефремов, Манассиев и Вениаминов. С юга – три полка, Рувимов, Симеонов, Гадов. С Севера – три полка, Данов, Асиров и Неффалимов. Посреди же шла скиния собрания с ковчегом завета, и священническое племя Левитов. Все это вспоминается в Канон перед постом: «Священно ополчаются люди четверочастные, приходящие как образ свидетельства скинии, крестообразными чинами прославляемой» (Песнь 4).

22. Проображением Креста Господня были два полена дров, которые женщина вдова собрала в Сарепте Сидонской, чтобы испечь небольшой опреснок (3 Цар. 17).

23. Буква греческая τ, произносимая как тау и пишущаяся наподобие нашего Твердо, τ, которой Ангел Господень сделал знак людям Божиим на челах их во Иерусалиме, чтобы им избежать подступающей смертельной опасности (Иез. 9). Это вспоминается и в Апокалипсисе. Эта буква τбыла прообразованием Креста Господня, которым мы запечатлеваемся в миропомазании и, знаменуясь таким образом, сохраняемся от всякого зла силою Господа нашего, на Кресте пострадавшего (Гал. 7).

24. Проображением Креста были жезл и посох, о которых Псалмопевец, утешаясь, говорит: Жезл Твой и посох Твой были поддержкою мне (Пс. 22:4). Святой Афанасий говорит об этом так: «Жезл и посох верным Крест, которым они укрепляются и спасаются». И Евфимий, толкователь, говорит: «Жезл и посох понимай как Крест: состоящий из двух частей, из них посох стоит прямо, и с его помощью восстают лежащие в заблуждении, поперечная же часть именуется жезлом, которым Господь ударяет и сокрушает демонов; обычно тот, кто хочет покрепче ударить, поднимает жезл и, держа его поперечно, наносит удар, чтобы бить побольнее».

25. Власть на раменах Еммануила, о Котором Пророк Исаия говорит: владычество на раменах Его (Ис. 9:6), предзнаменуя Крест (по утверждению толкователей), который предстоит понести Христу на Своих раменах.

26. Проображением Креста был Иона, молящийся внутри кита с распростертыми руками. Об этом говорится в Каноне на Воздвижение: «В утробе водяного зверя ладони Иона Крестовидно распростер, являя прообразование спасительных страстей» (Песнь 6).

27. Пророк Даниил крестообразно распростер руки, молясь во рве. Об этом так поет Святая Церковь в Воскресном Каноне, глас 4: «Руки распростер Даниил и пасти львов во рве заградил».

28. Иисус Навин, молясь, крестообразно поднимал руки. Так пишется в седальнах праздника Воздвижения: «Прообразовал таинственно в древности Иисус Навин Креста образ, когда руки простер крестообразно, Спасе мой, и остановилось солнце, доколе он не истребил врагов».

29. Прообразом Креста был одр Соломонов и носилки из дерев Ливанских, в Песне песней, в главе 3.

30. Проображением Креста был ключ, о котором пишется у Пророка Исаии: И ключ дома Давыдова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит (Ис. 22:22). Об этом же пишется и в Апокалипсисе, в главе 3.

Таковы и другие преображения Святого Креста, такие, как рог спасения, виноградная кисть, понесенная на шесте, пестрая радуга, Богом данная в знамение мира, Соломонов престол, облачный столп, а также огненный, людей Божиих предводящий, жертвенник из негниющего дерева, Ветхозаветный светильник, ковчег, трапеза, мерило, знамение во благо, о котором говорит Давид: Сотвори знамение мне во благо (Пс. 85:17), золотой скипетр царя Артаксеркоса, и так далее.

Первый вывод      

Все прообразы Ветхого Завета достойны почитания и в Новой Благодати. Поскольку Крест Господень имел прообразы в Ветхом Завете, то Крест Господень достоин почитания в Новой Благодати.

А то, что прообразы Ветхого Завета достойны почитания в Новой Благодати, ясно, ибо и Сам Христос имел прообразы в Ветхом Завете, то в Моисее, выведшего людей из Египетского рабства, то в Исааке, приносимом в жертву, то в Иосифе, проданном братьями, и в прочих. Пречистую Деву Богородицу также прообразовали купина, стамна, руно, гора, дверь затворенная и прочее. Евхаристию прообразовали манна, хлеб Ангельский. Святое крещение прообразовали пришествие моря и потоп. Все эти прообразы Ветхого Завета особенно почитаются в Новой Благодати. Но поскольку Крест Господень имел столь много прообразов в Ветхом Завете, о чем было сказано выше, то Крест Господень достоин особого почитания и в Новой Благодати. Того же, кто не почитает Крест, Сам Бог почтит такими прообразами.

Второй вывод      

Жезлу Иосифа кланялся Иаков, жезл Аарона хранился с великим почетом в златокованом ковчеге, жезл Моисея был чудотворным. Все эти жезлы были проображением Креста Христова, как было сказано выше. Если же тень Креста Господня была в таком почете, то насколько более мы должны почитать саму истину и поклоняться Кресту Господню, обращая внимание не на вещество, из которого сделан Крест, а на содержание образа и отношение его к Самому на нем распятому Иисусу, как и Иаков поклонился не веществу жезла Иосифова, но Таинству, предвиденному и начертанному в жезле.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: