Глава 1. Претыкание о камень Священного Писания

 

Претыкание первое      

В Евангелии от Матфея, в главе 13, и от Луки, в главе 11, Христос Спаситель наш, негодуя, говорит Иудеям: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших (Мф. 23:29‑32).      

Исправление претыкающимся      

В начале первой главы уже говорилось, что Писание больше на нашей стороне, и из него ясно, что почитание мощей святых это древний обычай, который был в Израиле и во времена Христа. Христос не осуждает тех, кто строил гробницы пророкам: если бы за это Христос негодовал на них, то он бы негодовал и на Моисея, который вынес мощи Иосифа из Египта (Исх. 13), и на Иакова, который поставил столп над гробом умершей Рахили (Быт. 35). Не в том обличает их Христос, что украшают гробы святых, ибо это благое дело, но обличает их за лицемерие, за то, что, будучи нечестивыми внутри, являли видимое благочестие: поэтому и называет их лицемерами. Снаружи показывают овечью шкуру, а внутри хищные волки, и, осуждая своих отцов, убивавших пророков, этим также убивают и Апостолов, и Пророков, более того, и Самого Апостолов и Пророков Господа. Такое толкование дают святые Отцы, Златоуст, Феофилакт, Амвросий и прочие.

Претыкание второе      

В послании святого Апостола Иуды: Архангел Михаил спорил с диаволом, который хотел явить Иудеям гроб Моисея, чтобы побудить их к идолопоклонству. Архангел Михаил запретил ему это делать, и так скрыл тело Моисея, что и сегодня неизвестно его местонахождение (Иуд. 1). Поэтому мощи святых должно скрывать, а не выставлять для поклонения, чтобы люди не впали в идолопоклонство.

Исправление претыкающымся      

Ответ на это уже был дан в первой части, в главе пятой. Но и здесь снова ОТВЕЧАЮ: лечение на пользу одному может быть во вред другому.

Твердая пища, вредная для младенца, полезна и благопотребна для мужа совершенного. Точно так же есть разница между нами, утвержденными в Православной вере и уже не состоящими под руководством детоводителя, и между Иудеями, бывшими тогда, как младенцы, для которых детоводителем был Закон Моисея: по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя (Гал. 3:25), как говорит Апостол Павел Галатам. И одни действительно тогда были очень склонны к идолослужению, поскольку поклонялись и золотому идолу, говоря: вот бог твой, Израиль (Исх. 32:4), и двум золотым тельцам (3 Цар. 12:28), и говоря дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня» (Иер. 2:27), и змея Моисея почитали, как бога (4 Цар. 18). Поэтому явно была необходимость скрывать тело великого чудотворца Моисея от таких безумцев. Если они почитали, как богов, идола, золотых тельцов, змею, камню, дереву, то тем более почитали бы, как Бога, тело Моисея, чудотворца, своего вождя и Законодателя.

Но если это очень вредно для младенцев, то для нас, мужей совершенных, весьма полезно и благопотребно. Ибо мы, глядя на мощи святых, не почитаем их, как богов, и никогда у нас даже не слышали о таким безумии, но больше славим Бога, дивного во святых Своих, и не только живыми угодниками Своими, но и спящими их телами творящего чудеса.

Глядя же на этих членов Тела Христа, умерших в этой жизни, после смерти же как живых, побуждаемся к подражанию их жизни, будучи наследниками их трудов подвигов и причастниками их славы. Сюда же прилагаю и то, что не оскудели в Церкви учителя, которые могут правильно научить, какие почести должно воздавать святым мощам.

Претыкание третье      

Какие могут быть чудеса от мертвых тел? Разве вы никогда не слышали, как говорится в Писании: Разве для мертвых творишь Ты чудеса? Или врачи воскресят их, и прославят они Тебя? (Пс. 87:11).      

Исправление претыкающимся      

Это обычное ваше коварство ̶‑ приводить Писание не полностью. Почему вы умалчиваете последующий текст? Что же следует? За вышесказанными следуют такие слова: Разве кто возвестит во гробе милость Твою и истину Твою в обители смерти (Пс. 87:12)? В этих словах получите ответ на предшествующие слова. Ведь мы святых угодников Божиих, из этой жизни ушедших, не мертвыми называем, а спящими, не сынами погибели, но сынами света и Царствия Божия. Этому мы научились у Самого Христа, Который говорил о Лазаре: Лазарь, друг наш, уснул (Ин. 11:11). Что же скажете, противники, о теле Пророка Елисея, прикосновением воскресившего мертвого (4 Цар. 13)? Разве мертво было тело, содеявшее это чудо? Но что взвешивать на весах то, что теряет цену из‑за вашего коварства.

Претыкание четвертое      

Во Втором Послании к Коринфянам, в главе пятой, Апостол Павел говорит: если и знали Христа по Плоти, то ныне уже не знаем (2 Кор. 5:16). Этими словами Павел учит, что по Воскресении Христовом Плотское Христово было в забвении, чтобы мы привыкали не по Плоти, но по Духу знать, искать и любить Христа. Если же Плотское Христово было в забвении и презрении, то тем более плотское Христовых святых, то есть, мощи святых. Так кривотолки искажают Священное Писание.

Исправление претыкающимся      

Если Плотское Христово было в забвении, как учите вы, противники, то как же Апостол Павел рассказывает о том, что было установлено Таинство, в котором участвовали Тело и Кровь Христовы, в воспоминание Его страданий и смерти, говоря: Сие творите (...) в Мое воспоминание (1 Кор. 11:25). Если же едите сей хлеб и чашу сию пьете, то этим возвещаете Господню смерть, которая придет. Должны ли мы помнить Господни благодеяния или не должны? Если да, то как забыть Плотское Христово, то есть Воплощение Его, страдание и смерть? Если же Плотское Христово будет у нас в забвении, то откуда у нас будет благодарность за Его благодеяния к нам? Как же мы отвергнем увещание Павла, который говорит: Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников (Евр. 12:3).      

Эти кривотолки безответны. Но мы, не слушая вашего лживого толкования, перейдем к истиннейшим толкователям, святым Отцам, светилам и столпам Святой Церкви.

Златоуст, Феофилакт, Амвросий и другие, упоминая о Христе во Плоти, говорят о Его страданиях и смерти, а не упоминая о Плотском, говорят о Его бесстрастии и бессмертии. Когда же Павел говорит: если и знали Христа по Плоти, то ныне уже не знаем (2 Кор. 5:16), святые Отцы толкуют, что, словами Павла, если мы и знали некогда Христа страдавшим и смертным, то ныне таким Его не знаем, а знаем бесстрастным и бессмертным. Восставший из мертвых уже не умирает, и смерть им не обладает. Подобным образом Павел говорит: плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия (1 Кор. 15:50), то есть: страдающая и смертная плоть Царствия Божия не наследует, а только бесстрастная и бессмертная. Такое толкование дают святые Отцы, в отличие от кривотолков Кальвина и Лютера.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: