Глава 1. Твердость камня веры от призывания Ангелов Господних от Священного Писания Ветхого и Нового Завета

 

В Книге Бытия Иаков, благословляя сыновей Иосифовых, Манассию и Ефрема, говорит так: Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих (Быт. 48:16). Здесь явственно призывание Ангела Господня, чтобы обрести защиту Иосифовым детям.

В Книге Иова написано: Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых (ангелов. – Прим. пер.) обратишься ты? (Иов. 5:1). Из этих слов ясно видно, что и тогда был обычаи призывать Ангелов.

В Книге Товита Ангел говорит Товии: Когда молишься со слезами и хоронишь мертвого и, оставляя обед свой, мертвого скрываешь днем в твоем доме, а ночью хоронишь его, я приношу молитву твою Господу Богу, и угодна она Ему (Тов. 12). Здесь я спрошу, что значит приносить Ангелу человеческую молитву Господу Богу, если не вместе с человеком молиться за человека. Если Всевидец Бог все наши деяния и помыслы и моления видит яснее Ангела, то как иначе Ангел приносит человеческую молитву к Богу, если не заботясь о спасении человека. Этот хранитель молящегося человека вместе с ним приносит Богу и желание, и моление, и просит, чтобы молитва была угодна Богу, как истинный хранитель и искатель человеческого спасения.

В книгах Пророка Захарии Ангел молился ко Господу, говоря: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды. На которые ты гневаешься вот уже семьдесят лет? (Зах. 1:12). И отвечал Господь Вседержитель Ангелу добрыми и утешающими словами.

В Книге Пророка Даниила Ангел говорит Даниилу: Не бойся Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне. И я остался там при царях Персидских (Дан. 10:12‑13). И ниже: Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским (Дан. 10:20).      

Эти слова Писания святые Отцы толкуют так, что Ангел, начальствующий над Иудейской синагогой, вместе с Даниилом молился Богу о возвращении народа Израильского из плена в Иерусалим, полагая, что это благо для пленных. Персидский князь, то есть Ангел, повелевая Персами, молил Бога, чтобы Израильский народ пребывал в плену, говоря Богу о пользе и благе от плена. Поскольку все молились с благим намерением, однако не знали воли Божией, то препятствовали друг другу. Что значит Ангелу. Персидскому князю, сопротивляться другому Ангелу, то есть Михаилу, князю народа Израильского, если не молиться Богу противоположным образом и в молитве рассказывать перед Божиим Величеством о благах пленения для сынов Израилевых.

В Апокалипсисе: И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед Престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога (Откр. 8:3‑4).      

Ангелы – хранители и наставники людей      

Ангелам Своим заповедает Он о тебе, охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнется о камень нога твоя. На аспида и василиска наступишь, и попирать будешь льва и змея (Пс. 90:11‑13).      

Оградит Ангел Господень боящихся Его и избавит их (Пс. 33:8).      

Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1:14)?      

Ангел Господень, опережая Израильские полки, исходящие из Египта, стал между ними и Египтянами. И об этом говорит Господь: Вот, Я посылаю пред тобою Ангела (Моего) хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил тебе (Исх. 23:20; также Исх. 14; Исх. 32).

Гедеону явился Ангел Господень, укрепил его, и придал ему мужества для освобождения своего народа (Суд. 6).

Илию, бежавшего от нечестивой царицы Иезавели, Ангел укрепил, а также подал ему пищу и питье (3 Цар. 19).

Ангел также помог Даниилу, который находился во рву вместе со львами, и заградил пасть льва (Дан. 6).

Ангел Рафаил был спутником путешествовавшего молодого Товии и привел его живым, целым и невредимым в дом его отца (Тов. 5).

Этот же Ангел Рафаил спас от смерти Товию, когда он мыл ноги в реке Тигре, от некоей огромной рыбы, намеревавшейся его поглотить, и повелел разрезать ее, и благодаря помощи и наставлениям Ангела она приобрела целительные свойства (Тов. 6).

Этот же Ангел Рафаил наставлял молодого Товию, чтобы тот женился не ради плотского сластолюбия, но ради чадородия во славу Божию (Тов. 6).

Ангел наставлял Апостола Филиппа, чтобы тот крестил евнуха (Деян. 8:26).

Ангел наставлял сотника Корнилия, чтобы он крестился от Апостола Петра (Деян. 10:5).

Ангел при гробе Господнем утешал и укреплял жен мироносиц, учит их пойти к ученикам и возвестить Воскресение Иисусово (Мф. 28; Мк. 16; Лк. 24; Ин. 20).

Ангелы – помощники благочестивым на поле брани      

Когда Израильский народ исходил из Египта, Ангел Господень хранил их от мучителя фараона (Исх. 14).

Ангел Господень пришел на помощь Иисусу Навину, он же пал ниц и поклонился ему (Нав. 5).

Ангел Господень встал на дороге с обнаженным мечом против Валаама, хотевшего проклинать народ Божий (Чис. 22).

Воинства Божиих Ангелов ополчились вокруг Пророка Елисея, охраняя его от похищения насильников (4 Цар. 6).

Во время обороны града Иерусалима от Ассириан один Ангел за одну ночь убил сто восемьдесят пять тысяч воинов неприятельских Ассирийских полков (4 Цар. 19).

Хранением и помощью Ангела Иудифь победила гордого Олоферна и отрезав ему голову, обратила в смятение и бегство все его воинство, сама же возвратилась, торжествуя, здравой и невредимой (Иудифь 13).

В битве, в которой Иуда Маккавей победил Тимофея, с небес явились пять мужей на конях с золотыми уздами, из них двое защищали Маккавея, остальные же три непреклонно устремились на супостатов (2 Мак. 10).

В другой битве, когда Иудеи сражались с Лисией, видели в воздухе двух вооруженных всадников, благодаря защите и помощи которых было поражено все воинство прегордого Лисия (2 Мак. 11).

После смерти Моисея, когда было неизвестно, где похоронено его тело, демон, желая Иудеев обратить в идолопоклонство, всячески старался открыть и показать Иудеям место, где лежало тело Моисея. Но Ангел Михаил, ревнитель хвалы Божией и любящий спасать людей, беспощадно выступил против демона и в обратил его в бегство (Втор. 34 и Иуд.).

Ангелы – освободители и избавители людей от уз, от темницы и от прочих смертных бед      

Исполняя желание Бога поразить огнем Содом, к Лоту пришли два Ангела и поразили содомских жителей слепотой, а Лота вывели из города, который собирались уничтожить огнем (Быт. 19).

Ангел Рафаил избавил Товия от съедения рыбой и его жену спас от демона (Тов. 5).

Этот же Ангел Рафаил, восхитив демона, связал в пустыне выше Египта, чтобы он не убил Товию, как и других мужей Сарриных (Тов. 8).

Ангел Господень в печи Вавилонской сохранил невредимыми от пылающего огня троих отроков, Ананию, Азарию, и Мисаила (Дан. 3).

Ангел Господень сохранил целым Пророка Даниила во львином рве (Дан. 6).

Ангел Господень спасая от Иродова убийства, явился во сне Иосифу и сказал: Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет (Мф. 2:13).      

Ангел Господень ночью открыл дверь темницы и вывел Апостолов из заключения (Деян. 5).

Ангел Господень избавил от Иродовой темницы и от смерти связанного Апостола Петра (Деян. 12).

Ангелы – утешители людей в скорби      

Ангел Господень Агарь, бежавшую Саррину рабу, утешает и показывает ей, изнемогающей от жажды, с младенцем Измаилом, колодец с живой водой (Быт. 16; паки Быт. 21).

Ангел Господень утешает скорбящего Гедеона о находящемся в плене народе Израильском и укрепляет его для освобождения народа (Суд. 6).

Ангел Господень исцеляет Товита, возвращая зрение ослепшему, и утешает возвращением сына и обретением им богатства (Тов. 11).

Самому Господу нашему Иисусу Христу, молившемуся в саду и находившемуся в борении, явился (...) Ангел с небес и укреплял Его (Лк. 22:43).      

Ангел Господень предстал перед Павлом в многострадальном плавании по морю и утешил его, и надежно позаботился о целости всех, плавающих с ним (Деян. 27).

Иоанн Богослов в своем Откровении говорит: Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть Свидетель верный (Откр. 1:4‑5).      

Не ясно ли здесь исповедует святой Иоанн, что мы, Православные, имеем благодать Божию и от Бога, и от Христа, и от семи духов Его, однако различным образом: от Бога как от Подателя и Источника всяких благ, от Христа как от Искупителя и Спасителя, от Его семи святых духов, как от молитвенников и ходатаев.

Другие благодеяния, оказанные людям святыми Ангелами.

Благодаря явлению Ангела Авраам принял обетование чадородия и умножения потомства больше песка морского, и наследия земли Ханаанской (Быт. 17).

Ангел Господень удержал руку Авраама от принесения в жертву Богу сына Исаака и явил вместо него овна на заколение (Быт. 22).

Иаков бежал от своего разгневанного брата Исава, увидел Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих, и этим видением утешился и укрепился (Быт. 28).

Благодаря Ангельскому служению Даниилу дано было знать непостижимые и от века сокровенные Тайны Божии (Дан. 10 и 11).

Ангел был послан благовестить Захарии зачатие Иоанна Предтечи (Лк. 1).

От Ангельского благовестия берет начало нашего спасения, когда был послан Архангел Гавриил благовестить Деве Марии зачатие Христа Бога нашего (Лк. 1).

Ангел благовесгвует пастырям Рождество Христово, и с ним много прочих Ангелов, поющих: Слава в вышних Богу, и на земле мир (Лк. 2:14).      

Когда от Христа отступили искусители, к Нему приступили Ангелы и служили Ему (Мф. 4:11; также Мк. 1).

При Воскресении и при Вознесении Господнем явились Ангелы в белых одеждах, уча о Воскресении и Вознесении Господнем (Деян. 1).

Малых детищ Христос велит не презирать, поскольку с ними присутствуют их Ангелы (Мф. 18:10).

Ангелы нищего Лазаря несут на лоно Авраамово (Лк. 16).

Архангел Михаил со всем Небесным воинством добрых духов за честь Создателя своего выступил против диавола и низверг его с Небес, и за это всячески почитаем его величие, и его почитает вся Святая Церковь (Откр. 12).

Ангел положил печать на челах рабов Бога Вышнего, в знамение предопределения в жизнь вечную (Откр. 7:3).

Ангел заключил сатану в бездну, сковав большой цепью (Откр. 20).

И еще много пользы бывает от Ангелов для земнородных, о чем желающий может прочесть в Прологе от 8 ноября, в «Сказании о чудесах, происходящих благодаря Ангелам».

Вывод      

Почитать и призывать на помощь тех, кто в бедствиях, скорбях и печалях скорые помощники, заступники, хранители, наставники, освободители, избавители, утешители, молитвенники за нас к Богу и оказывают нам много разных благодеяний, поистине благочестиво, достойно и праведно.

Но поскольку таковыми являются Ангелы Господни, скорые в бедах помощники, заступники, хранители и молитвенники о нас к Богу, как выше ясно и известно показано в Священном Писании,

то Ангелов Господних почитать и призывать на помощь благочестиво, достойно и праведно.

Если же Ангелов Господних призывать на помощь благочестиво за помощь, которую они нам подают, то призывать на помощь и других святых, из сего мира исшедших, как скорых помощников и молитвенников за нас к Богу, есть дело благочестивое. Об этом говорится в следующей главе.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: