Глава 2. Твердость камня веры от призывании святых, из сего мира ушедших, от Священного Писания Ветхого И Нового Завета

 

Во‑первых, из Священного Писания ясно, как много Господь Бог сотворил благ живущим на земле ради заслуг и благих дел. содеянных прежде смерти святыми Отцами.

В Книге Бытия Господь Бог явился Исааку и сказал ему: Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву (Мою), которою Я клялся Аврааму, отцу твоему; умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные, за то, что Авраам (отец твой) послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои (Быт. 26:3‑5).      

И ниже: не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради (отца твоего) Авраама (Быт. 26:24). Много раз пожелал Господь Бог сотворить благо чадам Авраама и неоднократно называл себя Богом Авраама, Исаака и Иакова (Исх. 3 и др.).

Моисей молился о своем народе и говорил: «Будь милостив, Господи, к несчастьям твоего народа, упоминая Авраама, Исаака и Иакова, рабов Его» (Исх. 32). И ниже: И спас Господь от бед, случившихся с этим народом.

Господь сказал законопреступному Соломону: Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему, но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его; и не все царство исторгну; одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего (3 Цар. 11:11‑13).      

Когда царь Езекия молился, Господь сказал Пророку Исаии: скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень; и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей ради Себя и ради Давида, раба Моего (4 Цар. 20:5).      

Три отрока в печи Вавилонской молятся, говоря: Но не предай нас навсегда ради имени твоего, и не разруши завета Твоего. Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего (Дан. 3:34‑35). Соломон молится: Помяни, Господи, Давида и всю кротость его (П с. 131, 10)! И ниже: Ради Давида, раба Твоего, не отвергни помазанника Твоего (Пс. 131:10)!      

Это моление Соломона приводится во 2 Книге Паралипоменон. Но и в 3 Книге Царств говорится: Но ради Давида Господь Бог его дал ему светильник в Иерусалиме, – вставив по нем сына его и утвердив Иерусалим, потому что Давид делал угодное пред нами Господа (3 Цар. 15:4‑5).      

Из этих текстов Писания ясно видно, что добрые дела и заслуги в этой жизни святых Отцов, которые когда‑либо жили на земле, помогают живущим ныне. Поэтому люди Ветхого Завета, молясь ко Господу, вспоминали и перечисляли их заслуги и добрые дела, чтобы за эти добрые дела их молитвы были лучше услышаны. И поскольку святые, умиравшие прежде пришествия Христа, не входили на Небо, не видели Бога и не знали о молении молящихся, то в Ветхом Завете не принято было во время молитвы говорить: «Святой Авраам, моли Бога о нас», но люди тех времен во время молитвы вспоминали о заслугах и добрых делах святых, чтобы получить помощь от них в своей молитве.

Ныне же происходит по‑другому, поскольку Крестом Христовым уже отверзлись двери Небесные. Поэтому древние святые Отцы после Вознесения Господнего вошли в ним, как сказано: Взошел Ты на высоту, взял пленников в плен (Пс. 67:19). И Отцы нынешнего времени, на земле угодившие Богу, после своего успения восходят туда и становятся причастниками Божественного видения, видя Бога, они видят и наши молитвы. Но об этом скажем дальше.

Живущим сегодня ушедшие из сего мира помогают не только своими заслугами и добрыми делами, но и молитвами, что ясно видно из Священного Писания.

И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему (Иер. 15:1).      

Эти слова Священного Писания с трудом воспринимаются противниками и, желая ускользнуть от трудностей, они высказывают разные мнения об этом.

МНЕНИЕ ПЕРВОЕ. Смысл этих слов таков: хотя бы предстали пред лице Мое некие двое великих мужей, какими были Моисей и Самуил, однако они ничего не достигнут.

ОТВЕЧАЮ: Против этого их толкования выставляю слова вселенского учителя Златоуста, Беседу 1, на Первое Послание к Солунянам, на главу 1, где Златоуст ясно учит, что Бог говорил о самих истинных Моисее и Самуиле, а не о неких притворных и неведомых мужах.

МНЕНИЕ ВТОРОЕ. Из этих слов возникает противоречие, так как когда говорится: хотя бы предстали, то есть на молитву, ясно, что не предстали бы и не молились.

ОТВЕЧАЮ: Неизвестно, молились они в то время или нет, может быть, именно тогда и не молились, понимая отчаянность положения, однако наверняка молились в другое время, когда можно было умолить Бога. Иначе бы эти слова: «хотя бы предстали на молитву Моисей и Самуил», если бы были сказаны о тех, кто никогда не молился и не мог молиться, были бы осмеяны, о чем страшно и подумать относительно Слова Божиего. Если кто посмеет сказать: «хотя бы скот мой за тебя помолился», то это будет безрезультатно, поскольку скот никогда не молится и не может молиться. Так, если и Моисей и Самуил никогда не молились и не могли молиться за свой народ. Бог не мог бы сказать: хотя бы предстали пред лице Мое (на молитву) Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему. Если бы Он так сказал, то в Божиих Словах была бы нелепость, которую вы дерзаете приписывать Богу.

МНЕНИЕ ТРЕТЬЕ: Если бы Моисей и Самуил были в живых, как другие люди, живущие на земле, и молились бы за этих людей, они бы ничего не достигли.

ОТВЕЧАЮ: Для вас привычно извращать Писание, ведь здесь ясно говорится: хотя бы предстали (...) Моисей и Самуил, а не так: «хотя бы были на земле в живых и предстали на молитву за этот народ», но вы предпочитаете извращать Писание, чем покориться истине. Поэтому, оставляя вас в непокорности, пойдем дальше.

Во Второй Книге Маккавеев в главе 15 сказано, что Иуда Маккавей, готовясь к бою с Никанором, увидел в откровении архиерея Онию и Пророка Иеремию (которые уже давно преставились), молящихся за народ Израилев, и Иеремия протянул свою руку, держащую меч, и сказал Иуде: Возьми этот святый меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов (2 Мак. 15:16).      

Там же сказано о Иеремии: Это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, Пророк Божий (2 Мак. 15:14).      

На эти столь ясные свидетельства наши противники закрывают глаза, как враны ночные, и ГОВОРЯТ, что Маккавейские книги не содержат истины.

ОТВЕЧАЮ: Это и странно, что, отвергая Православную веру, вы отвергаете и Книги Священного Писания, которые ее защищают. Так вы отвергнете и Послание Апостола Иакова, где Апостол ясно учит, что спасает не одна только вера, но и добрые дела (Иак. 2:26). Так же дерзко вы отвергаете Маккавейские Книги. Но Кафолическая Церковь, поддерживаемая Святыми Соборами, их благочестиво принимает как подлинные. Ибо на и Третьем Карфагенском Соборе, и Лаодикийском, и на других Соборах к числу подлинных Книг причислены и Маккавейские. Это же говорится и в 85 Апостольском Правиле. Смотри Кормчую Книгу, лист 23, на обороте.

Пророк Варух молится так: Господи Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою (Вар. 3:4).      

Из этих слов каждый может ясно видеть, что умершие святые Отцы молятся за нас. Иначе бы слова Пророка Варуха были ложными. Но пойдем дальше, к Новому Завету.

В своем Втором Послании святой Апостол Петр говорит: Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл ныне Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память (2 Пет. 1:13‑15).      

Здесь Апостол Петр обещает молиться за свой народ и после своего преставления, о чем подробно пишет святой Климент, Папа Римский, к святому Иакову, брату Господню, Епископу Иерусалимскому.

В Апокалипсисе написано, что двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых (Откр. 5:8).      

Также в Апокалипсисе души святых мучеников возопили громким голосом, прося у Бога отмщения: Доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу (Откр. 6:10)?   

Если же они просят отмщения своим убийцам, то тем более молят о своих братьях.

У святого Луки богатый миролюбец молит за своих братьев (Лк. 16).

Если же страдающий осужденный имеет такую ревность о своих братьях и молит «них, то тем более молятся праведники за всю Церковь.

Так что получите, противники, ясные свидетельства из Ветхого и Нового Завета о призывании Ангелов Божиих и других Его угодников, исшедших из сего мира.

Здесь же внимательно послушайте, как наша Православно‑Кафолическая Церковь призывает святых.

Она не призывает их, как подателей благодати и славы Небесной или иных благ, ибо такими свойствами обладает только один Бог, но призывает их, как молитвенников, ходатаев и умилостивителей, чтобы их молитвами получить помощь в наших нуждах. Ибо и Авессалом, хотя и примирился со своим отцом, однако, живя в Иерусалиме, долгое время не видел лица своего отца Давида (2 Цар. 14). Так и грешник, примирившийся с Богом, не тотчас является пред Ним, а через посредничество ходатаев, о чем говорит Давид: сказал я: «Исповедую беззаконие мое Господу», и Ты простил нечестие сердца моего. Посему помолится Тебе всяк праведный (Пс. 31:5‑6).      

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: