Глава 1. Претыкания о камень Священного Писания

 

Претыкание первое      

Каждый христианин – священник и каждая добродетель – жертва, именно таких жертв требует от нас Бог, а не Бескровной Жертвы.

То, что каждый христианин – священник, ясно из Священного Писания. Верхов­ный Апостол святой Петр говорит: как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы (1 Пет. 2:5). И ниже: Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой (1 Пет. 2:9).      

Также в Апокалипсисе написано: соделал нас царями и священниками Богу наше­му (Откр. 5:10). И снова в Апокалипсисе: будут священниками Бога и Христа (Откр. 20:6). Снова: Он дал нам возможность быть служителями Нового Завета (2 Кор. 3:6). Добродетели же являются жертвами, что также ясно из Священного Писания: Жертва Богу дух сокрушенный (Пс. 50:19). Тогда благоволить будешь к жертве правды (Пс. 50:21). А также: Воздеяние рук моих да будет, как жертва вечерняя (Пс. 140:2)! Принесите делами правды и уповайте на Господа (Пс. 4:6)! Принеси богу жертву хвалой своей (Пс. 49:14). Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу (Евр. 13:16). Это жертвы, которые должен приносить каждый христиа­нин. Именно их требует от нас Бог, а вовсе не Бескровной Жертвы.

Исправление претыкающимся      

Священство понимается двояко. Есть священство сущее и истинное в результа­те хиротонии. И есть священство духовное, оно не является сущим и истинным, и не принимается рукоположением. Это священство уподобительное или, как говорят, мета­форическое. Так (например), какой‑нибудь раб может назваться царем или господином, или победителем, если он обладает злыми привычками, такими как гневом, завистью, ненасытностью и неукротимым стремлением плоти. И если господствует над своими страстями и похотями и подчиняет их духу, то он еще и раб, так как находится в узах, но он еще и царь, господь, победитель, но только духовно, а не в действительности, и мета­форически, а не так, как обычно обозначают гражданское состояние.

И если говорить об отличии духовного священства от действительного, то это можно применить и определяя различия между жертвами. Ибо есть жертва духовная, или метафорическая, и есть жертва действительная и сущая. Духовная жертва – это вся­кая добродетель, что следует из изречений писания, приведенных выше противниками. Жертва же сущая и действительная в ветхом Завете приносилась животными или по‑другому, как повелел Бог Моисею.

В Новой же Благодати Жертва действительная и свойственная двояка, это кров­ная Жертва на Кресте и Бескровная Жертва в Евхаристии, о которой много, подробно и основательно сказано в первой части.

Итак, предстоит узнать, что духовные жертвы не противоречат жертвам действи­тельным. Они приносятся и в ветхом Завете, и в Новом. Когда Давид писал свои псал­мы, он говорило духовных жертвах: Жертва Богу дух сокрушенный. И снова: Принеси    (...) жертву хвалой, и прочее. Разве в то время не приносились действительные жертвы животными? Конечно, приносились. Так и в Новом нашем законе при наличии духов­ных жертв всячески должно быть и действительным жертвам, и при наличии последних хорошо, когда есть и первые. Ибо эти жертвы не исключают друг друга, а украшают и содействуют друг другу.

Приведем здесь свидетельство вселенского учителя Златоуста, который был сторон­ником обеих жертв. С его свидетельством о действительной Бескровной Жертве мы уже познакомились в первой части, и у нас есть его Литургия, на которой приносится бескровная жертва, как недвижимая стена. Не могу удержаться, чтобы не привести здесь и сказанное о духовных жертвах Златым ковшом избранного сосуда, его прекрасные и весьма душеполез­ные слова на 2 Послание к Коринфянам, на главу 2, в Беседе 5, где он говорит следующее: «Та­ким же образом и во время молитв мы можем удерживать трезвенное внимание, если будем помнить, с кем беседуем, если будем представлять, что приносим жертву, имеем в руках нож, и огонь и дрова; если, мысленно отверзши двери Неба, там остановимся, и, взяв духовный нож, вонзим его в жертвенное животное, и пожрем Ему трезвенное внимание, и прольем пред Ним слезы. Такова кровь этой жертвы; таковым закланием должен быть обагрен этот жертвенник! Смотри же, не позволяй ни одному помыслу занимать в это время твою душу. Припомни, что и Авраам при своем жертвоприношении не позволил быть ни жене, ни рабу, ни другому кому. Так и ты не оставляй при себе никакой страсти, свойственной рабам, а не свободным, но один взойди на ту гору, на которую он всходил, и на которую никому другому всходить не позволено. Если же какие из недостойных помыслов и будут усиливаться, что­бы взойти с тобою на гору, запрети им это, как господин их, и скажи: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам (Быт. 22:5). Все, что есть бессловесного и неразумного – и осла и рабов – оставь при подошве горы; взойди, взяв с собою только разумное, как он – Исаака. И ты, как он, устрой жертвенник, отрешившись от всего человеческого и став выше своей природы – ведь и он, если бы не стал выше своей природы, не решился бы заклать сына. Наконец, ничто пусть не возмущает тебя в это время, но будь выше самых небес. Горько плачь, принеси в жертву исповедание (грехов), потому что сказано: говори ты, чтоб оправдаться (Ис. 43:26). Принеси в жертву сокрушение сер­дечное. Такие жертвы не превращаются в пепел, не исчезают с дымом; не нужны для них ни дрова, ни огонь, нужно только сокрушенное сердце. Это дрова, это огонь, который объемлет дрова пламенем, а не сжигает их. Кто с пламенным усердием молится, тот горит и не сгорает – подобно золоту, испытываемому огнем, делается только чище и светлее».

Видите, противники, Златоуст здесь выступает как поборник духовных жертв.

В других местах он также говорит о духовных жертвах с присущим ему златоречием, как, например, в Послании к Евреям, на главу 6, в Беседе 11: «Потому мы должны при­носить такие жертвы, которые могли бы быть возложены на таком жертвеннике, – не овец и волов, не кровь и тук. Все это прекратилось, а вместо того введено словесное служение. Что такое словесное служение? Душевное, духовное, – Бог, – говорится (в Писании), – есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4:24), – такое, для которого ненужно ни тела, ни орудий, ни мест; таковы: кротость, целомудрие, милосердие, незлобие, долготерпение, смиренномудрие. Такие жертвы еще в Ветхом Завете издавна предуказаны. Принесите, – говорит Давид, – делами правды и уповайте на Господа (Пс. 4:6), и еще: Тебе принесу жертву хвалою (Пс. 115:8), и еще: Жертва, приносимая хвалой, прославит Меня (Пс. 49:23); и еще: Жертва Богу – дух сокрушенный (Пс. 50:19); и еще: чего требует от тебя Господь: (...) смиренномудренно ходить пред Богом твоим (Мих. 6:8)? Жертвы и приношения Ты не восхотел (...) всесожжений и жертв за грехи не требовал Ты. Тогда сказал я: «Вот я иду (...) сотворить волю Твою, Боже мой, восхотел я, и закон Твой в глубине сердца Моего» (Пс. 39:7‑9); и еще: Аля чего Мне ладан, который идет из Савы (Иер. 6:20); и другой (Пророк): Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать (Ам. 5:23); но, вместо того, Я милости хочу, а не жертвы (Ос. 6:6).      

Видишь, какими жертвами нужно благоугождать Богу? Видишь, что те жертвы давно уже прекратились, а эти введены вместо них? Их мы и будем приносить. Те – жер­твы людей богатых и достаточных, а эти – жертвы добродетели; те – внешние, а эти – внутренние; те может приносить всякий, а эти – немногие. Насколько человек лучше овцы, настолько эта жертва (выше) той, потому что здесь ты приносишь в жертву свою душу. Есть и еще жертвы, поистине – всесожжения; это – тела святых мучеников; у них святы и душа и тело; они исполнены великого благоухания.

И ты, если захочешь, можешь приносить такую жертву. Каким образом, когда ты не можешь предавать тела своего на сожжение? Ты можешь (предавать себя) другому огню, например, огню произвольной нищеты, огню скорби. Когда кто‑нибудь, имя возможность жить роскошно и великолепно, умерщвляет себя жизнью подвижническою и прискорбною, то не есть ли это – всесожжение? Умертви тело свое и распни его, и ты также получишь ве­нец мученичества. Что там совершает меч, то здесь пусть совершает усердие. Пусть не вос­пламеняется и не овладевает (тобою) сребролюбие, но пусть дожигается и истребляется эта безумная страсть духовным огнём, пусть отсекается мечом Духа. Это – добрая жертва, для которой не нужен священник, но только сам приносящий её, – жертва прекрасная, которая совершается на земле, но тотчас же принимается на Небе. Не дивимся ли мы, как в древ­ности ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение (3 Цар. 18:38)? Может и ныне сходить огонь, гораздо более чудный, и истреблять все предлагаемое, или, лучше, не истреблять, но возносить на небо, – так как он не в пепел превращает дары, но приносить Богу.

Таковы были приношения Корнилия: молитвы твои, – сказано ему, – и милосты­ни твои пришли на память пред Богом (Деян. 10:4)».      

Но довольно уже почерпнуто из этого Златоточивого источника, утоляющего жажду. Здесь так много приведено из написанного Златоустом, так как от этого большая польза, и чтобы противники видели, что мы не отвергаем духовные жертвы, но считаем, что вместе с ними необходимо приносить и истинные, или действительные Жертвы, то есть Бескровные, в Евхаристическом Таинстве. Этому нас учит не только Златоуст, но и другие святые отцы.

Если мы рассмотрим изречения из Писания, приведенные выше противниками, то уви­дим, что они не только не противоречат нашему Догмату, а, напротив, подтверждают его. Ибо когда Апостол Петр говорит: устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы (1 Пет. 2:5), он отчетливо называет духовные жертвы, чтобы подчеркнуть их отличие от жертв истинных и действительных. Он говорит также: Но вырод избранный, царственное священство, народ святой (1 Пет. 2 9). Эти слова имеются и в Книге Исхода, в главе 19. Подобно тому, как в древности Моисей сказал их Евреям, Апостол Петр ис­пользовал их по отношению к христианам. Но в Ветхом Завете не все были священниками ис­тинными и действительными, таковыми были только выходцы из рода и племени Аарона, а все остальные были священниками лишь духовно. Так следует говорить и о людях Нового Завета.

К тому же и Апокалипсис, и святой Петр святый проводят связь между священс­твом и царствованием. Так, в Апокалипсисе сказано: соделал нас царями и священни­ками Богу нашему (Откр. 5, 10). А святой Петр говорит: царственное священство. И подобно тому, как не все люди являются царями истинно и действительно, разве лишь духовно, образно и метафорически, так не все являются и священниками, разве лишь духовно, образно же и метафорически.

Претыкание второе Псаломщик и Апостол Петр говорят, что Христос священник вовек по чину Мелхиседека. Если же Христос священник вовек, у Него нет последователей и Он не нуждает­ся в том, чтобы вместо Него пришли другие священники. В Ветхом Завете священников было много потому, что из‑за смерти они не могли пребыть вечно. Об этом ясно говорит Апостол Павел: Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее (Евр. 7:23‑24).      

Поэтому ныне священники или не являются истинными и действительными, или похищают и отнимают священство у Христа. Если же ныне священники не истинны, то и жертва не может быть истинной и действительной.

Исправление претыкающимся Наследник и служитель – это разные явления. Одно дело быть наследником неко­его владыки, и другое – быть его служителем. Различия между ними двояки.

ПЕРВОЕ. Если наследник равночестен и равносилен тому, чей он наследник, то к служителю это не относится, и он не таков.

ВТОРОЕ. Если наследник принимает наследство только после смерти или изгна­ния некоего владыки, то служитель может быть таковым и при живом владыке. Разли­чия, как видим, коренятся в царском величии.

Пока царь жив и обладает царской властью, у него нет равночестного и равно­сильного ему наследника, но он может иметь многих служителей. Подобным образом следует рассуждать и о нашем Догмате. Христос в Своем священстве не имеет наслед­ника, равночестного и равносильного Себе, ибо всегда жив и будет жить вовек (Ин. 6:51), как говорит Апостол. Однако у него много служителей, которые служат Ему в деле священства. Это же можно видеть на примере Аарона, который, пока был жив, не имел наследников, равночестных и равновластных себе, но имел много священников и леви­тов более низкого уровня, которые служили ему. К тому же Христос единственный наш Священник вовек, а также единственный наш Учитель вовек. Ибо Он Сам говорит: не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос (Мф. 23:8). Единственность учительства Христа не противоречит множественности учителей, работающих Христу. Так, и сам Апостол Павел называет себя учителем: я поставлен проповедником и Апос­толом, – истину говорю во Христе, не лгу, – учителем язычников в вере и истине (1 Тим. 2:7). Он говорит это и в другом месте (2 Тим. 1:11). И подобно тому, как единственность учительства Христа не исключает и не отвергает многих учителей, работающих Христу, так и единственность священства Христа не исключает многих священников, работаю­щих Христу. Поэтому, когда Апостол отвергает множественность священников, следует понимать, что говорится о священниках, равночестных и равносильных Христу, а не о священниках, служащих и работающих Христу.

Претыкание третье      

Апостол Павел учит, что достаточно одной Жертвы, принесенной на Кресте, и пишет: Он же однажды (...) явился для уничтожения греха жертвою Своею (Евр. 9:26). И снова так же: Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих (Евр. 9:28). Снова: освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа (Евр. 10:10), И снова там же: Он одним приношением навсегда сделал совершенными освяща­емых (Евр. 10:14).      

Здесь противницы почти торжествующе восклицают: если, согласно учению Пав­ла, достаточно одной Кровной Жертвы для уничтожения наших грехов, то напрасна Бес­кровная Жертва, и приносящий ее упраздняет Крест Христа и вменяет в ничто Жертву, принесенную на Кресте.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ПЕРВЫХ, ВОЗРАЖЕНИЕМ:

Если для уничтожения грехов достаточно только одной Кровной Жертвы, то на­прасно Крещение, напрасна Евхаристия. Напрасны также жертвы, приносившиеся при законе Моисея, так Христос принес Себя в Жертву на Кресте не только за нас, но и за всех людей, которые были, есть и будут, как говорит Павел: Христос за всех умер (2 Кор. 5:15). И Апокалипсис называет Агнца, закланного от создания мира (Откр. 13:8). Что скажете на это, противники?

И как Крещение и Евхаристия не упраздняются однократным принесением кров­ной жертвы, и жертвы закона Моисея не были напрасны из‑за Кровной Крестной смер­ти, так и наша Бескровная Жертва не может быть напрасной из‑за принесенной на Крес­те одной Жертвы. И как не были напрасны ветхозаветные жертвы, будучи прообразом смерти будущего Мессии и Его Кровной Жертвы, так не может быть напрасной и наша Бескровная Жертва, поскольку она является образом и воспоминанием о свершившей­ся на Кресте Жертве и смерти Христовой.

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ВТОРЫХ: Когда Апостол говорит: Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем (Рим. 3:31), то и мы говорим подобное этому. Унич­тожаем ли мы Кровную Жертву Бескровной Жертвой? да не будет этого; но, напротив, мы утверждаем Кровную Жертву. Как может бескровная жертва упразднить крестную, если она представляет собой непрестанный образ кровной жертвы и воспоминание о ней? Не те ли, скорее, упраздняют Крестную Жертву, кто рассуждает противополож­ным образом? А когда Апостол Павел говорит, что одной Кровной Жертвы достаточно для уничтожения грехов, он говорит истину. Но что из этого следует? Следует то, что принесение иной Кровной или иной Крестной Жертвы напрасно и не является необхо­димостью. И мы вместе с Апостолом Павлом благочестиво исповедуем это и говорим, что тщетно возобновлять эту Кровную Жертву и Христу умирать за нас повторно или еще много раз. но достаточно одного раза, и именно это смысл вышеприведенных слов Павла. Апостол отнюдь не говорит, что удвоением или умножением Бескровной Жертвы упраздняется Крест Христов и его Кровная Жертва. Ибо Бескровная Жертва не только не уничтожает и не упраздняет Крест Христа и его Кровную Жертву, но, более того, в значительной мере способствует ее почитанию. Ибо, как уже сказано. Бескровная Жер­тва есть незабвенное воспоминание о смерти Христа и ее принесение является образом Кровной Жертвы, принесенной на Кресте.

НАСТАИВАЮТ противники и говорят, что Апостол Павел пишет: А где проще­ние грехов, там не нужно приношение за них (Евр. 10:18). Поскольку благодаря Кровной Жертве грехи уже прощены, напрасно приношение новой Жертвы за грехи, и Бескров­ной Жертве нет места.

ОТВЕЧАЕМ: Следует знать, что необходимость в Бескровной Жертве не единична.

ПЕРВАЯ необходимость: чтобы Бескровная Жертва всегда была воспоминанием о смерти Христа и образом Его Кровной Жертвы на Кресте.

ВТОРАЯ необходимость: чтобы установился и основался Новый Закон и вера, что не бывает без принесения внешней видимой жертвы.

ТРЕТЬЯ необходимость: чтобы было знамение и исповедание Превысочайшего Божественного Владычества, нашего же Ему рабства.

ЧЕТВЕРТАЯ необходимость: чтобы было средство, благодаря которому мы при­общаемся к Кровной Жертве. Лечебный пластырь не помогает, если его не приклады­вать. Пища не насыщает, если ее не съедают. Сокровище не обогащает, если его не ис­пользовать, и из колодца не набрать воду, если не иметь ковша.

Так и Крестная Жертва – наше лекарство, но нуждается в том, чтобы его прило­жили к нашим язвам. Это наша пища и наше сокровище, нуждающееся в употреблении. Это глубокий колодец, но к нему требуется ковш.

Вся это возможно использовать с помощью Бескровной Жертвы. Она представляет со­бой средство и некое орудие, благодаря которому на нас изливаются все благодеяния Крестной Жертвы Христа, Ею, как неким ковшом из колодца Крови Христа, примем омовение и прохладу нашим душам. И об атом достаточно сказано в первой части. Отсюда готов ответ на Апос­тольские слова. Когда Апостол говорит: А где прощение грехов, там не нужно приношение за них (Евр. 10:18), следует понимать это так, что не нужно кровное приношение за грехи, и нет необходимости повторно умирать Христу за грехи. Однако есть необходимость в бескровном приношении. Но зачем? Затем, что этим бескровным приношением мы становимся сообщника­ми Кровной Жертвы Христа. И Бескровной Жертвой, как ковшом из колодца крови Христовой, примем благодатные струн. К тому же, если бы и не было необходимости в Бескровной Жертве для отпущения грехов, то оставались бы другие необходимости, о которых сказано выше.

Претыкание четвертое      

Христос на Кресте говорит: свершилось (Ин. 19. 30)! Этим словом Христос озна­меновал. что свершилась единственная Кровная Жертва, необходимая для нашего спа­сения, и не нужна никакая другая жертва.

Исправление претыкающимся      

Если все обстоит так, как говорят противники, то напрасны и Крещение, и Евха­ристия, и Евангелие, и сама вера, ибо все, необходимое для спасения, уже совершилось одной Кровной Жертвой. Не так толкуют это изречение, свершилось, святые Отцы. Они говорят, что свершились все пророчества о страдании Христа, Его мучениях и смерти, и все. что предвозвестили древние пророки, уже исполнилось. Такое толкование дают Златоуст. Кирилл, Феофилакт и другие.

Претыкание пятое      

Христос на Тайной Вечери сказал: Примите, едите (Мф. 26. 26) Но Он не ска­зал: «Приносите в жертву». Поэтому Евхаристия не является приношением и Жертвой, а только Таинством, которое преподается нам, а не приносится Богу Отцу.

Исправление претыкающимся      

Если Христос и не сказал: «Приносите в жертву», но выразил смысл этих слов по‑другому: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22:19), смотри также 1 Кор. 11:24. Следует знать, что это слово, творите, в Священном Писании используется вместо слов «приносите в жертву». Так, в Книге Левит написано; возьмет он себе двух горлиц или двух молодых голубей, и придет пред лице Господне ко входу скинии собрания, и отдаст их священнику; и принесет священник из сих птиц одну в жертву за грех, а другую во всесожжение (Лев. 15:14‑15).      

Подобное этому написано в Книге Чисел: священник одну из птиц принесет в жертву за грех, а другую во всесожжение (Чис. 6:11). Подобные этим слова имеются и в Книге Пророка Иезекииля, и во многих других местах, где это слово, творить, исполь­зуется вместо слов «приносить жертву». Поэтому и тогда, когда Христос говорит: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22:19), слова сие творите используется вместо слов «приносите в жертву» (Иез. 46). Однако мы на этом не настаиваем. Для нас важно, что Христос на Тайной Вечери принес в Жертву Богу Отцу Тело и Кровь Свою под видом хлеба и вина. Ибо Он тогда сказал: сие есть Тело Мое, которое за вас предается (Лк. 22:19). В Моей Крови, которая за вас проливается (Лк. 22:20). Также в Евангелии от Мат­фея: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26:26‑28). Этими словами, за многих, или за вас изливаемая во оставление грехов, ясно дается понять, что эта Жертва была принесена тогда за Апостолов, а не только дана Апостолам в пищу, ибо говорится: за вас, а не «вам», и говорится: за многих, то есть за всех. Пища и Таинство не даются за многих, а только многим. Так богомудрствуют святые Отцы, о чем достаточно сказано в первой части. Итак, поскольку Христос на Тайной Вечере принес Богу Отцу в жертву Свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина и повелел делать так Своим Апостолам: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22:19), ясно следует, что Бескровная Жертва была установлена Христом, Который повелел приносить ее.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: